24 июня 2024 finversia.ru Чайка Федор
Эксперты Международного валютного фонда пришли к выводу, что правительства должны заранее, ещё «на берегу», создать новые подходы в сфере налогово-бюджетной политики для устранения негативных последствий от повсеместного внедрения генеративного искусственного интеллекта.
Инвестиции в образование, соцзащита и новые налоги
Генеративный искусственный интеллект (генИИ) обладает огромным потенциалом для повышения производительности труда и улучшения предоставления государственных услуг, но он также вызывает глубокую обеспокоенность по поводу массовых сбоев в работе и растущего неравенства, отмечается в новой аналитической записке экспертов Международного валютного фонда, которая посвящена ИИ.
В резюме научной работы подчёркивается, что, учитывая огромную неопределенность в отношении характера, влияния и скорости разработок в сфере генИИ, правительствам следует применять гибкий подход, который подготовит бизнес как к обычным сценариям, так и к крайне разрушительным сценариям.
Авторы работы, Эра Дабла-Норрис и Рууд де Муай, сформулировали 3 основных направления для приложения совместных усилий. Во-первых, внедрение ИИ потребует укрепления систем социальной защиты. Во-вторых, государства и бизнес должны уже сегодня начать инвестировать в образование. В-третьих, правительствам стоит начать создавать новые налоговые системы, цель которых – защита работников и уменьшение неравенства.
Как следует пересмотреть политику социальной защиты перед лицом разрушительных технологических изменений, связанных с ИИ? Хотя ИИ может в конечном итоге повысить общую занятость и заработную плату, это может привести к тому, что значительная часть рабочей силы останется без работы на длительный период, что приведет к болезненному переходу, подчеркивает Эра Дабла-Норрис.
Страхование от потери работы и повышение квалификации
По её словам, уроки прошлых волн автоматизации и моделирование показывают, что более щедрое страхование по безработице могло бы смягчить негативное воздействие ИИ на работников, позволив перемещенным работникам найти работу, которая лучше соответствует их навыкам. Большинство стран располагают значительными возможностями для расширения охвата и щедрости страхования по безработице, улучшения переносимости пособий и рассмотрения форм страхования заработной платы.
В то же время отраслевое обучение, стажировки, а также программы повышения квалификации и переподготовки кадров могли бы сыграть большую роль в подготовке работников к работе в эпоху искусственного интеллекта. Работникам, столкнувшимся с длительной безработицей или снижением спроса на рабочую силу на местном уровне из-за автоматизации или закрытия предприятий, потребуются комплексные программы социальной помощи, отмечается в статье МВФ.
– Безусловно, будут существенные различия в том, как ИИ влияет на страны с формирующимся рынком и развивающиеся экономики, и, следовательно, как должны реагировать политики в этих странах. В то время как работники в таких странах в меньшей степени подвержены воздействию ИИ, они также в меньшей степени защищены официальными программами социальной защиты, такими как страхование по безработице, из-за более крупного неформального сектора в их экономике. Инновационные подходы, использующие цифровые технологии, могут способствовать расширению охвата программами социальной помощи в этих странах, – подчёркивает аналитик МВФ.
Налоги на роботов?
Следует ли облагать налогом ИИ, чтобы смягчить потрясения на рынке труда и компенсировать их влияние на работников?
Перед лицом аналогичных опасений некоторые рекомендовали ввести налог на роботов, чтобы отбить у компаний охоту заменять работников роботами.
– Тем не менее, налог на ИИ нецелесообразен. Ваш чат-бот с ИИ или второй пилот не смогут заплатить такой налог – это могут сделать только люди. Вместо этого специальный налог на ИИ может снизить скорость инвестиций и инноваций, препятствуя росту производительности. Кроме того, это было бы трудно осуществить на практике, и, если бы оно было целенаправленным, принесло бы больше вреда, чем пользы, – рассуждает Рууд де Муай.
Итак, что можно сделать, чтобы сбалансировать налоговую политику в эпоху искусственного интеллекта?
В последние десятилетия некоторые развитые страны увеличили налоговые льготы для корпораций на программное обеспечение и компьютерное оборудование в целях стимулирования инноваций, напоминает аналитик МВФ. Однако эти стимулы также, как правило, побуждают компании заменять работников за счет автоматизации.
– Корпоративные налоговые системы, которые неэффективно способствуют быстрому замещению рабочих мест людьми, должны быть пересмотрены, учитывая риск того, что они могут усугубить проблемы, связанные с ИИ, – убеждена Рууд де Муай.
Рост прежних налогов
Как правительства должны разрабатывать перераспределительное налогообложение, чтобы компенсировать растущее неравенство, связанное с ИИ?
Генеративный ИИ, как и другие виды инноваций, может привести к росту неравенства в доходах и концентрации богатства.
– Таким образом, налоги на доходы от капитала должны быть повышены, чтобы защитить налоговую базу от дальнейшего снижения доли рабочей силы в доходах и компенсировать растущее имущественное неравенство. Это крайне важно, поскольку увеличение инвестиций в образование и социальные расходы для увеличения выгод от ИИ потребует увеличения государственных доходов, – считает аналитик.
С 1980-х годов налоговая нагрузка на доходы от капитала в странах с развитой экономикой неуклонно снижалась, в то время как нагрузка на трудовые доходы росла. Обратить вспять эту тенденцию могло бы помочь повышение налогов на прибыль корпораций. Глобальный минимальный налог, согласованный более чем в 140 странах, который устанавливает минимальную 15-процентную эффективную налоговую ставку для многонациональных компаний, является шагом в правильном направлении. Другие меры могут включать дополнительный налог на сверхприбыль, повышение налогов на прирост капитала и улучшение правоприменительной практики, говорится в работе МВФ.
Последние достижения в области ИИ являются результатом многолетних инвестиций в фундаментальные исследования, в том числе в рамках программ, финансируемых государством. Аналогичным образом, решения, принимаемые политиками в настоящее время, будут определять эволюцию ИИ на десятилетия вперед.
В МВФ уверены, что приоритетом должно стать обеспечение того, чтобы приложения приносили пользу обществу в целом, используя ИИ для улучшения результатов в таких областях, как образование, здравоохранение и государственные услуги. А учитывая глобальный охват этой мощной новой технологии, для стран как никогда важно работать сообща.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Инвестиции в образование, соцзащита и новые налоги
Генеративный искусственный интеллект (генИИ) обладает огромным потенциалом для повышения производительности труда и улучшения предоставления государственных услуг, но он также вызывает глубокую обеспокоенность по поводу массовых сбоев в работе и растущего неравенства, отмечается в новой аналитической записке экспертов Международного валютного фонда, которая посвящена ИИ.
В резюме научной работы подчёркивается, что, учитывая огромную неопределенность в отношении характера, влияния и скорости разработок в сфере генИИ, правительствам следует применять гибкий подход, который подготовит бизнес как к обычным сценариям, так и к крайне разрушительным сценариям.
Авторы работы, Эра Дабла-Норрис и Рууд де Муай, сформулировали 3 основных направления для приложения совместных усилий. Во-первых, внедрение ИИ потребует укрепления систем социальной защиты. Во-вторых, государства и бизнес должны уже сегодня начать инвестировать в образование. В-третьих, правительствам стоит начать создавать новые налоговые системы, цель которых – защита работников и уменьшение неравенства.
Как следует пересмотреть политику социальной защиты перед лицом разрушительных технологических изменений, связанных с ИИ? Хотя ИИ может в конечном итоге повысить общую занятость и заработную плату, это может привести к тому, что значительная часть рабочей силы останется без работы на длительный период, что приведет к болезненному переходу, подчеркивает Эра Дабла-Норрис.
Страхование от потери работы и повышение квалификации
По её словам, уроки прошлых волн автоматизации и моделирование показывают, что более щедрое страхование по безработице могло бы смягчить негативное воздействие ИИ на работников, позволив перемещенным работникам найти работу, которая лучше соответствует их навыкам. Большинство стран располагают значительными возможностями для расширения охвата и щедрости страхования по безработице, улучшения переносимости пособий и рассмотрения форм страхования заработной платы.
В то же время отраслевое обучение, стажировки, а также программы повышения квалификации и переподготовки кадров могли бы сыграть большую роль в подготовке работников к работе в эпоху искусственного интеллекта. Работникам, столкнувшимся с длительной безработицей или снижением спроса на рабочую силу на местном уровне из-за автоматизации или закрытия предприятий, потребуются комплексные программы социальной помощи, отмечается в статье МВФ.
– Безусловно, будут существенные различия в том, как ИИ влияет на страны с формирующимся рынком и развивающиеся экономики, и, следовательно, как должны реагировать политики в этих странах. В то время как работники в таких странах в меньшей степени подвержены воздействию ИИ, они также в меньшей степени защищены официальными программами социальной защиты, такими как страхование по безработице, из-за более крупного неформального сектора в их экономике. Инновационные подходы, использующие цифровые технологии, могут способствовать расширению охвата программами социальной помощи в этих странах, – подчёркивает аналитик МВФ.
Налоги на роботов?
Следует ли облагать налогом ИИ, чтобы смягчить потрясения на рынке труда и компенсировать их влияние на работников?
Перед лицом аналогичных опасений некоторые рекомендовали ввести налог на роботов, чтобы отбить у компаний охоту заменять работников роботами.
– Тем не менее, налог на ИИ нецелесообразен. Ваш чат-бот с ИИ или второй пилот не смогут заплатить такой налог – это могут сделать только люди. Вместо этого специальный налог на ИИ может снизить скорость инвестиций и инноваций, препятствуя росту производительности. Кроме того, это было бы трудно осуществить на практике, и, если бы оно было целенаправленным, принесло бы больше вреда, чем пользы, – рассуждает Рууд де Муай.
Итак, что можно сделать, чтобы сбалансировать налоговую политику в эпоху искусственного интеллекта?
В последние десятилетия некоторые развитые страны увеличили налоговые льготы для корпораций на программное обеспечение и компьютерное оборудование в целях стимулирования инноваций, напоминает аналитик МВФ. Однако эти стимулы также, как правило, побуждают компании заменять работников за счет автоматизации.
– Корпоративные налоговые системы, которые неэффективно способствуют быстрому замещению рабочих мест людьми, должны быть пересмотрены, учитывая риск того, что они могут усугубить проблемы, связанные с ИИ, – убеждена Рууд де Муай.
Рост прежних налогов
Как правительства должны разрабатывать перераспределительное налогообложение, чтобы компенсировать растущее неравенство, связанное с ИИ?
Генеративный ИИ, как и другие виды инноваций, может привести к росту неравенства в доходах и концентрации богатства.
– Таким образом, налоги на доходы от капитала должны быть повышены, чтобы защитить налоговую базу от дальнейшего снижения доли рабочей силы в доходах и компенсировать растущее имущественное неравенство. Это крайне важно, поскольку увеличение инвестиций в образование и социальные расходы для увеличения выгод от ИИ потребует увеличения государственных доходов, – считает аналитик.
С 1980-х годов налоговая нагрузка на доходы от капитала в странах с развитой экономикой неуклонно снижалась, в то время как нагрузка на трудовые доходы росла. Обратить вспять эту тенденцию могло бы помочь повышение налогов на прибыль корпораций. Глобальный минимальный налог, согласованный более чем в 140 странах, который устанавливает минимальную 15-процентную эффективную налоговую ставку для многонациональных компаний, является шагом в правильном направлении. Другие меры могут включать дополнительный налог на сверхприбыль, повышение налогов на прирост капитала и улучшение правоприменительной практики, говорится в работе МВФ.
Последние достижения в области ИИ являются результатом многолетних инвестиций в фундаментальные исследования, в том числе в рамках программ, финансируемых государством. Аналогичным образом, решения, принимаемые политиками в настоящее время, будут определять эволюцию ИИ на десятилетия вперед.
В МВФ уверены, что приоритетом должно стать обеспечение того, чтобы приложения приносили пользу обществу в целом, используя ИИ для улучшения результатов в таких областях, как образование, здравоохранение и государственные услуги. А учитывая глобальный охват этой мощной новой технологии, для стран как никогда важно работать сообща.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу