Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Иван Грозный» с Уолл-стрит. Торговый путь скандально известного трейдера Айвана Боэски » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Иван Грозный» с Уолл-стрит. Торговый путь скандально известного трейдера Айвана Боэски

27 мая 2024 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В понедельник, 20 мая, в возрасте 87 лет умер печально известный американский трейдер Айван Боэски. Он стал олицетворением «десятилетия жадности» в 1980-х, а персонаж Гордон Гекко из фильма «Уолл-стрит» Оливера Стоуна был вдохновлен именно его личностью. Если обычно мы пишем о легендарных инвесторах и их историях успеха, то сегодняшний герой – антигерой: стремление нечестно заработать привело его к краху и тюрьме.

Finam.ru рассказывает, как агрессивный трейдер Айван Боэски получил прозвище «Иван Грозный», заработал сотни миллионов долларов и потерял возможность профессионально инвестировать.

Первые шаги на Уолл-стрит
Айван Боэски родился в 1937 году в Детройте, США. Его отец был еврейским иммигрантом из России. Он управлял сетью ресторанов Brass Rail, но в итоге бизнес обанкротился.

Боэски начал работать с 13 лет, продавая мороженное по 5 центов. После школы он учился в трех высших учебных заведениях, но ни одно из них не окончил. Только в 1964 году Боэски получил степень в юридическом колледже Детройта. Затем он год проработал клерком у федерального судьи, но после его не взяли к себе ведущие юридические фирмы Детройта, и он работал бухгалтером в местном офисе Touche Ross.

Пропуском в мир инвестиций и богатства для Боэски в 1962 году стала женитьба на Симе Зильберштейн, дочери застройщика, которому принадлежал отель Beverly Hills. Изменить профессию Боэски решил в 27 лет, после того как узнал о существовании арбитража от приятеля, работавшего в Bear Stearns. Тогда они с женой переехали в Нью-Йорк, где его тесть купил молодой паре квартиру на Парк-авеню.

В Нью-Йорке Боэски часто менял работу. Он был стажером в инвестиционно-банковской фирме L.F. Rothschild, аналитиком в First Manhattan Company и арбитражером в Kalb, где из-за потери $20 тыс. молодого человека уволили. В 1971 году Боэски перешел в брокерскую фирму Edwards & Hanly, где впервые продемонстрировал свой агрессивный стиль, поставив миллионы на одну позицию по акциям и получив штраф в $10 тыс. за короткую продажу ценных бумаг, которых у него не было. К 1975 году фирма обанкротилась, и Боэски решил работать самостоятельно.

Ivan F. Boesky & Company
Боэски получил от семьи своей жены $700 тыс. и основал собственную компанию Ivan F. Boesky & Company. В то время арбитражный бизнес привык к небольшим, осторожным инвестициям в публично объявленные поглощения. Однако Боэски изменил правила игры. Он ставил $10 и даже $100 млн на компании, которые, по его мнению, могли стать целью поглощения, еще до объявления о каких-либо сделках. Финансировал крупные сделки Боэски с помощью заемных денег и забирал большую часть прибыли себе. Его партнеры получали 40%, а он - 60%. Они же покрывали 90% любых убытков.

Боэски заработал примерно $65 млн, когда Chevron приобрела Gulf, $50 млн, когда Texaco купила Getty, и $50 млн, когда Philip Morris приобрела General Foods.

На пике карьеры в середине 1980-х состояние Боэски достигало $280 млн (около $818 млн в сегодняшней валюте), а торговый портфель его компании оценивался в $3 млрд (около $8,7 млрд), большая часть которого финансировалась за счет заемных средств. Боэски владел большим поместьем в Нью-Йорке, домом на французской Ривьере, квартирой в Париже и кондоминиумом на Гавайях. Успешный инвестор вел роскошный образ жизни, собирал предметы искусства, а однажды поразил гостей праздника, прибыв на вертолете.

На Уолл-стрит его прозвали «Иваном Грозным». В то же время, несмотря на расточительный образ жизни, Боэски был апологетом жадности. В 1986 году, выступая перед студентами бизнес-школы Калифорнийского университета в Беркли, он сказал, что жадность полезна: «Можно быть жадным и при этом чувствовать себя хорошо». Его речь встретили бурными аплодисментами.

Год спустя эти слова были увековечены на экране в фильме «Уолл-стрит», в котором беспринципный корпоративный рейдер Гордон Гекко (которого играет Майкл Дуглас) произносит свою знаменитую речь «Жадность - это хорошо».

Обвинения в инсайдерской торговле и крах
В 1985 году Боэски опубликовал книгу «Мания слияний», в которой рассказывалось о его навыках заключения сделок и сверхъестественной способности определять цель следующего поглощения. Однако за успехом известного инвестора стоял обман: он платил за инсайдерскую информацию.

В 1980-х годах Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) была озабочена инсайдерской торговлей на Уолл-стрит и начала расследование. В мае 1986 года, когда банкиру Drexel Деннису Левину было предъявлено обвинение, федеральные следователи обнаружили имя Боэски в его записях. Когда начались проблемы с законом, Боэски согласился сотрудничать со следствием, признал обвинения в инсайдерской торговле и рассказал о преступлениях своего партнера, «короля мусорных облигаций» Майкла Милкена. В результате Боэски приговорили к трем годам тюремного заключения и рекордному для тех лет штрафу в $100 млн. Ему также запретили торговать ценными бумагами до конца жизни.