Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Выборы в Иране. Президент решает не все » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Выборы в Иране. Президент решает не все

24 июня 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
В Иране полным ходом идет кампания по выборам нового президента вместо недавно погибшего в авиакатастрофе Ибрахима Раиси. До выборов, которые пройдут 28 июня, допущены шесть кандидатов. Лишь один из них представляет реформаторское крыло иранской политики. Дебаты кандидатов сфокусированы вокруг экономики, которая стала главной проблемой Ирана. Страна серьезно страдает от международных санкций, которые приносят многомиллиардные убытки. Выборы президента вряд ли изменят внешнеполитический курс страны, однако многое будет зависеть от личности президента и его способности проводить экономические реформы.

В президентской кампании принимают участие шестеро кандидатов, отобранных из более 80 человек Советом стражей конституции. Большинство из них - представители консервативного фланга. Только один кандидат – бывший министр здравоохранения и медицинского образования Ирана и член парламента Масуд Пезешкиан - представляет реформаторское крыло.

Как напоминает France 24, именно 69-летний Пезешкиан выступил против отсутствия прозрачности в действиях правительства во время общенациональных протестов 2022 года. Протесты были вызваны смертью в полицейском участке жительницы Тегерана Махсы Амини, которую полиция нравов задержала за неправильное ношение головного платка.

«Эксперты отмечают, что его включение в список кандидатов, скорее всего, является частью плана правительства по увеличению явки избирателей, которую оно рассматривает как способ повысить легитимность выборов и потенциально вернуть реформистскую силу на избирательные участки, после того как она бойкотировала парламентские выборы в марте», - пишет The New York Times.

По данным опроса «poll of polls», которые распространили 13 июня госСМИ Ирана, Пезешкиан в числе трех фаворитов предвыборной кампании. Двое других - бывший глава Совета национальной безопасности Саид Джалили и спикер парламента Мохаммад-Багер Галибаф, представляющие консервативный лагерь.

Кроме них, в выборах участвуют действующий спикер парламента, мэр Тегерана Алиреза Закани, глава Фонда по делам мучеников и ветеранов, а также бывший первый зампред иранского парламента Амир-Хосейн Газизаде-Хашеми, экс-глава МВД и Минюста Мостафа Пурмохаммади.

«Если, как ожидается, победит один из наиболее консервативных кандидатов, близких к клерикальному руководству, правительство, скорее всего, объявит это победой своего политического направления – несмотря на жесткие ограничения, наложенные на конкуренцию», - отмечает The New York Times.

«Иранцы ждут выборов и готовятся к ним. К выборам большой интерес. Есть три фаворита, которые претендуют на пост, но динамика настолько изменчива, что предсказать, кто из главных претендентов станет президентом, не могут даже аналитики в Иране. Думаю, что явка будет заметная», - говорит Finam.ru обозреватель «Независимой газеты» Андрей Серенко, который в настоящее время находится в стране.

Собеседник Finam.ru также отмечает, что Тегеран заметно изменился за последние годы: обстановка стала более свободной, в городе идет строительство крупных объектов недвижимости и торговых центров. «Есть запрос на развитие, и этот запрос будет проявляться и во время выборной кампании».

Несмотря на то, что главой Ирана является аятолла Хомейни, президент играет достаточно весомую роль в системе исполнительной власти. «Президент действует как заместитель верховного лидера, консультируя его по вопросам управления, выполняя его инструкции и, в более широком смысле, выступая в качестве исполнителя его политической программы. Официально президент является главой исполнительной ветви власти, в которую входят министры и около 12 вице-президентов, а также ряд департаментов и агентств, управляющих страной», - пишет о Bloomberg.

Агентство отмечает, что многое зависит от личности самого президента. В случае если это харизматичная и пользующая авторитетом фигура, он может проявлять определенную самостоятельность. Таковым, к примеру, был президент Ирана Хашеми Рафсанджани, который, занимая должность президента страны с 1989 по 1997 год, провел ряд экономических реформ. Они помогли иранской экономике, которая находилась в тяжелом состоянии после многолетней разрушительной войны с Ираком. При этом Bloomberg напоминает: начав как союзник имама Хаменеи, он впоследствии впал в немилость, после того как выступил с критикой силовиков, разогнавших студенческие протесты в 2009 году.

Несмотря на то, что президентские выборы не изменят политический курс Ирана, президент представляет страну на переговорах на высшем уровне и является проводником международной политики страны. К предвыборной кампании в Иране приковано сегодня немало внимания мировой прессы, так как в последнее время иранский фактор находится в центре региональной политики. «Смерть Раиси произошла в чувствительный момент в охваченном беспокойством регионе. Напряженность в отношениях с Западом возросла с тех пор, как США вышли из ядерной сделки и ввели более жесткие санкции против режима и экономики Ирана», - пишет Bloomberg.

При президентстве Раиси Иран также вступил фактически в открытую конфронтацию с Израилем, атаковав эту страну с помощью десятков беспилотников. Акция была совершена в ответ на убийство Израилем в Сирии высокопоставленных иранских военных.

Однако наиболее сложной остается экономическая ситуация в Иране. По данным на март экономика страны выросла на 5,7%, однако дальнейший рост будет зависеть от ослабления санкционного режима. По данным, которые привел экс-президент Ирана Хасан Рухани, из-за санкций на экспорт нефти страна потеряла более $300 миллиардов.

«Иранские комментаторы и средства массовой информации ожидают мрачного года для экономики страны, во многом объясняя такие перспективы неэффективностью правительства и огромным давлением санкций США. Между тем, аналитики предупреждают, что ситуация усугубляется очевидным отсутствием у правительства плана по преодолению давнего экономического кризиса», - констатирует англоязычный портал Iran International.

Недавно на одной из фабрик Ирана по производству бытовой химии, переданных от частного владельца государству, произошли забастовки. Работники протестовали против невыплаты зарплат за многие месяцы. Одна из главных проблем Ирана - безработица. Несмотря на то, что власти недавно объявили, что ее уровень снизился до 7,6%, портал Iran International отмечает, что более 3,6 миллиона соискателей просто отказались от поиска работы. «Это может объяснить снижение официального уровня безработицы», - пишет издание. В Иране также высокий уровень инфляции - в июне она составила более 36%.

Экономика - главная тема дебатов между кандидатами в президенты, которые проходят в стране. «Все они (кандидаты) пообещали попытаться добиться отмены санкций и провести реформы, но никто не привел конкретных подробностей», - пишет Associated Press.

Для изменения экономической ситуации в стране Ирану необходимо наладить отношения с Западом, которые сегодня находятся на низком уровне. Более того, европейские власти недавно призвали МАГАТЭ усилить давление на Иран, добиваясь прозрачности его ядерной программы. Впрочем, давить на Иран сложно. «Никогда не угрожай иранцу», - эти слова экс-главы МИД Джавада Зарифа любят повторять знакомые с иранской политикой. При этом, стоит отметить, что Зариф относится к иранским реформаторам и активно поддерживает кандидата Масуда Пезешкиана.