8 апреля 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в 1кв2024 г сократился до 607 млрд руб или 0,3% ВВП (против 1474 млрд руб в январе-феврале и 2086 млрд руб в 1кв23). По нашей оценке, исходя из ранее опубликованных данных Минфина за январь-февраль, в марте профицит бюджета мог составить 867 млрд руб. Несмотря на ускоренное финансирование расходов в феврале-марте, сокращению дефицита способствует значительный рост нефтегазовых и ненефтегазовых доходов (особенно относительно очень слабой базы 1кв23). Помимо благоприятной конъюнктуры нефтяных цен и роста экономической активности, на доходах 1кв24 сказались и единовременные факторы.
По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в 1кв 2024 г составил 8719 млрд рублей, что на 53,5% выше объема поступления доходов в 1кв 2023 года. Объем расходов федерального бюджета по итогам 1кв 2024 года составил 9326 млрд рублей, что выше уровня 1кв23 на 20,1% г/г. Дефицит бюджета составил 607 млрд руб (0,3% ВВП) по сравнению с 2,09 трлн руб (1,2% ВВП) в январе-марте 2023 г.
Нефтегазовые доходы бюджета (НГД) в 1кв24 достигли 2928 млрд рублей (+79,1% г/г) – как поясняет Минфин, «преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье». Фактически, в 1кв24 нефтегазовые доходы приблизились к рекордному значению 1кв22 (2974 млрд руб) – правда, тогда они были достигнуты при более сильном курсе рубля (84,73 руб/$). Высокие мировые цены на нефть (сейчас Brent торгуется вблизи $90/барр), даже при расширенном ценовом дисконте Urals позволяет Минфину получать дополнительные нефтегазовые доходы – этим ситуация принципиально отличается от 1кв23, когда средняя цена российской нефти Urals составляла всего $48,92 за баррель, и курс рубля был существенно крепче, чем сейчас. По данным Argus, в марте этого года цена на нефть Urals (FOB) составила $68,341 за баррель (февраль $66,33 за барр.), при дисконте к Brent около $17 за баррель. По данным Минфина, в марте нефтегазовые доходы увеличились до 1307 млрд руб против 946 млрд руб в феврале – этому способствовал НДД за 4кв23. В первые 3 месяца т.г. нефтегазовые доходы бюджета существенно (на 404,6 млрд руб) превысили базовый уровень (соответствующий среднегодовой цене российской экспортной нефти $60/барр), и Минфин сообщил, что «в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем». Это позволяет Минфину направлять дополнительные нефтегазовые доходы на пополнение ФНБ (ликвидная часть которого заметно сократилась в прошлом году).
Минфин заложил на 2024 год среднюю цену Brent на уровне $85 за баррель, а российской нефти - $71,3/барр, среднегодовой курс доллара 90,1 руб. При этом в бюджет заложен план по НГД 11,5 трлн руб (+30% к значению 2023 г). Если в начале года это представлялось слишком оптимистичным, то при сохранении текущей благоприятной конъюнктуры мировых нефтяных цен (связанной с ограничением поставок со стороны ОПЕК+, повышенными геополитическими и военными рисками), повышаются шансы приблизиться к плану по доходам. Впрочем, сдерживающим фактором являются установленные правительством РФ ограничения добычи и экспорта нефти (как сообщал вице-премьер А. Новак, во 2кв24 Россия дополнительно сократит добычу и экспорт нефти совокупно на 471 тыс. б/с.), а также ретроспективное увеличение в налоговой формуле максимального прогнозного дисконта Urals к Brent с $15 на $20 за баррель с 1 января 2024 г.
Ненефтегазовые доходы по итогам 1кв24 составили 5 791 млрд рублей (+43,2% г/г), в т.ч. поступления от НДС возросли на 24,6%. Отчасти это связано со слабой базой начала 2023 г., кроме того, как поясняет Минфин, «значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали плановые поступления неналоговых доходов единовременного характера» (ранее прямо упоминались доходы от «крабовых аукционов»: «платежи от аукционов о закреплении квот на добычу водных биоресурсов»). Минфин отмечает, что «в целом, объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам первого квартала 2024 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете». Дополнительные ненефтегазовые доходы в соответствии с бюджетным правилом, могут полностью быть направлены на финансирование дополнительных бюджетных расходов.
В этом году вероятные источники поступления «неучтенных» доходов могут быть также связаны с «безвозмездными поступлениями» от продажи иностранцами российского бизнеса. В соответствии с пояснительной запиской к бюджету 2024-26 гг по этой статье заложен план по доходам всего в 2,1 млрд руб., однако, как сообщал РБК со ссылкой на данные Электронного бюджета, уже с начала 2024 года по середину марта фактический объем доходов федерального бюджета по статье «безвозмездные поступления от негосударственных организаций» составил 35,7 млрд руб., в 17 раз превысив годовой план. Еще один вероятный источник пополнения доходов бюджета – доходы от приватизации. В середине марта глава Минфина Антон Силуанов объявил о планах увеличить план поступлений от продажи госимущества в этом году почти в сто раз — с 1,2 млрд до 100 млрд руб.
Расходы бюджета в 1кв24 г составили 9 326 млрд рублей, превысив уровень 1кв23 на 20,1%. При этом в 1кв23 расходы уже выросли на 32,5% г/г. Как поясняет Минфин, «несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале-марте 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам» (повторяется ситуация 1кв23). По нашей оценке, исходя из ранее публиковавшихся данных Минфина, наиболее острой была ситуация в феврале этого года, когда расходы могли составить почти 4 трлн руб и взлетели на 56,8% г/г. В марте же расходы сократились до 2,8 трлн руб, что «всего» на 27,3% выше уровня марта 2023 г.
В 2024 г в закон о бюджете заложен рост расходов до рекордных 36,6 трлн руб (+13% к уровню 2023 г). По данным Минфина, в 2024 году доля расходов на национальную оборону составит 28% (вместе с расходами на нацбезопасность и правоохранительную деятельность – 37%), на социальную политику будет направлено 21% расходов. По состоянию на 1кв24, из утвержденного на год плана уже выполнено 25% расходов (в 1кв23 доля расходов составляла 27% от утвержденных на год расходов и 24% от фактических). В прежние годы, до практики авансового финансирования контрактов в начале года, эта доля была меньше (18-20%).
Плановый дефицит федерального бюджета на текущий год установлен в размере почти 1,6 трлн руб (0,9% ВВП). Когда по итогам февраля дефицит приблизился к годовому плану, усилились ожидания, что и в этом году дефицит может «не уложиться» в заданные рамки. Однако по итогам марта ситуация улучшилась. Пока ситуация с доходами складывается лучше ожиданий, но сохраняется неопределенность по динамике расходов. Кроме того, риски для доходов связаны с возможным ухудшением внешнего спроса на сырьевые товары и с замедлением роста российской экономики в течение года.
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.
По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в 1кв 2024 г составил 8719 млрд рублей, что на 53,5% выше объема поступления доходов в 1кв 2023 года. Объем расходов федерального бюджета по итогам 1кв 2024 года составил 9326 млрд рублей, что выше уровня 1кв23 на 20,1% г/г. Дефицит бюджета составил 607 млрд руб (0,3% ВВП) по сравнению с 2,09 трлн руб (1,2% ВВП) в январе-марте 2023 г.
Нефтегазовые доходы бюджета (НГД) в 1кв24 достигли 2928 млрд рублей (+79,1% г/г) – как поясняет Минфин, «преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье». Фактически, в 1кв24 нефтегазовые доходы приблизились к рекордному значению 1кв22 (2974 млрд руб) – правда, тогда они были достигнуты при более сильном курсе рубля (84,73 руб/$). Высокие мировые цены на нефть (сейчас Brent торгуется вблизи $90/барр), даже при расширенном ценовом дисконте Urals позволяет Минфину получать дополнительные нефтегазовые доходы – этим ситуация принципиально отличается от 1кв23, когда средняя цена российской нефти Urals составляла всего $48,92 за баррель, и курс рубля был существенно крепче, чем сейчас. По данным Argus, в марте этого года цена на нефть Urals (FOB) составила $68,341 за баррель (февраль $66,33 за барр.), при дисконте к Brent около $17 за баррель. По данным Минфина, в марте нефтегазовые доходы увеличились до 1307 млрд руб против 946 млрд руб в феврале – этому способствовал НДД за 4кв23. В первые 3 месяца т.г. нефтегазовые доходы бюджета существенно (на 404,6 млрд руб) превысили базовый уровень (соответствующий среднегодовой цене российской экспортной нефти $60/барр), и Минфин сообщил, что «в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем». Это позволяет Минфину направлять дополнительные нефтегазовые доходы на пополнение ФНБ (ликвидная часть которого заметно сократилась в прошлом году).
Минфин заложил на 2024 год среднюю цену Brent на уровне $85 за баррель, а российской нефти - $71,3/барр, среднегодовой курс доллара 90,1 руб. При этом в бюджет заложен план по НГД 11,5 трлн руб (+30% к значению 2023 г). Если в начале года это представлялось слишком оптимистичным, то при сохранении текущей благоприятной конъюнктуры мировых нефтяных цен (связанной с ограничением поставок со стороны ОПЕК+, повышенными геополитическими и военными рисками), повышаются шансы приблизиться к плану по доходам. Впрочем, сдерживающим фактором являются установленные правительством РФ ограничения добычи и экспорта нефти (как сообщал вице-премьер А. Новак, во 2кв24 Россия дополнительно сократит добычу и экспорт нефти совокупно на 471 тыс. б/с.), а также ретроспективное увеличение в налоговой формуле максимального прогнозного дисконта Urals к Brent с $15 на $20 за баррель с 1 января 2024 г.
Ненефтегазовые доходы по итогам 1кв24 составили 5 791 млрд рублей (+43,2% г/г), в т.ч. поступления от НДС возросли на 24,6%. Отчасти это связано со слабой базой начала 2023 г., кроме того, как поясняет Минфин, «значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали плановые поступления неналоговых доходов единовременного характера» (ранее прямо упоминались доходы от «крабовых аукционов»: «платежи от аукционов о закреплении квот на добычу водных биоресурсов»). Минфин отмечает, что «в целом, объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам первого квартала 2024 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете». Дополнительные ненефтегазовые доходы в соответствии с бюджетным правилом, могут полностью быть направлены на финансирование дополнительных бюджетных расходов.
В этом году вероятные источники поступления «неучтенных» доходов могут быть также связаны с «безвозмездными поступлениями» от продажи иностранцами российского бизнеса. В соответствии с пояснительной запиской к бюджету 2024-26 гг по этой статье заложен план по доходам всего в 2,1 млрд руб., однако, как сообщал РБК со ссылкой на данные Электронного бюджета, уже с начала 2024 года по середину марта фактический объем доходов федерального бюджета по статье «безвозмездные поступления от негосударственных организаций» составил 35,7 млрд руб., в 17 раз превысив годовой план. Еще один вероятный источник пополнения доходов бюджета – доходы от приватизации. В середине марта глава Минфина Антон Силуанов объявил о планах увеличить план поступлений от продажи госимущества в этом году почти в сто раз — с 1,2 млрд до 100 млрд руб.
Расходы бюджета в 1кв24 г составили 9 326 млрд рублей, превысив уровень 1кв23 на 20,1%. При этом в 1кв23 расходы уже выросли на 32,5% г/г. Как поясняет Минфин, «несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале-марте 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам» (повторяется ситуация 1кв23). По нашей оценке, исходя из ранее публиковавшихся данных Минфина, наиболее острой была ситуация в феврале этого года, когда расходы могли составить почти 4 трлн руб и взлетели на 56,8% г/г. В марте же расходы сократились до 2,8 трлн руб, что «всего» на 27,3% выше уровня марта 2023 г.
В 2024 г в закон о бюджете заложен рост расходов до рекордных 36,6 трлн руб (+13% к уровню 2023 г). По данным Минфина, в 2024 году доля расходов на национальную оборону составит 28% (вместе с расходами на нацбезопасность и правоохранительную деятельность – 37%), на социальную политику будет направлено 21% расходов. По состоянию на 1кв24, из утвержденного на год плана уже выполнено 25% расходов (в 1кв23 доля расходов составляла 27% от утвержденных на год расходов и 24% от фактических). В прежние годы, до практики авансового финансирования контрактов в начале года, эта доля была меньше (18-20%).
Плановый дефицит федерального бюджета на текущий год установлен в размере почти 1,6 трлн руб (0,9% ВВП). Когда по итогам февраля дефицит приблизился к годовому плану, усилились ожидания, что и в этом году дефицит может «не уложиться» в заданные рамки. Однако по итогам марта ситуация улучшилась. Пока ситуация с доходами складывается лучше ожиданий, но сохраняется неопределенность по динамике расходов. Кроме того, риски для доходов связаны с возможным ухудшением внешнего спроса на сырьевые товары и с замедлением роста российской экономики в течение года.
Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба