Рынок труда меняет прогнозы по ставке и доллару » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Рынок труда меняет прогнозы по ставке и доллару

8 апреля 2024 finversia.ru Гойхман Марк
Отчёт по рынку труда в США 5 апреля надо трактовать шире, чем просто локальное событие. Он показывает во многом глубинные процессы, много говорящие о перспективах денежно-кредитной политики и ситуации на рынках.

Нонфарм для рынка – больше, чем нонфарм.
Меняет ожиданья ФРС,
Которой уж совсем не до фанфар,
Идя бюджету вновь наперерез.

Напомним удивившие данные. Число занятых вне с/х (non-farm payrolls) в марте резко выросло – на 303 тыс., при прогнозе, наоборот, снижения с 270 тыс. до 212 тыс. Уровень безработицы сократился до 3,8% с прежних и ожидаемых 3,9%. Почасовая зарплата поднялась на 0,3%, что выше предыдущего показателя 0,2%.

Вот бы и аплодировать такому сплошному позитиву! Но в нынешней парадоксально перевёрнутой ситуации «нет добра без худа».

И даже не очень радует, что оправдался мой прогноз в Finversia 5 апреля о данных по рынку труда, о том, что «они могут быть лучше ожиданий». И об укреплении на этом индекса доллара, что «с нынешнего рубежа в районе 104 п. USDX может подниматься вновь».

Да, реальность гораздо лучше пессимистичных предположений. Но ведь они основаны на постоянном многомесячном ожидании предсказанной рецессии, сжатия роста ВВП и спроса на труд. Тем более при длительном сохранении высоких ставок и жёсткости регулятора.

Но вопреки этому, подъём числа рабочих мест не замедляется, а ускоряется с осени 2023 года! Спрос силён, и это огромная головная боль для Федрезерва. Поскольку здесь факторы всплеска инфляции – главной «красной тряпки» для регулятора.

Копнём глубже. Почему же такое происходит? Поняв это, можно предполагать дальнейшую реакцию Федрезерва, влияние на цены активов.

Вероятно, основной драйвер сильного рынка труда – госрасходы, вложения бюджета, финансируемые в первую очередь за счёт накачки государственных заимствований.

Несколько обстоятельств в пользу такой гипотезы.

Во-первых, согласно нонфармам, общее число занятых вне с/х поднимается в последнее время на 250-330 тыс. в месяц. А в частном бизнесе вне с/х – гораздо меньше, на 160-250 тыс. Но ведь частный сектор занимает 88% в ВВП США, а государство – лишь 12%. Таким образом, рабочие места прирастают в подавляющей степени в госсекторе.

Во-вторых, сравним ещё пару показателей. Общий объём денежной базы в экономике, неуклонно поднимается с июля 2023 года, по данным ФРС. Тогда как баланс самого ФРС, наоборот, неизменно сокращается с марта 2023 года в рамках количественного ужесточения QT.

Получается вот что. Администрация Джозефа Байдена усиленно тратит деньги в бюджетном секторе, стимулируя его и спрос на занятость в целом. Ей важно создавать рабочие места в преддверии президентских выборов в ноябре 2024 года. Вроде, хорошо? Но ведь фактически это нагнетает и инфляцию.

«А вы госдолг Штатов видели?» Его ежесекундный «счётчик щёлкает» на глазах у всего мира. Вот здесь. Перевалил за $34,6 трлн. Помните, год назад, при превышении его лимита в $31,4 трлн, министр финансов США Джанет Йеллен очень беспокоилась и предупреждала о риске дефолта? Но оказалось, воистину «бабушка надвое сказала»… Предел госдолга был не просто повышен, как много раз до этого. Нет, его действие вообще приостановлено до января 2025 года. Аккурат до инаугурации нового (старого?) президента.

Так что руки у администрации Байдена развязаны. И сейчас она играет ведущую роль, воздействуя на экономику, рынок труда, инфляцию сильнее, чем Федрезерв. А ему в рамках его мандата нужно противостоять рукотворным проинфляционным факторам. Чем? Сжатием кредитования и баланса в противовес нагнетанию бюджетных расходов. Поддержанием высокой ставки для ограничения спроса и роста цен. Одним словом, вынужденно жёсткой кредитной политикой против мягкой бюджетной.

Кстати, экономические процессы в разных странах имеют схожие черты. Центробанк РФ также сохраняет высокую ключевую ставку в условиях сильного денежного стимулирования со стороны госбюджета. При высокой инфляции и минимальной за многие годы безработице 2,8%. Хотя, конечно, в США, как у Александра Городницкого: «Хоть похоже на Россию, только всё же не Россия». Ставка намного ниже. Но и там, и здесь, речь о её снижении пойдёт лишь после устойчивого ослабления инфляции.

Итак, какие практические выводы из ситуации после нонфарма для инвестора?
Первое. Риски рецессии, падения производства ослабляются госрасходами. Это подтверждается экономическими показателями и даёт возможность поддержания жёсткости ФРС.

Второе. Есть и необходимость для её более длительного сохранения, для высоких ставок. Поскольку надо микшировать драйверы инфляции спроса, во многом исходящие от рынка труда, растущих зарплат.

Третье. Наращивание госрасходов и заимствований способствует увеличению их цены, то есть процентов по ним. В этом один из факторов увеличения доходности трежериз и привлекательности доллара. Доходность 10-летних трежериз растёт с начала 2024 года Поднялась за три месяца с 3,8% до 4,3%, то есть на 13%.

Рынок после нонфарма кардинально поменял настроение. До пятницы 5 апреля консенсусом было начало снижения ставки ФРС с 5,5% в июне. Так считали 65%, согласно фьючерсам на данное событие. Теперь на это ориентируются лишь 53%. Консенсус переносится на июль. А ведь недавно мало кто сомневался, что уже в мае это случится…

Интересно, какой вердикт по мартовской инфляции будет 10 апреля? Предполагается рост ИПЦ до 3,4% с 3,2%, то есть возврат к декабрьскому уровню. Теряется три месяца того, что «нажито непосильным трудом» ФРС. Ещё и нефть дорожает. С февральских $71 за баррель WTI выше $83 в конце марта и почти $87 в начале апреля. Похоже, к инфляции спроса из-за зарплат и денежной массы добавится и инфляция издержек. К зубовному скрежету ФРС…

А 11 апреля ждём заседание ЕЦБ. В отличие от США, европейцы вряд ли станут жестить. При их-то красивой падающей инфляции 2,4%, но высокой безработице 6,5%, нулевых темпах роста ВВП. Нет, конечно, ставку пока не опустят, оставят 4,5%. Но посыл может быть вполне «голубиный».

Таким образом, указанные обстоятельства, вероятно, продолжат укреплять доллар. Сохраняю свой прогноз о том, что первыми целями роста USDX выступают 104,7–104,8 п. Поддержка – на 103.6 п. 5 апреля, после взлёта на нонфарме до 104,4 п., индекс откатился ниже 104,1 п. Многие спросили меня, почему это произошло. Очевидно, сказался фактор закрытия недели, фиксирования позиций после покупки. Но тем самым сформировался пинбар – свеча с длинной тенью. Она может стать разворотной свечной моделью «перевёрнутый молот» со стремлением вверх. Таким образом, после коррекции в начале апреля до уровня Фибоначчи 61,8% на 103,6 п. индекс разворачивается по основному восходящему тренду.

Для пары EUR/USD актуально на ближайшую перспективу нисходящее движение от 1,0860. В случае ухода ниже 1,08 вероятно тестирование поддержки 1,0720-1,0740.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter