27 мая 2024 ИХ "Финам"
Джо Байдену и Дональду Трампу предстоит «матч-реванш» на выборах президента США в ноябре. При этом возникает резкий контраст между двумя противоположными экономическими философиями: подходом Байдена, рассматривающим правительство как агента, который преобладал в течение последних трех лет, и популистским идеалом невмешательства и дерегулирования, который составлял экономическую повестку Трампа с 2017 года до пандемии COVID-19. Какой может оказаться экономическая политика в случае новой победы Трампа, рассказывает U.S. News.
Как отмечается в материале, успехи и неудачи Байдена уже хорошо известны: высокие показатели рынка труда, более высокий, чем ожидалось, экономический рост и масштабные инвестиции в такие области, как производство полупроводников и электромобили. Но также и огромный бюджетный стимул - его некоторые экономисты обвиняют в инфляции, которая началась в конце 2021 года и только сейчас возвращается к допандемическому уровню. В целом экономический план Байдена вызывает не очень положительные отзывы избирателей.
Для Трампа вопрос заключается в том, какие уроки извлек бывший президент и принесет ли второй срок Трампа прежние подходы или некоторый поворот в новом направлении. В обширном интервью CNBC в понедельник Трамп дал предварительный обзор того, чего могут ожидать американцы, если он снова получит ключи от Белого дома. Импортные пошлины, характерная черта «Трампа 1.0», вернутся с удвоенной силой. То же самое касается и обещаний дальнейшего снижения налогов и резкого сокращения иммиграции. Также обсуждается вопрос об урезании пособий, хотя он сделал противоречивые заявления по этому вопросу.
Импортные пошлины
«Я большой сторонник тарифов по двум причинам, — сказал Трамп ведущим утренней рыночной программы «Squawk Box». - Во-первых, я полностью верю в них с экономической точки зрения, когда другие страны используют вас в своих интересах. Например, Китай воспользовался нами в отношении стали. … Они разрушали всю нашу сталелитейную промышленность, которая в любом случае никогда не преуспевала в течение 25 лет, она была съедена заживо иностранной конкуренцией».
Трамп выдвинул идею целевых тарифов, а также общей импортной пошлины в размере 10% на все товары, поступающие в страну. Многое зависит от деталей, и они, вероятно, потребуют одобрения Конгресса. При этом экономисты обычно считают пошлины «налогом для американцев» – а некоторые говорят, что они приводят к более высокой инфляции.
«Такие пошлины и, вероятно, ответные пошлины других стран повысят цены на импортные товары, — говорит Патрик Хоран, научный сотрудник Mercatus Center при Университете Джорджа Мейсона. - Неясно, насколько эти пошлины повлияет на уровень инфляции. Большую озабоченность вызывает то, что высокие пошлины и последующая торговая война нанесут вред как американским производителям, так и потребителям».
Патрик Килбейн, главный юрисконсульт и советник по вопросам благосостояния в Ullmann Wealth Partners Group, отмечает, что Трамп «много чего говорит, и он многое выполняет – но также он многое не доводит до конца». По словам Килбейна, Трамп обнаружит, что Конгресс не всегда согласен с его политикой, даже внутри Республиканской партии. «У Трампа было все - Сенат, Палата представителей и Белый дом - в начале его президентства, однако даже члены его собственной партии проголосовали против отмены закона о доступном медицинском обслуживании», - напомнил Килбейн.
Джордж Кэлхун, директор программы количественного финансирования Технологического института Стивенса, говорит, что тарифы Трампа и другие шаги, которые уже предпринимаются в Конгрессе, такие как голосование Палаты представителей на этой неделе против TikTok, являются «частью разворота в отношении Китая». «Настроения в отношении Китая резко испортились за последние пять лет», и это касается обеих партий, добавляет Кэлхун.
Сокращение иммиграции
Трамп в ходе своей предвыборной кампании угрожал массовыми депортациями и «идеологической проверкой» мигрантов. Такие репрессии могут усугубить и без того напряженную ситуацию на рынке труда, поскольку американцы продолжают выходить на пенсию рекордными темпами, а уровень рождаемости недостаточен для удовлетворения спроса на новых работников.
«Хотя федеральная судебная система – или демократический сенат – могла бы ограничить его варианты политики, очень мало шансов, что иммиграция увеличится по сравнению с сегодняшним уровнем в течение следующих четырех лет», – написал Мэтт Герткен, главный стратег BCA Research, в своем отчете.
Майкл Клеменс, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, недавно прокомментировал предложение Трампа. «Иммигранты, подлежащие высылке, являются источником жизненной силы для нескольких частей экономики США, — написал он в сообщении на сайте института. - Вместо этого их депортация побудит владельцев бизнеса в США сократить или открыть меньше новых предприятий, в некоторых случаях переключив свои инвестиции в менее трудоемкие технологии и отрасли, одновременно сокращая производство, чтобы отразить потерю потребителей для их товаров».
Ссылаясь на предыдущие исследования группы экономистов из Университета Колорадо, Клеменс отметил, что на каждый 1 миллион рабочих-иммигрантов, депортированных из США, 88 000 коренных американцев теряют работу.
ФРС
В свой первый срок Трамп выбрал на пост председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла, назначенного ранее Обамой в совет управляющих ФРС. Затем Байден повторно назначил его председателем. В 2019 году Трамп был расстроен тем, что Пауэлл не делает достаточно для снижения процентных ставок и стимулирования экономики. Он задал знаменитый вопрос, является ли Пауэлл или президент Китая Си Цзиньпин «большим врагом» Америки. В феврале Трамп заявил ведущей Fox Business News Марии Бартиромо, что не будет повторно назначать Пауэлла, если он снова станет президентом.
Хотя ФРС открыто аполитична, некоторые опасаются, что Трамп может выбрать друга или политического соратника на влиятельный пост председателя, если появится вакансия.Бывший министр финансов Стив Мнучин, один из членов кабинета Трампа, является успешным инвестором.
Снижение налогов
Снижение налогов, особенно для корпораций и частных лиц с высокими доходами, уже давно является основным элементом экономической политики республиканцев. В 2017 году Трамп добился от Конгресса снижения налогов на 1,7 триллиона долларов. Хотя экономисты часто спорят о том, выгодно ли снижение налогов экономике, почти нет разногласий по поводу того, что оно увеличивает государственный долг, если не компенсируется другими сокращениями или увеличением доходов.
Инициированное ранее Трампом снижение налогов истекает в 2025 году, что дает второй администрации Трампа возможность снова заняться этой темой. После того, как снижение налогов будет предоставлено, зачастую трудно откатить назад, и многое будет зависеть от того, кто будет контролировать Сенат и Палату представителей. Байден, напротив, продолжает предлагать повысить налоги для богатых.
В центре дебатов будет ставка корпоративного налога. Ставка была снижена до 21% с 35% в рамках пакета снижения налогов в 2017 году. Трамп хочет, чтобы показатель сохранился на этом уровне, а Байден предложил повысить его до 28%.
Компания Allianz Research в своем отчете пришла к выводу, что сочетание предложений, выдвинутых Трампом на данный момент, нанесет ущерб потребителям и потенциально принесет негатив на финансовые рынки. Многое зависит от того, как именно будет реализовываться политика, отметила компания.
«Второе президентство Трампа унаследует очень большой бюджетный дефицит от администрации Байдена, растущие процентные расходы и экономику, вероятно, более склонную к приступам инфляции, — говорится в докладе. - Еще один раунд значительного снижения налогов (или увеличения расходов) может, таким образом, вновь разжечь инфляцию и усилить опасения по поводу устойчивости государственных финансов США на рынках облигаций».
Максим Дарме, старший экономист Allianz Trade по США и Франции, обращает внимание на растущую власть консервативного крыла Республиканской партии в Конгрессе и неприятие этими политиками увеличения государственных расходов и дефицита. Он полагает, что Трамп может использовать отмену некоторых направлений политики Байдена в поддержку «зеленой» энергетики и высокотехнологичного производства для финансирования своей собственной промышленной политики, которая, по словам Дармета, будет более широкой и менее целенаправленной, чем политика Байдена.
«Даже в большей степени, чем Байден, он будет использовать промышленные субсидии в целом ряде секторов. Практически каждый получит немного денег», — говорит он. Но экономическая ситуация сильно изменилась с тех пор, как Трамп впервые вступил в должность президента в 2017 году – особенно процентные ставки, которые выросли в четыре-пять раз. Сейчас существует много ограничений, однако политика Трампа «может стать еще более инфляционной», подчеркнул Дарме.
Одним из вероятных результатов выборов может стать раскол в Конгрессе. Разногласия внутри Республиканской партии также могут представлять собой проблему, как обнаружил бывший спикер Кевин Маккарти, когда пытался заключить сделку с демократами, чтобы сохранить работу правительства. «История показала, что наше правительство работает лучше всего, когда власть разделена», — подчеркнул Килбейн.
Как отмечается в материале, успехи и неудачи Байдена уже хорошо известны: высокие показатели рынка труда, более высокий, чем ожидалось, экономический рост и масштабные инвестиции в такие области, как производство полупроводников и электромобили. Но также и огромный бюджетный стимул - его некоторые экономисты обвиняют в инфляции, которая началась в конце 2021 года и только сейчас возвращается к допандемическому уровню. В целом экономический план Байдена вызывает не очень положительные отзывы избирателей.
Для Трампа вопрос заключается в том, какие уроки извлек бывший президент и принесет ли второй срок Трампа прежние подходы или некоторый поворот в новом направлении. В обширном интервью CNBC в понедельник Трамп дал предварительный обзор того, чего могут ожидать американцы, если он снова получит ключи от Белого дома. Импортные пошлины, характерная черта «Трампа 1.0», вернутся с удвоенной силой. То же самое касается и обещаний дальнейшего снижения налогов и резкого сокращения иммиграции. Также обсуждается вопрос об урезании пособий, хотя он сделал противоречивые заявления по этому вопросу.
Импортные пошлины
«Я большой сторонник тарифов по двум причинам, — сказал Трамп ведущим утренней рыночной программы «Squawk Box». - Во-первых, я полностью верю в них с экономической точки зрения, когда другие страны используют вас в своих интересах. Например, Китай воспользовался нами в отношении стали. … Они разрушали всю нашу сталелитейную промышленность, которая в любом случае никогда не преуспевала в течение 25 лет, она была съедена заживо иностранной конкуренцией».
Трамп выдвинул идею целевых тарифов, а также общей импортной пошлины в размере 10% на все товары, поступающие в страну. Многое зависит от деталей, и они, вероятно, потребуют одобрения Конгресса. При этом экономисты обычно считают пошлины «налогом для американцев» – а некоторые говорят, что они приводят к более высокой инфляции.
«Такие пошлины и, вероятно, ответные пошлины других стран повысят цены на импортные товары, — говорит Патрик Хоран, научный сотрудник Mercatus Center при Университете Джорджа Мейсона. - Неясно, насколько эти пошлины повлияет на уровень инфляции. Большую озабоченность вызывает то, что высокие пошлины и последующая торговая война нанесут вред как американским производителям, так и потребителям».
Патрик Килбейн, главный юрисконсульт и советник по вопросам благосостояния в Ullmann Wealth Partners Group, отмечает, что Трамп «много чего говорит, и он многое выполняет – но также он многое не доводит до конца». По словам Килбейна, Трамп обнаружит, что Конгресс не всегда согласен с его политикой, даже внутри Республиканской партии. «У Трампа было все - Сенат, Палата представителей и Белый дом - в начале его президентства, однако даже члены его собственной партии проголосовали против отмены закона о доступном медицинском обслуживании», - напомнил Килбейн.
Джордж Кэлхун, директор программы количественного финансирования Технологического института Стивенса, говорит, что тарифы Трампа и другие шаги, которые уже предпринимаются в Конгрессе, такие как голосование Палаты представителей на этой неделе против TikTok, являются «частью разворота в отношении Китая». «Настроения в отношении Китая резко испортились за последние пять лет», и это касается обеих партий, добавляет Кэлхун.
Сокращение иммиграции
Трамп в ходе своей предвыборной кампании угрожал массовыми депортациями и «идеологической проверкой» мигрантов. Такие репрессии могут усугубить и без того напряженную ситуацию на рынке труда, поскольку американцы продолжают выходить на пенсию рекордными темпами, а уровень рождаемости недостаточен для удовлетворения спроса на новых работников.
«Хотя федеральная судебная система – или демократический сенат – могла бы ограничить его варианты политики, очень мало шансов, что иммиграция увеличится по сравнению с сегодняшним уровнем в течение следующих четырех лет», – написал Мэтт Герткен, главный стратег BCA Research, в своем отчете.
Майкл Клеменс, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, недавно прокомментировал предложение Трампа. «Иммигранты, подлежащие высылке, являются источником жизненной силы для нескольких частей экономики США, — написал он в сообщении на сайте института. - Вместо этого их депортация побудит владельцев бизнеса в США сократить или открыть меньше новых предприятий, в некоторых случаях переключив свои инвестиции в менее трудоемкие технологии и отрасли, одновременно сокращая производство, чтобы отразить потерю потребителей для их товаров».
Ссылаясь на предыдущие исследования группы экономистов из Университета Колорадо, Клеменс отметил, что на каждый 1 миллион рабочих-иммигрантов, депортированных из США, 88 000 коренных американцев теряют работу.
ФРС
В свой первый срок Трамп выбрал на пост председателя Федеральной резервной системы Джерома Пауэлла, назначенного ранее Обамой в совет управляющих ФРС. Затем Байден повторно назначил его председателем. В 2019 году Трамп был расстроен тем, что Пауэлл не делает достаточно для снижения процентных ставок и стимулирования экономики. Он задал знаменитый вопрос, является ли Пауэлл или президент Китая Си Цзиньпин «большим врагом» Америки. В феврале Трамп заявил ведущей Fox Business News Марии Бартиромо, что не будет повторно назначать Пауэлла, если он снова станет президентом.
Хотя ФРС открыто аполитична, некоторые опасаются, что Трамп может выбрать друга или политического соратника на влиятельный пост председателя, если появится вакансия.Бывший министр финансов Стив Мнучин, один из членов кабинета Трампа, является успешным инвестором.
Снижение налогов
Снижение налогов, особенно для корпораций и частных лиц с высокими доходами, уже давно является основным элементом экономической политики республиканцев. В 2017 году Трамп добился от Конгресса снижения налогов на 1,7 триллиона долларов. Хотя экономисты часто спорят о том, выгодно ли снижение налогов экономике, почти нет разногласий по поводу того, что оно увеличивает государственный долг, если не компенсируется другими сокращениями или увеличением доходов.
Инициированное ранее Трампом снижение налогов истекает в 2025 году, что дает второй администрации Трампа возможность снова заняться этой темой. После того, как снижение налогов будет предоставлено, зачастую трудно откатить назад, и многое будет зависеть от того, кто будет контролировать Сенат и Палату представителей. Байден, напротив, продолжает предлагать повысить налоги для богатых.
В центре дебатов будет ставка корпоративного налога. Ставка была снижена до 21% с 35% в рамках пакета снижения налогов в 2017 году. Трамп хочет, чтобы показатель сохранился на этом уровне, а Байден предложил повысить его до 28%.
Компания Allianz Research в своем отчете пришла к выводу, что сочетание предложений, выдвинутых Трампом на данный момент, нанесет ущерб потребителям и потенциально принесет негатив на финансовые рынки. Многое зависит от того, как именно будет реализовываться политика, отметила компания.
«Второе президентство Трампа унаследует очень большой бюджетный дефицит от администрации Байдена, растущие процентные расходы и экономику, вероятно, более склонную к приступам инфляции, — говорится в докладе. - Еще один раунд значительного снижения налогов (или увеличения расходов) может, таким образом, вновь разжечь инфляцию и усилить опасения по поводу устойчивости государственных финансов США на рынках облигаций».
Максим Дарме, старший экономист Allianz Trade по США и Франции, обращает внимание на растущую власть консервативного крыла Республиканской партии в Конгрессе и неприятие этими политиками увеличения государственных расходов и дефицита. Он полагает, что Трамп может использовать отмену некоторых направлений политики Байдена в поддержку «зеленой» энергетики и высокотехнологичного производства для финансирования своей собственной промышленной политики, которая, по словам Дармета, будет более широкой и менее целенаправленной, чем политика Байдена.
«Даже в большей степени, чем Байден, он будет использовать промышленные субсидии в целом ряде секторов. Практически каждый получит немного денег», — говорит он. Но экономическая ситуация сильно изменилась с тех пор, как Трамп впервые вступил в должность президента в 2017 году – особенно процентные ставки, которые выросли в четыре-пять раз. Сейчас существует много ограничений, однако политика Трампа «может стать еще более инфляционной», подчеркнул Дарме.
Одним из вероятных результатов выборов может стать раскол в Конгрессе. Разногласия внутри Республиканской партии также могут представлять собой проблему, как обнаружил бывший спикер Кевин Маккарти, когда пытался заключить сделку с демократами, чтобы сохранить работу правительства. «История показала, что наше правительство работает лучше всего, когда власть разделена», — подчеркнул Килбейн.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба