Как оценить эмитента перед IPO » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как оценить эмитента перед IPO

20 июня 2024 Global Invest Fund, Попов Сергей
Как оценить бизнес компании и принять решение об участии в IPO, обсудили управляющий директор GIF Сергей Попов и руководитель аналитики GIF Иван Крейнин на YouTube-канале «Global Invest Fund».

Попов замечает, что на российском рынке проходит относительно много IPO – в этом году разместили акции на бирже 5 компаний. По словам управляющего, до конца года может пройти еще 10 размещений.

Первостепенно при оценке эмитента аналитик рекомендует обращать внимание на общее макроэкономическое положение компании и состояние сектора, в котором она работает.

«Из вещей, которые я бы еще выделил, – команда, которая в компании, мажоритарий, то есть общие нефинансовые вещи. <…> Потом мы смотрим отчетность, которая есть у компании: что с долгом, кто еще инвестор с точки зрения кредиторов, облигационеров, лизингодателей и так далее», – поясняет аналитик. Немаловажна и прозрачность отчетности.

По словам эксперта, также стоит оценить рентабельность компании, корреляцию юнит-экономики (расчет прибыльности базовой единицы – клиента или сделки) с бизнес-моделью. Кроме того, для оценки стоимости бизнеса эксперт учитывает модель дисконтированного денежного потока. Модель строится на прогнозах компаний.

Сравнительный подход
На IPO выходят компании, у которых на рынке нет прямых конкурентов. Из-за этого частным инвесторам сложно оценить эмитентов. Так, в июне разместил акции на Мосбирже российский разработчик сервисов для видеосвязи IVA Technologies, на СПБ бирже прошло размещение производителя микроэлектроники «Элемент». Осенью планирует выход на IPO российская фармацевтическая группа компаний «Промомед», об этом пишут «Ведомости».

«Сравнительный подход преимущественно работает, например, в недвижимости в России: когда ты можешь сравнить по сделкам сопоставимые квартиры <…>, чтобы понять, сколько стоит аналог. В России бизнес достаточно крупный: у нас 5–6 крупных нефтедобывающих компаний, которые между собой очень сложно сравнивать, потому что даже нефть, которую они добывают, иногда разная», – поясняет Крейнин.

Тем не менее, есть сектора, где сравнительный подход применим, среди них сектор медицины. Сейчас на российском рынке торгуются акции двух клиник «Юнайтед медикал груп» (холдинговая компания сети клиник «Европейский медицинский центр» (ЕМС)) и «Мать и дитя». Сеть клиник «Медси» готова к IPO и может разместить акции в 2024 году, об этом заявил основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков в интервью «РБК ТВ» на Петербургском международном экономическом форуме.

«Если “Мать и дитя”, наверное, находится в сопоставимом сегменте с “Медси”, то ЕМС – это не растущая история в другом сегменте. И мы не можем накладывать мультипликаторы (дивдоходность или еще что-то), сравнивать маржинальность ЕМС и “Медси”», – говорит Крейнин.

Доходный подход
Принимая решение об участии в IPO, Крейнин считает необходимым обратить внимание на доходный подход: какую доходность компания может принести инвестору. Стоит оценить как потенциальный рост бизнеса, так и дивидендную политику.

«Нужно смотреть в совокупности: может ли компания дать по 20–25% годовых на отрезке 3–5 лет. Если она даст доходность ростом – это не лучше и не хуже того, что она даст доходность дивидендами. Просто она часть денежного потока будет реинвестировать как бы не в карман тебе, как инвестору, а в свое развитие, в свой рост», – разъясняет аналитик.

Попов подчеркивает, что в IT-компаниях целесообразно обращать внимание на рост бизнеса. Преимущественно бумаги эмитентов из этого сектора не являются дивидендными историями – компании сконцентрированы на масштабировании бизнеса.

(C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter