24 апреля 2024 Тинькофф Банк Соловьев Антон
Короткий ответ: нет, это не так.
Центральный банк — юридическое лицо, чей уставный капитал и имущество находятся в собственности Российской Федерации. Раньше бы сказали — принадлежит народу, сейчас — гражданам России.
Почему ЦБ не подчиняется никому
ЦБ — независимая структура. Свои решения он не обязан согласовывать ни с президентом, ни с Госдумой, ни с правительством. Глава государства и парламент могут влиять лишь на кадровую политику: кандидатуру на пост председателя ЦБ вносит президент, а утверждает Госдума.
Независимость Центробанка от властей страны иногда трактуется как зависимость от зарубежных структур — чаще всего говорят о Международном валютном фонде (МВФ). У этого заблуждения есть и исторические корни.
Как МВФ диктовал свою волю России в 90-е годы
МВФ — это своего рода международная касса взаимопомощи, но на кредитных началах. Фонд, куда входит 190 стран, помогает тем, кто испытывает финансовые сложности, например при высоком дефиците бюджета, проблемах с долгами или падении курса национальной валюты.
С 1992 по 1999 Россия ежегодно брала кредиты в МВФ. Суммы составляли от одного до нескольких миллиардов долларов. Крупнейший кредит в 10,1 млрд одобрили в 1996 году, когда бюджет РФ составлял 115 млрд в долларовом эквиваленте. То есть помощь МВФ составляла очень значительную часть государственных финансов. И зависимость от этой организации, безусловно, была.
Фонд предоставлял кредиты не просто так, а с определенными условиями. В основном они сводились к обязательствам правительства стабилизировать экономику — сократить дефицит госбюджета, умерить расходы, снизить инфляцию. Соответственно, и ЦБ, который отвечал за курс рубля и борьбу с ростом цен, был вовлечен в исполнение этих договоренностей и следовал советам МВФ.
В 1990-е глава МВФ Мишель Камдессю был частым гостем в Москве. Встреча в Кремле с президентом Ельциным, апрель 1997 года. Фотография: Александр Чумичев / ТАСС
Почему МВФ больше не указ для ЦБ РФ
С 2000 года Россия ни разу не обращалась в фонд за кредитами, а в январе 2005 года досрочно погасила все обязательства. С тех пор у Центробанка нет необходимости сверять свою политику с требованиями МВФ. Более того, из заемщиков Россия превратилась в кредитора фонда: она финансирует его деятельность наряду с другими странами — членами клуба.
Квота РФ в соответствии с размерами ее экономики составляет 2,71% — в деньгах это около 19 млрд долларов. Этой же суммой ограничен объем кредита, который могут предоставить России. То есть теоретически за этой помощью страна может обратиться и сейчас.
МВФ при этом по-прежнему анализирует финансовое состояние стран — участниц и дает им свои рекомендации, например советует центральным банкам определенный уровень ставок. Российский регулятор может принимать мнение фонда к сведению, но следовать ему не обязан. Так, в 2021 году МВФ рекомендовал снизить ключевую ставку на 0,5 процентного пункта — до 3,75%, но Центробанк оставил ее на уровне 4,25%, а в марте начал цикл повышения.
«МВФ — это черепаха, которая, пока выдаст свою рекомендацию, проходит много времени, — отмечал работавший тогда зампредом ЦБ Сергей Швецов. — Слава богу, мы не обязаны следовать их рекомендациям. Мы улыбнулись и сделали все как надо — повысили ставки в этом году, обеспечивая ценовую стабильность. Поэтому ни МВФ, ни другие органы не имеют возможности на нас влиять».
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Центральный банк — юридическое лицо, чей уставный капитал и имущество находятся в собственности Российской Федерации. Раньше бы сказали — принадлежит народу, сейчас — гражданам России.
Почему ЦБ не подчиняется никому
ЦБ — независимая структура. Свои решения он не обязан согласовывать ни с президентом, ни с Госдумой, ни с правительством. Глава государства и парламент могут влиять лишь на кадровую политику: кандидатуру на пост председателя ЦБ вносит президент, а утверждает Госдума.
Независимость Центробанка от властей страны иногда трактуется как зависимость от зарубежных структур — чаще всего говорят о Международном валютном фонде (МВФ). У этого заблуждения есть и исторические корни.
Как МВФ диктовал свою волю России в 90-е годы
МВФ — это своего рода международная касса взаимопомощи, но на кредитных началах. Фонд, куда входит 190 стран, помогает тем, кто испытывает финансовые сложности, например при высоком дефиците бюджета, проблемах с долгами или падении курса национальной валюты.
С 1992 по 1999 Россия ежегодно брала кредиты в МВФ. Суммы составляли от одного до нескольких миллиардов долларов. Крупнейший кредит в 10,1 млрд одобрили в 1996 году, когда бюджет РФ составлял 115 млрд в долларовом эквиваленте. То есть помощь МВФ составляла очень значительную часть государственных финансов. И зависимость от этой организации, безусловно, была.
Фонд предоставлял кредиты не просто так, а с определенными условиями. В основном они сводились к обязательствам правительства стабилизировать экономику — сократить дефицит госбюджета, умерить расходы, снизить инфляцию. Соответственно, и ЦБ, который отвечал за курс рубля и борьбу с ростом цен, был вовлечен в исполнение этих договоренностей и следовал советам МВФ.
В 1990-е глава МВФ Мишель Камдессю был частым гостем в Москве. Встреча в Кремле с президентом Ельциным, апрель 1997 года. Фотография: Александр Чумичев / ТАСС
Почему МВФ больше не указ для ЦБ РФ
С 2000 года Россия ни разу не обращалась в фонд за кредитами, а в январе 2005 года досрочно погасила все обязательства. С тех пор у Центробанка нет необходимости сверять свою политику с требованиями МВФ. Более того, из заемщиков Россия превратилась в кредитора фонда: она финансирует его деятельность наряду с другими странами — членами клуба.
Квота РФ в соответствии с размерами ее экономики составляет 2,71% — в деньгах это около 19 млрд долларов. Этой же суммой ограничен объем кредита, который могут предоставить России. То есть теоретически за этой помощью страна может обратиться и сейчас.
МВФ при этом по-прежнему анализирует финансовое состояние стран — участниц и дает им свои рекомендации, например советует центральным банкам определенный уровень ставок. Российский регулятор может принимать мнение фонда к сведению, но следовать ему не обязан. Так, в 2021 году МВФ рекомендовал снизить ключевую ставку на 0,5 процентного пункта — до 3,75%, но Центробанк оставил ее на уровне 4,25%, а в марте начал цикл повышения.
«МВФ — это черепаха, которая, пока выдаст свою рекомендацию, проходит много времени, — отмечал работавший тогда зампредом ЦБ Сергей Швецов. — Слава богу, мы не обязаны следовать их рекомендациям. Мы улыбнулись и сделали все как надо — повысили ставки в этом году, обеспечивая ценовую стабильность. Поэтому ни МВФ, ни другие органы не имеют возможности на нас влиять».
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу