Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ускоренный рост бюджетных расходов в апреле продолжился » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ускоренный рост бюджетных расходов в апреле продолжился

14 мая 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в январе-апреле 2024 г увеличился до 1484 млрд руб (0,8% ВВП) после сокращения до 607 млрд руб по итогам 1кв24. Напомним, плановый дефицит бюджета на весь текущий год составляет чуть менее 1,6 трлн руб. (0,9% ВВП). Исходя из данных Минфина, в апреле дефицит бюджета мог составить 877 млрд руб после временного мартовского профицита 523 млрд руб.

Ускоренное финансирование расходов в феврале-марте продолжилось и в апреле (+25,1% г/г), а всего за 4М24 доля от утвержденных годовых расходов достигла 36%, в то время как до 2023 г обычно на этот период приходилось менее 30% годового объема расходов. Рост нефтегазовых доходов в апреле был обеспечен благоприятной конъюнктурой нефтяных цен и поступлением квартального НДД, в то время как рост ненефтегазовых доходов замедлился. Минфин полагает, что объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам 4 месяцев 2024 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (а дополнительные ненефтегазовые доходы могут направляться на увеличение бюджетных расходов сверх одобренных законом ассигнований).

Мы не исключаем, что рекордный объем расходов, установленный законом о бюджете на этот год, будет еще пересмотрен в сторону повышения. Накануне, выступая в Госдуме в комитете по бюджету и налогам, А. Силуанов отметил: «все те предложения, которые поставил перед нами президент, которые требуют соответствующих бюджетных ассигнований в текущем году, мы будем вносить через поправки в закон о бюджете».

По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе-апреле 2024 г составил 11 684 млрд рублей, что на 50,1% выше объема поступления доходов за аналогичный период 2023 года. Объем расходов составил 13 168 млрд рублей, что выше уровня 4М предыдущего года на 21,5% г/г. Дефицит бюджета составил -1 484 млрд рублей, по сравнению с -3049 млрд руб за 4М23.

Нефтегазовые доходы бюджета (НГД) в январе-апреле достигли 4 157 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года на 82,2% г/г, как поясняет Минфин, «преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье». В апреле нефтегазовые доходы составили 1229 млрд руб (+89,8% г/г); в частности, высокие НГД в марте-апреле были обеспечены за счет квартальных платежей НДД. Кроме того, по оценке EIA, в апреле средняя спотовая цена Brent находилась на уровне $90/барр., что на $5 больше, чем в марте, а ценовой дисконт российской нефти Urals, по оценкам Argus, незначительно сократился к марту и составлял около $17/барр. В апреле нефтяные цены включали повышенную геополитическую премию на опасениях перерастания ближневосточного конфликта в полноценную войну Ирана и Израиля, однако сейчас эти риски ослабли, что привело и к некоторой коррекции цены Brent.

Минфин заложил на 2024 год среднюю цену Brent на уровне $85 за баррель, а российской нефти — $71,3/барр, среднегодовой курс доллара 90,1 руб. При этом в бюджет заложен план по НГД 11,5 трлн руб (+30% к значению 2023 г). Сейчас этот план представляется выполнимым, если цены на нефть окажутся близкими к текущим значениям. Впрочем, сдерживающим фактором являются установленные правительством РФ ограничения добычи и экспорта нефти (как сообщал ранее вице-премьер А. Новак, во 2кв24 Россия дополнительно сократит добычу и экспорт нефти совокупно на 471 тыс. б/с.), а также ретроспективное увеличение в налоговой формуле максимального прогнозного дисконта Urals к Brent с $15 на $20 за баррель с 1 января 2024 г.

Ненефтегазовые доходы по итогам января-апреля составили 7 526 млрд рублей и увеличились на 36,8% г/г по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В частности, поступления оборотных налогов, включая НДС, за 4М24 выросли на 25,4% к уровню прошлого года (+30,7% г/г в апреле) и превысили плановый уровень. Как поясняет Минфин, «значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали плановые поступления неналоговых доходов единовременного характера». Между тем, в апреле рост ненефтегазовых доходов замедлился до 18,9% г/г против 30,5% г/г в марте. Минфин отмечает, что «объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам 4 месяцев 2024 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете». Дополнительные ненефтегазовые доходы в соответствии с бюджетным правилом, могут полностью быть направлены на финансирование дополнительных бюджетных расходов.

Расходы бюджета продолжают ускорять рост: объем расходов федерального бюджета по итогам января-апреля 2024 года составил 13 168 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 21,5% г/г. Как поясняет Минфин, «несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале-апреле 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам». По нашей оценке, исходя из ранее публиковавшихся данных Минфина, в апреле расходы составили рекордные с декабря прошлого года 3841,7 млрд руб (+25,1% г/г), а всего за 4М24 профинансировано уже 36% от годового плана по расходам, утвержденного законом о бюджете (36,7 трлн руб) или 35% от уточненной бюджетной росписи на портале «Электронный бюджет» (37,3 трлн руб). В прошлом году (когда начала применяться практика авансового финансирования контрактуемых расходов) за 4М23 было выполнено 37% от утвержденных на год расходов и 33% фактических. В предыдущие несколько лет эта доля была в среднем немного ниже 30% от фактических годовых расходов.

Плановый дефицит федерального бюджета на текущий год установлен в размере почти 1,6 трлн руб (0,9% ВВП). Сейчас ситуация с доходами складывается в целом в рамках ожиданий, но динамика расходов в начале года складывается несколько выше ожиданий. Кроме того, риски для доходов связаны с возможным снижением мировых цен на нефть и расширением ценового дисконта российской экспортной нефти, а вероятность дополнительных расходов в этом году может быть связана с реализацией инициатив, сформулированных в президентском послании и в указе о национальных целях развития и национальных проектах.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Ускоренный рост бюджетных расходов в апреле продолжился