Как читать отчеты о прибылях и убытках » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как читать отчеты о прибылях и убытках

22 мая 2024
Перевод статьи от OnlyCFO

Как читать и интерпретировать балансовый отчет компании-разработчика ПО
Как читать отчеты о прибылях и убытках
Как читать отчеты о движении денежных средств. OnlyCFO

Инвесторы обязаны понимать основы финансовой отчетности. Если руководитель компании не понимает, как читать и интерпретировать финансовую отчетность, то она не будет очень хорошей и, скорее всего, не продержится долго...

Может быть, он и не очень красивый, но бухгалтерский учет - это язык бизнеса. Чтобы добиться успеха, вы должны его выучить.

Понимание финансовой отчетности

Существует три основных вида финансовой отчетности:

Отчет о прибылях и убытках
Балансовый отчет
Отчет о движении денежных средств

Смысл этого поста в том, чтобы стать материалом, которым можно поделиться, чтобы помочь инвесторам и сотрудникам лучше понять бухгалтерский учет и финансы. Основное внимание в этом посте уделено отчету о прибылях и убытках (он же P&L и т. д.).

Если вы опытный финансист/бухгалтер, то вы должны знать большую часть этого материала. Но остальные члены вашей компании и менее опытные инвесторы, скорее всего, не знают.

Если все будут понимать основы бухгалтерского учета, то все сотрудники (и инвесторы) будут принимать более правильные решения. Сделайте эту статью обязательной для чтения в вашей компании.

Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках - это окно в результаты деятельности компании за определенный период времени, в котором отражаются доходы и расходы компании.

Период времени, включаемый в снимок отчета о прибылях и убытках, почти всегда составляет один год или менее (обычно годовой, квартальный, месячный или с начала года по определенную дату). Каждый из этих отдельных снимков рассматривается вместе с историческими сравнительными периодами для контекста - если вы рассматриваете квартальный отчет о прибылях и убытках, то, возможно, захотите посмотреть на предыдущий квартал и квартал годичной давности для контекста.

Ниже представлен типичный отчет о прибылях и убытках компании сектора программного обеспечения. Я расскажу о каждом из этих разделов и о том, что каждый должен понимать, в оставшейся части этого поста.

Как читать отчеты о прибылях и убытках


1. Выручка (Revenue)

У облачных компаний часто есть две основные категории доходов:

1. Доходы от облачных технологий

Зависящие от места
от использования
С фиксированной платой

2. Профессиональные услуги и прочее

Услуги по внедрению
Консультационные услуги
Услуги по управлению

Если выручка от профессиональных услуг несущественна, то многие компании просто показывают в финансовых отчетах одну строку под названием "выручка". Однако для внутренней управленческой отчетности все основные категории выручки должны быть разделены, чтобы каждый вид выручки можно было проанализировать отдельно.

Что такое "выручка"?

Выручка, отраженная в финансовой отчетности, известна как выручка по GAAP (общепринятым принципам бухгалтерского учета).

Выручка по GAAP: выручка признается по мере предоставления услуг.

Для контрактов с фиксированной оплатой за место это обычно означает, что выручка признается равномерно в течение срока действия контракта.

Для профессиональных услуг и доходов, основанных на использовании, признание выручки обычно происходит по мере использования, поэтому выручка может быть более изменчивой в каждом периоде.


Выручка, отраженная в финансовой отчетности, является запаздывающим показателем по сравнению с другими показателями, такими как ARR (ежегодный повторяющийся доход - annual recurring revenue). ARR - это метрика общей повторяющейся выручки на определенный момент времени, в то время как выручка представляет собой сумму, признанную за рассматриваемый период.

Пример:

Если компания заключит сделку по продаже программного обеспечения на сумму $120 тыс. 15.12.2023, она покажет новый ARR на сумму $120 тыс., начиная с этого дня. Но выручка составит только $5K. Формула: $120 тыс./12 месяцев = $10 тыс. в месяц, и только сумма за половину декабря должна быть признана как выручка.



Существует множество цифр "выручки", на которые люди могут ссылаться, но выручка в финансовых отчетах ВСЕГДА должна быть выручкой по GAAP. Убедитесь, что вы знаете, что люди имеют в виду, когда говорят о выручке!

2. Себестоимость выручки или затраты на обеспечение продажи (также известная как COGS)

Себестоимость выручки должна быть разделена так же, как и выручка:

Себестоимость выручки - облачные технологии
Себестоимость выручки - профессиональные услуги и прочее

И, как и в случае с выручкой, если у вас есть несколько видов выручки под каждым из вышеперечисленных (например, на основе использования), то вам следует разделить их, по крайней мере, для внутренних целей/отслеживания.

Стоимость выручки - облачные технологии

Сюда входят следующие основные категории:

Расходы на хостинг клиентов - AWS, GCP, Azure
Команда поддержки - ответы на запросы клиентов
Dev Ops - люди, обеспечивающие бесперебойную работу и надежность клиентских аккаунтов
Управление успехами клиентов (возможно)
Программное обеспечение и другие расходы для вышеуказанных команд

Себестоимость выручки - профессиональные услуги и прочее

COGS профессиональных услуг довольно прост:

Затраты на персонал для оказания услуг
Программное обеспечение и другие расходы, связанные с персоналом, для предоставления услуг
Затраты на любые другие полученные доходы

3. Валовая маржа/рентабельность (Gross margin)

Валовая маржа (или валовая рентабельность) показывает, сколько (в $ или в % от выручки) прибыли вы получаете после вычитания COGS из выручки. Валовая маржа в процентах от выручки обычно более полезна, поскольку в этом случае она сопоставима с показателями других компаний.


Валовая маржа % = выручка-cogs/выручка

COGS - это *очень* защищенная категория расходов, потому что оценка стоимости компаний-разработчиков программного обеспечения может сильно коррелировать с валовой прибылью.

Причина, по которой инвесторы так сильно заботятся о валовой марже/рентабельности, заключается в том, что COGS растут очень линейно по отношению к выручке, в то время как операционные расходы не являются переменными и *должны* иметь гораздо больше рычагов воздействия при масштабировании (см. ниже о том, что такое операционные расходы). Валовая маржа - это дополнительные затраты на поставку большего количества программного решения.

Пример: Компания с валовой рентабельностью 75% может повысить валовую рентабельность до 78% после удвоения выручки за счет большей эффективности при масштабировании, но при этом она может сократить свои операционные расходы на 30% за тот же период времени. Это объясняется тем, что COGS (и соответствующая валовая рентабельность) - это прямые затраты на предоставление облачного решения, которые растут с каждым дополнительным долларом выручки.

Оговорка: многие компании-разработчики программного обеспечения еще не доказали, что они действительно могут использовать операционные расходы в масштабе. Об этом свидетельствует тот факт, что многие ПО-компании продолжают терпеть убытки, несмотря на то что рост выручки резко замедлился. Хорошие же компании могут быть чрезвычайно прибыльными, о чем свидетельствует их рентабельность свободного денежного потока, составляющая более 25%.

Валовая маржа по видам выручки

Разделение выручки и COGS для каждого типа выручки необходимо для того, чтобы лучше понять профиль валовой маржи для каждого типа выручки.

Настоящая облачная выручка должна иметь очень высокую валовую маржу. У 10 ведущих облачных компаний с самой высокой премией за оценку средняя валовая маржа составляет 77%. Компании с более низкой валовой маржой будут иметь более низкую премию за оценку при прочих равных условиях.



Если в валовую прибыль включено оборудование, профессиональные услуги или другие доходы, не связанные с программным обеспечением, то валовая маржа будет намного ниже.

Многие компании работают на безубыточном уровне (или даже в убыток), потому что вся прибыль зависит от доходов от программного обеспечения, а профессиональные услуги служат лишь для того, чтобы помочь продать больше программного обеспечения.

4. Операционные расходы (также известные как "OpEx")

Раздел операционных расходов в отчете о прибылях и убытках компании-разработчика программного обеспечения почти всегда включает следующие категории:

Продажи и маркетинг (S&M)
Исследования и разработки (R&D)
Общие и административные расходы (G&A)

Для внутренних целей эти категории часто разбиваются еще больше, но для внешней финансовой отчетности обычно используются именно эти категории.

Что входит в каждую категорию?

Продажи и маркетинг (S&M)

Оплата труда сотрудников отдела продаж (AE, SDR, SE, менеджеры по продажам и т. д.)
Зарплата маркетологов (создание спроса, PR, мероприятия, связи и т. д.)
Операционная деятельность и стимулирование продаж
Программное обеспечение и другие расходы, не связанные с численностью персонала, для этих команд
Расходы на хостинг (например, AWS)

Исследования и разработки (R&D)

Расходы на оплату труда инженерных, продуктовых и конструкторских групп
Программное обеспечение и другие расходы, не связанные с численностью персонала, для этих групп
Расходы на инфраструктуру Dev (например, AWS)
Примечание - многие компании на ранних стадиях не разделяют эти расходы на COGS, R&D и S&M должным образом.
Обеспечение качества (QA)

Общие и административные расходы (G&A)

Финансовые, юридические, кадровые и другие расходы, связанные с оплатой труда руководителей
Корпоративное страхование
Финансовые аудиты
Благотворительные взносы


Операционные расходы (opex) в процентах от выручки в разбивке по видам деятельности

5. Другие статьи операционных расходов
Распределенные отделы

Существуют определенные расходы и команды, которые обычно распределяются между всеми вышеперечисленными группами расходов (COGS, R&D, S&M и G&A) на основе относительной численности персонала или другой разумной методологии распределения.

IT - люди и программное обеспечение, которым пользуется вся компания.
Рекрутинг - внутренние рекрутинговые ресурсы (иногда их относят к G&A).
Общие - помещения, офисы компании и т. д.

Поймите, как они кодируются в сравнении с другими компаниями, чтобы можно было провести корректное сравнение.

Компенсация/выплаты на основе акций (SBC)

Большинство людей не знают, как оценить влияние SBC, особенно на частных рынках. Ознакомьтесь с моим предыдущим постом, где я подробно рассказываю о SBC. Краткая версия заключается в том, что SBC - это реальные расходы, и их нельзя игнорировать...


SBC - это реальные расходы

Вот основные сведения, которые вы должны знать о SBC:

SBC представляет собой все вознаграждения на основе долевых инструментов (например, опционы на акции, RSU и т. д.), которые предоставляются сотрудникам, консультантам, советникам и т. д.
Согласно правилам бухгалтерского учета, компании должны отражать в отчете о прибылях и убытках расходы, представляющие собой справедливую стоимость этих вознаграждений на основе акций. Расходы отражаются в отчете о прибылях и убытках в течение периода получения вознаграждения (как правило, в течение 4 лет).
Расходы на SBC являются неденежными, поскольку компания не платит наличные при выдаче вознаграждения. Реальное влияние заключается в большем разводнении акционеров, поскольку выпускается больше премий... Поэтому его не следует игнорировать.

Комиссионные с продаж

Большинство комиссионных за продажи в компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения, не списываются на расходы в отчете о прибылях и убытках в момент их получения, скорее, правила бухгалтерского учета требуют, чтобы они списывались в течение нескольких лет. Большинство SaaS-компаний списывают комиссионные за продажи в течение 3 - 5 лет.

Пример: Торговый представитель заключил сделку 15.12.2023 и заработал комиссионные в размере $12K, которые были выплачены в день заключения сделки. Несмотря на то, что в декабре торговому представителю было выплачено $12K наличными, в отчете о прибылях и убытках отражается только $333 (1/36 часть комиссии). Эта же сумма будет списываться в течение следующих 3 лет.



Обратите на это внимание, когда будете пытаться понять экономику бизнеса, потому что это будет портить ваши метрические расчеты SaaS, если вы не избавитесь от этого. Я всегда добавляю в метрические расчеты полную сумму заработанных комиссий (а не расходы).

6. Прочие доходы (расходы)

Процентные расходы и доходы
Доходы и расходы по операциям с иностранной валютой
Инвестиционные прибыли и убытки

7. Налог на прибыль

В конце концов, компании, производящие программное обеспечение, должны стать прибыльными, но даже до этого момента они могут столкнуться с необходимостью уплаты налога на прибыль:

Иностранные компании: Если компания создала зарубежные предприятия, то налоги на прибыль могут быть начислены в этих зарубежных юрисдикциях, даже если консолидированная компания не приносит прибыли.
Чистый финансовый доход не равен налогооблагаемому доходу: Налоговая чистая прибыль может отличаться от финансовой чистой прибыли.
Изменение налогового законодательства в отношении расходов на исследования и разработки. Ознакомьтесь с моей предыдущей статьей о новом налоговом правиле Section 174, которое может привести к тому, что многие компании, занимающиеся разработкой программного обеспечения, будут платить больше налогов на прибыль. Это правило находится в процессе отмены (по крайней мере, частичной), но если у вас много международных R&D, то у вас все еще могут быть проблемы.

Заключительные размышления

Все инвесторы и бизнесмены должны понимать основы отчета о прибылях и убытках. Если вы не понимаете отчет о прибылях и убытках, то будете совершать ошибки при распределении капитала и принятии инвестиционных решений.

Для руководителей компаний убедитесь, что вся ваша компания понимает основы финансов и чтения финансовых отчетов. Это поможет им лучше принимать решения, и ваша компания станет лучше от этого.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter