Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Евротоннель. Связь европейской экономики под Ла-Маншем » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Евротоннель. Связь европейской экономики под Ла-Маншем

6 мая 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
6 мая в Британии и Франции отмечается 30 лет со дня создания знаменитого Евротоннеля, соединившего между собой континентальную Европу с Великобританией. Несмотря на многомиллиардные затраты, за годы эксплуатации тоннель стал одной из главных артерий перевозки товаров и пассажиров, и операторы планируют продолжить его в другие страны Европы. На экономику тоннеля повлиял Brexit, однако рейтинговые агентства оценивают его показатели как весьма неплохие.

Соединивший континентальную Европу с Великобританией тоннель под Ла-Маншем протяженностью 51 километр стал символом единой Европы, укрепления экономических связей между странами. «Это был один из самых больших, если не самый большой инфраструктурный проект в Европе», - пишет Терри Гурвиш, которому в 2001 году тогдашним британским премьер-министром Тони Блэром было поручено описать историю проекта.

Идея строительства тоннеля пришла к французским инженерам еще в 18 веке, однако несмотря на проведение изыскательских работ, строительство так и не было начато по политическим причинам: Франция и Англия нередко враждовали между собой. К идее строительства тоннеля вернулись уже после Второй мировой войны, однако окончательное соглашение о строительстве было подписано в июле 1987 года.

Большую поддержку проект получил от Маргарет Тэтчер. «Тэтчер была слегка удивлена, что нам пришла в голову идея железнодорожного тоннеля. Но, увидев наши рекомендации, она успокоилась. Когда она решила, что мы создаем тоннель, двери открылись», - вспоминал в интервью один из бывших руководителей британской транспортной системы Джон Ноултон.

При этом, тоннель долгое время был убыточным: первые прибыли он стал получать только в 2008 году. Первоначально стоимость строительства была оценена в $6,2 млрд, а в конце концов составила около $14,5 млрд в 1994 году. Как отмечали аналитики Global Infrustructure Hub, увеличение стоимости произошло из-за задержек, связанных со «проблемами с поставкой оборудования и испытаниями», а также с изменениями в проекте во время строительства для повышения безопасности. При этом, проект полностью финансировался из частных средств банковским консорциумом TransManche Link.

За годы эксплуатации тоннель способствовал экономическому развитию Европейского Союза. Как отмечается в исследовании European Straits Initiative, при средних расходах до 376 фунтов стерлингов туристы, использующие туннель, вносили в экономику Великобритании 1,7 миллиарда фунтов стерлингов ежегодно. Тоннель приносит экономикам ЕС и Британии 138 миллиардов евро доходов от торговли и 21 миллион – от пассажиров ежегодно.

Однако выход Британии из ЕС оказал серьезное влияние на снижение экономического значения тоннеля. Франция и Великобритания также были вынуждены пересмотреть ряд положений о функционировании тоннеля, чтобы обеспечить его бесперебойную работу после Brexit.

В 2023 году оператор тоннеля компания Getlink начала задумываться о расширении маршрута транспортного сообщения, продлив его в Марсель и Женеву. В то время генеральный директор группы Getlink и ее дочерней компании Eurotunnel Янн Лериш, заявил, что число поездов, обслуживающих тоннель, может быть увеличено в два раза - до 1000 поездов - за счет модернизации электроснабжения туннеля.

Основное средство передвижения пассажиров по тоннелю - поезд Eurostar. В настоящее время компания Eurostar - монополист, но, как отмечает издание The Brussels Times, две компании уже собираются бросить ей вызов. В октябре 2023 года о намерении начать предлагать поездки под Ла-Маншем в 2026 году объявила испанская железнодорожная компания Evolyn. Для этого она заказала 12 поездов у французского производителя Alstom. Еще одним конкурентом стал голландский стартап Heuro по производству скоростных поездов, который также в минувшем году заявил о своем желании конкурировать с линией Лондон-Амстердам.

Однако, как отмечает британская Guardian в статье, посвященной 30-летию со дня постройки тоннеля, есть немало проблем, которые этому препятствуют. «Правила безопасности, которые в настоящее время допускают проезд по туннелю только поезда с 18 вагонами, необходимо смягчить. Бюрократия Brexit вот-вот ухудшит ситуацию из-за требований, чтобы биометрическая идентификационная информация и визы были обязательными для путешественников между Великобританией и Европой. Необходимость ставить штампы в паспортах уже ограничила число пассажиров, которые могут пользоваться услугами Eurostar, и только радикальная модернизация терминалов в Париже, Лондоне и Брюсселе позволит их существенно расширить».

Стоит отметить, что в апреле рейтинговое агентство S&P повысило кредитный рейтинг компании-оператора тоннеля Getlink до BB, заявив, что ожидает от оператора проведения «осмотрительной финансовой политики». В рейтинговом агентстве также отметили, что компания накопила 1,6 млрд евро денежных средств. В прогнозе S&P также отмечалось, что общий вклад Евротоннеля в EBITDA Getlink вернется к уровню выше 60% в 2024 году, с 51% в 2023 году, и вырастет до 80-90% в будущем.

При этом рейтинговые эксперты отмечают, что как оператор единственного транспортного туннеля такого масштаба между Великобританией и континентальной Европой Getlink «подвержен большему количеству социальных факторов, чем другие инфраструктурные активы. Например, потрясения, связанные с мигрантами в 2015 году, а также террористический акт в Париже привели, по оценкам, к потере доходов в этом году на 3,5%».

Как отмечает Financial Times, новым вызовом для Евротоннеля может стать и внедрение новой системы сбора биометрических данных, которую вводит ЕС в начале октября. Эта мера касается пассажиров из третьих стран, однако может привести к дополнительным задержкам для пассажиров, которые путешествуют из Англии во Францию и обратно.

Не исключено, что определенные изменения в работе тоннеля могут произойти и в случае изменения политического курса Великобритании из-за победы на выборах Лейбористской партии, нацеленной на ревизию многих последствий Brexit. «У Кира Стармера (лидера лейбористов - прим. Finam.ru) есть возможность проявить творческий подход к устранению части ущерба от Брекзит посредством возрождения этого порядком заброшенного элемента жизненно важной инфраструктуры», - пишет Guardian.