16 мая 2024 Financial One
Вьюгин замечает, что к данному моменту российский фондовый рынок не достиг уровня 2021 года с точки зрения ликвидности и капитализации. Набиуллина отмечает, что удвоение капитализации российского рынка – это сложная задача, при этом реализуемая. Для ее выполнения необходимо комплексное развитие нескольких драйверов.
Первый драйвер – создать стимулы для публичных компаний выходить на рынок капитала, в частности необходимы дополнительные стимулы для выхода на IPO технологических быстрорастущих компаний. Второй драйвер – развивать потенциал IPO, на данный момент масштаб IPO остается скромным.
«Мы видим, какая низкая доля акций в свободном обращении, то есть незначительный free float. Даже у тех компаний, которые выходят на рынок, free float небольшой. Понятно, что он может быть небольшой у компаний, которые делают первые шаги, но он остается и у тех, кто уже давно на рынке. <…> Мы думаем над тем, что для допуска к организованным торгам, может быть, целесообразно установить минимальный порог free float», – говорит Набиуллина.
Кроме того, у розничных инвесторов возникает множество вопросов к аллокации: в результате IPO инвесторы не получают того количества акций, на которое рассчитывали. Банк России в ближайшее время планирует выпустить рекомендации для эмитентов: компании будут публиковать принципы формирования аллокации до сбора заявок и фактическую аллокацию по итогам размещения акций.
Третий драйвер – сохранение доверие инвесторов. Важны последовательная защита прав акционеров, в том числе миноритариев, достаточное раскрытие информации, высокое качество рейтинговых оценок. Еще один драйвер – появление новых инструментов: реализация ИИС, программы долгосрочных сбережений и внедрение долевого страхования жизни со следующего года.
Глава ЦБ подчеркнула, что наряду с перечисленными факторами важна стабильность и предсказуемость макроэкономической среды.
Ожидать ли большей открытости от компаний?
Набиуллина считает важным, чтобы эмитенты искали баланс между частичным сокрытием финансовой информации ввиду санкций и необходимостью оставаться прозрачными для инвесторов. С одной стороны, в данный момент эмитенты не могут вернуться к прежнему объему раскрытия информации из-за санкционных рисков. С другой стороны, инвесторам сложно принимать инвестиционные решения в условиях ограниченных данных о деятельности эмитентов.
Набиуллина предупредила, что в текущих условиях возникает асимметрия информации и увеличиваются риски инсайдерской торговли. Сейчас Банк России не обладает эффективными механизмами противодействия подобным практикам. Кроме того, под риском дискредитации может оказаться институт котировальных списков.
«И с этой новой реальностью надо что-то делать. Поэтому мы действительно предложили тему обособления, это некоторый компромисс. Обособление будет для тех эмитентов, которые раскрывают информацию меньше определенного минимума – того минимума, который защищает права инвесторов на информацию. При этом будет сохраняться уровень листинга», – делится глава Банка России.
Ожидается, что обособление бумаг в отдельный список будет сигналом о потенциальных рисках для инвесторов. Кроме того, в планах внести поправки в закон: доступ к обособленным бумагам будут иметь квалифицированные инвесторы, неквалифицированные инвесторы будут получать доступ к таким бумагам после прохождения дополнительного тестирования.
По мнению Набиуллиной, такая мера уменьшит мотивацию эмитентов скрывать информацию. Сейчас компании могут скрывать информацию, которая связана с санкционными рисками, так и не относящаяся к ним.
Риски для развития рынка
В целях ЦБ удвоение капитализации фондового рынка, развитие долгосрочного доверия инвесторов к финансовому рынку и повышение роли рынков в развитии российской экономики. На данный момент для реализации целей есть необходимая инфраструктура и инструменты.
Регулятор считает, что препятствиями на пути к цели может стать недооценка роли прозрачности корпоративного управления. Глава ЦБ подчеркнула, что дивидендная политика компаний должна быть предсказуема и понятна. Также среди рисков – ущемление прав миноритариев, манипулирование, в том числе осуществление недобросовестных практик продаж. На данный момент штрафы за подобные правонарушения «катастрофически низкие». По словам Набиуллиной, размер штрафов надо повышать, чтобы штрафы были сопоставимы с объемом ущерба.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
