Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Горячий» отчет по рынку труда США может стать аргументом для более медленного снижения ставок ФРС » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Горячий» отчет по рынку труда США может стать аргументом для более медленного снижения ставок ФРС

8 апреля 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Опубликованный отчет BLS за март показал, что рынок труда продолжает преподносить сюрпризы - прирост рабочих мест ускорился до максимума за 10 месяцев и существенно превысил консенсус-прогноз, безработица снизилась (рынок не ожидал изменений).

Однако «перегрев» вроде бы не усиливается - темп роста зарплат совпал с ожиданиями рынка и в годовом выражении замедлился до минимума с июля 2021 г, а уровень участия населения в рабочей силе увеличился (что отражает увеличение предложения рабочей силы). В сочетании с большинством других отчетов по рынку труда США, которые вышли на этой неделе, отчет BLS показывает, что ситуация с занятостью остается очень устойчивой, что позволяет ФРС не спешить со снижением ставки. Как отметил глава ФРБ Ричмонда Т. Баркин, безработица остается ниже 4% уже 26 месяцев подряд, такого не было с 60-х гг. При этом в отчете нет явных признаков усиления инфляционного давления, но сильный прирост рабочих мест может способствовать более устойчивой динамике зарплат и тормозить темпы дезинфляции (что, собственно, уже проявилось в данных по инфляции за январь-февраль).

Ключевое значение для дальнейших действий ФРС приобретает динамика инфляции – как отмечал ранее Дж. Пауэлл, необходимо увидеть больше свидетельств ее устойчивого замедления перед тем, как начинать снижение ставки. Если инфляция будет замедляться в ближайшие месяцы, то, все еще остается шанс на первое снижение ставки ФРС на июньском заседании (этот сценарий пока оценивается рынком как основной). Однако инфляционные риски связаны как с сильным ростом американской экономики и устойчивым рынком труда, так и с новой волной роста мировых цен на нефть и цен на бензин в США. Медианный прогноз руководителей ФРС по итогам мартовского заседания предполагает 3 снижения ставки в этом году. Но в последнее время некоторые руководители ФРС (Бостик, Кашкари) говорят о том, что если дезинфляция замедлится или остановится, то не исключено, что ФРС снизит ставку в этом году лишь 1 раз к концу года или не снизит ее вообще. После выхода отчета глава ФРБ Далласа Л. Логан сказала, что пока рано начинать думать о снижении ставки – она обеспокоена, что инфляция может закрепиться на высоком уровне и не будет снижаться к цели 2% в соответствии с прогнозными ожиданиями и с ожидаемой скоростью.

После выхода отчета фьючерсы на CME уменьшили оценку вероятности снижения ставки ФРС на заседании 1 мая с 11% до 5%, а на июньском заседании – до 53% против 66% накануне. Хотя фондовые индексы отреагировали на сильные данные по рынку труда ростом, отчет поддержал рост доходностей гособлигаций и укрепление курса доллара.

Рост рабочих мест в марте ускорился до 303К (максимум за 10 месяцев) при консенсус-прогнозе снижения до 200К. Таким образом, уже 4 месяца подряд прирост рабочих мест превышает 200К в месяц. Показатели за предыдущие 2 месяца пересмотрены в сторону повышения суммарно на 22К. В более репрезентативном частном секторе прирост в марте составил 232К (при консенсусе 160К).

Наиболее сильный рост в феврале дали здравоохранение (+72К), правительственный сектор (+71К), строительство (+39К). Отрасль отдыха и гостеприимства добавила 49К рабочих мест и, наконец, восстановилась к своему допандемийному уровню.

Уровень безработицы неожиданно снизился с 3,9% в феврале (максимум с января 2022 г) до 3,8%, рынок не ждал изменений. С августа прошлого года по январь показатель колебался в узком диапазоне 3,7-3,8%. Коэффициент участия населения в рабочей силе (participation rate), который 3 месяца держался на годовом минимуме 62,5%, немного повысился – до 62,7%. Обычно ФРС оценивает повышение этого показателя позитивно, как признак увеличения предложения рабочей силы и признак перехода спроса и предложения в более сбалансированное состояние. Численность рабочей силы увеличилась на 469К, при этом количество занятых возросло на 498К, а количество безработных снизилось на 29К.

Рост средней почасовой зарплаты в месячном выражении в марте ускорился до 0,3% м/м после пересмотренных 0,2% м/м в феврале (прежняя оценка 0,1% м/м). Результат совпал с консенсус-прогнозом. В годовом выражении рост зарплат замедлился с 4,3% до 4,1%, что совпало с ожиданиями рынка и стало минимумом с июля 2021 г. Темпы роста зарплат снижаются, хотя еще выше доковидных и тех 3-3,5%, которые многие экономисты считают совместимыми с инфляцией на уровне целевых 2%. Однако отсутствие более заметного ускорения роста зарплат при столь сильном росте рабочих мест в явном виде не противоречит надеждам ФРС на постепенное снижение напряженности на рынке труда и создаваемого ею инфляционного давления.

Сильнее ожиданий рынка оказался и опубликованный на этой неделе отчет о занятости в частном секторе от ADP. Он показал, что в марте прирост рабочих мест ускорился до 184К (максимум за 8 месяцев), а значение за февраль пересмотрено в сторону повышения до 155К (прежняя оценка 140К). Для сравнения, консенсус-прогноз предполагал создание в марте лишь 148К рабочих мест. Основной прирост пришелся на отрасли отдыха и гостеприимства, строительство, торговлю и транспортировку. Средний рост зарплат для тех, кто продолжал работать на том же месте, остался на уровне предыдущего месяца (5,1% г/г), прервав тренд на замедление. При этом средний рост зарплат для тех, кто сменил место работы, ускорился до 10% (максимум с июля прошлого года). Это говорит в пользу усиления инфляционных рисков, хотя отчет ADP считается менее приоритетным по сравнению с отчетом BLS.

Несмотря на сильный прирост рабочих мест, одновременно продолжает нарастать число увольнений по инициативе компаний. Так, по данным рекрутинговой компании Challenger, Gray & Christmas, число объявленных компаниями увольнений в марте увеличилось на 7% и достигло максимума с января прошлого года. Наибольшее число увольнений приходится на технологический и правительственный сектор.

Опубликованный также на этой неделе отчет JOLTS за февраль показал, что количество открытых вакансий увеличилось на 8 тыс. и составило 8,756 млн, чуть выше консенсус-прогноза 8,75 млн, в то время как показатель за январь был пересмотрен в сторону снижения с 8,86 млн до 8,74 млн. В целом тренд на снижение числа открытых вакансий сохраняется, хотя их количество еще превышает допандемийный уровень. Также продолжает снижаться число вакансий на одного безработного: в феврале оно опустилось до 1,36 по сравнению с приходилось 1,43 в январе. На максимуме напряженности рынка труда, когда ФРС начинал ужесточение ДКП, это соотношение достигало 1,8-2, а теперь постепенно приближается к среднему значению в 1,2 за год до пандемии COVID-19. Из этого можно сделать вывод, что рынок труда остается сильным и устойчивым, но пост-пандемийный «перегрев» постепенно сокращается.