11 июля 2024 Bloomberg
Многие из них стоят у берегов России, Китая и Турции. Суда часто отключают систему отслеживания AIS
От холодных вод российского Балтийского моря до тихоокеанских берегов Владивостока десятки танкеров, которые раньше перевозили российскую нефть, теперь стоят пустыми и бездействуют.
Суда стали неактивными после того, как попали под санкции США, Великобритании и Европы, которые начали усиливаться с октября 2023 года. Некоторые из них попали под санкции за нарушение ценовых ограничений Группы семи на экспорт российской нефти, другие - за принадлежность к государственной танкерной компании ПАО "Совкомфлот". Еще одну партию санкционировали за экологический риск, который они представляют.
Простаивающие корабли доказывают, что у Запада есть рычаги - если он решит за них потянуть - которые могут нарушить транспортировку российской нефти. Почти все из 53 судов, попавших под санкции с октября 2023 года, так и не смогли забрать ни одного груза. Те немногие, что загрузились, постарались скрыть свою последующую деятельность, прибегая к отключению автоматических систем слежения и перегружая партии с одного судна на другое, оставаясь скрытыми от посторонних глаз.
Однако тот факт, что ставки фрахта - включая ту часть, которая напрямую связана с санкциями, - падают, является важнейшим доказательством того, что санкции нарушают работу танкеров, но не приводят к реальному увеличению расходов России на перевозку отдельных грузов.
Танкеры, попавшие под санкции, по странам/государствам. Большинство танкеров попали под санкции исключительно со стороны США. Источник: Bloomberg
В этой статье используются данные по отслеживанию танкеров, собранные Bloomberg, чтобы объяснить, какой эффект оказали эти санкции на сегодняшний день.
Санкции
Первым против российского танкерного флота выступило Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США.
Его первые меры против отдельных судов были введены еще в октябре, а к концу того же года под санкции попали еще семь судов. В этом году под санкции попали еще 32 судна, но одно было исключено из списка.
Первые санкции были введены потому, что они использовали американских поставщиков услуг при транспортировке нефти российского происхождения, которая продавалась по цене, превышающей установленный странами "Большой семерки" лимит в 60 долларов за баррель. Затем, в феврале, вскоре после второй годовщины украинского конфликта, в список попали еще 14 танкеров, принадлежащих "Совкомфлоту".
Танкеры, попавшие под санкции за перевозку российской нефти. Великобритания и ЕС впервые ввели санкции против судов в прошлом месяце. Источник: Bloomberg. Примечание: суда указаны по первой юрисдикции, которая применила к ним санкции.
Следующей вмешалась Великобритания, направив 13 июня санкции против четырех судов в попытке пресечь деятельность так называемого "теневого флота" - большой группы танкеров, которые обходят санкции, выходя в основном из орбиты западных юрисдикций.
Это ознаменовало изменение в тактике Запада: впервые санкции были введены против судов именно за принадлежность к теневому флоту.
Европейский союз действовал последним, введя санкции против 13 нефтяных судов менее чем через две недели после Великобритании, 25 июня. Он также включил в список суда теневого флота.
В общей сложности 41 из 53 санкционированных танкеров классифицируются как танкеры для сырой нефти или сырой нефти/нефтепродуктов. Это составляет около 7,5 % флота судов, на которых наблюдалась погрузка российской нефти с начала 2023 года, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные Bloomberg.
Движение танкеров
Суда, попавшие под санкции, с трудом могут осуществлять транспортировку нефти в обычном режиме.
Только три из них загрузили грузы с момента введения санкций, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные Bloomberg, и отчеты портовых агентов.
Простаивающие суда скопились в нескольких точках по всему миру.
Балтийское море
Шесть танкеров с сырой нефтью стоят на якоре в Балтийском море недалеко от Приморска и Усть-Луги, двух крупнейших экспортных терминалов России. Корабли сгруппированы у порта Усть-Луга на южном побережье Финского залива.
Шесть танкеров, попавших под санкции, стоят на якоре и простаивают в Балтийском море у порта Усть-Луга.
Первым туда прибыл танкер "Котлас", который впервые попал в Усть-Лугу 8 декабря, через неделю после введения санкций со стороны США. С тех пор он периодически плавал по Финскому заливу в течение семи месяцев, возможно, для поддержания чистоты корпуса.
Другие суда присоединились к нему после включения в список, и с тех пор ни одно из них не загружало грузы. Одно из них, "Робон", хорошо известно наблюдателям за теневым флотом России: в прошлом году его заметили в Лаконийском заливе у берегов Греции, когда оно передавало свой груз другому судну и при этом указывало местоположение цифровым системам слежения, которые определяли его на расстоянии нескольких миль.
Четыре из шести судов принадлежат компании "Совкомфлот". Остальные управляются неизвестными компаниями, что является отличительной чертой судов теневого флота.
Черное море
Еще четыре судна в последний раз видели у выхода из Черного моря, где находится другой главный западный порт России по экспорту нефти - Новороссийск. Пятое судно стояло на якоре недалеко от порта, а шестое, "Виктор Бакаев", покинуло этот регион в начале июля и направилось на Балтику. Как и остальные, оно остается пустым.
Все эти танкеры перестали подавать сигналы автоматическим системам слежения при входе в Черное море.
Хотя суда в Черном море в последний раз видели в феврале или марте, они вряд ли покинули регион. Суда обязаны активировать автоматические системы слежения при проходе через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, и если бы они покинули Черное море, то были бы обнаружены в этот момент.
Танкеры, находящиеся под санкциями в Черном море и вблизи него 8 июля 2024 года.
Тихий океан
В акватории портовых городов Владивосток и Козьмино стоят на якоре еще пять судов - все, кроме одного, принадлежат "Совкомфлоту", - и простаивают уже несколько месяцев. Еще два судна простаивают без указания пунктов назначения между побережьем России и Японии.
Два из них, "Лиговский проспект" и "Казань", попали под санкции в ноябре, и с тех пор ни они, ни другие суда не взяли на борт ни одного груза.
Танкеры, попавшие под санкции, встали на якорь у берегов Владивостока и Находки 8 июля 2024 года.
Китай, Южная Корея
Китайские верфи были заняты танкерами, попавшими под санкции.
Пять из шести танкеров, замеченных у берегов Китая, находятся на ремонтных верфях или недавно покинули их.
Находящиеся под санкциями танкеры бросили якорь у берегов Китая и Южной Кореи 8 июля 2024 года.
Еще четыре танкера простаивают у берегов Южной Кореи. Один из них находится в этом районе с момента введения санкций в январе. Три других танкера присоединились к нему после доставки грузов, которые они загрузили до того, как попали под санкции.
Ни одно из них не погрузило ни одного груза после попадания под санкции.
Суэцкий канал
У Порт-Саида, в северной части Суэцкого канала, собрались восемь танкеров, попавших под санкции. С момента прибытия они бездействуют.
Все они, кроме одного, управляются компанией Hennesea Holdings Ltd, против которой в январе были введены санкции Минфина США. Другой танкер, Andromeda Star, стал мишенью ЕС в июне.
Сигналы положения шести из восьми судов указали, что они находились на взлетно-посадочной полосе аэропорта Бейрута в какой-то момент за последние два месяца. Система отслеживания AIS подвержена взлому.
Танкеры, попавшие под санкции, встали на якорь у египетского побережья в районе Порт-Саида 8 июля 2024 года.
Уход от санкций
Всего три танкера из 53 попавших под санкции с момента включения в список уже загрузили грузы.
СКФ "Приморье" в апреле, "Братск" в мае и "Белгород" в июне загрузили около миллиона баррелей в Новороссийске и были зафиксированы системой AIS при выходе из Черного моря.
Судно "СКФ Приморье" сейчас направляется к китайскому побережью после того, как в прошлом месяце передало свой груз на судно Ocean Hermana на архипелаге Риау, к востоку от Сингапура.
Судно "Братск" и судно "Белгород" исчезли с AIS к югу от Индии. Одно из них было замечено у Сохара в Омане в начале июля компанией TankerTrackers.com Inc., которая специализируется на интерпретации спутниковых снимков для обнаружения танкеров, нарушающих санкции.
Однако не исключено, что еще одно судно, NS Spirit, также могло принять груз, хотя это могло произойти за несколько дней до того, как оно попало под санкции ЕС.
Оно исчезло в Черном море 15 июня, за 10 дней до того, как ему было присвоено имя. Оно вновь появилось 3 июля, недалеко от того места, где его видели ранее, но с обновленным документом, указывающим на то, что оно приняло груз. Затем судно прошло через Босфор и, судя по всему, выгрузило свой груз в турецком порту Марамара Эреглиси.
Эти маневры могут дать представление о том, как Россия стремится задействовать флот, попавший под санкции, и с какими сложностями это связано.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
От холодных вод российского Балтийского моря до тихоокеанских берегов Владивостока десятки танкеров, которые раньше перевозили российскую нефть, теперь стоят пустыми и бездействуют.
Суда стали неактивными после того, как попали под санкции США, Великобритании и Европы, которые начали усиливаться с октября 2023 года. Некоторые из них попали под санкции за нарушение ценовых ограничений Группы семи на экспорт российской нефти, другие - за принадлежность к государственной танкерной компании ПАО "Совкомфлот". Еще одну партию санкционировали за экологический риск, который они представляют.
Простаивающие корабли доказывают, что у Запада есть рычаги - если он решит за них потянуть - которые могут нарушить транспортировку российской нефти. Почти все из 53 судов, попавших под санкции с октября 2023 года, так и не смогли забрать ни одного груза. Те немногие, что загрузились, постарались скрыть свою последующую деятельность, прибегая к отключению автоматических систем слежения и перегружая партии с одного судна на другое, оставаясь скрытыми от посторонних глаз.
Однако тот факт, что ставки фрахта - включая ту часть, которая напрямую связана с санкциями, - падают, является важнейшим доказательством того, что санкции нарушают работу танкеров, но не приводят к реальному увеличению расходов России на перевозку отдельных грузов.
Танкеры, попавшие под санкции, по странам/государствам. Большинство танкеров попали под санкции исключительно со стороны США. Источник: Bloomberg
В этой статье используются данные по отслеживанию танкеров, собранные Bloomberg, чтобы объяснить, какой эффект оказали эти санкции на сегодняшний день.
Санкции
Первым против российского танкерного флота выступило Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США.
Его первые меры против отдельных судов были введены еще в октябре, а к концу того же года под санкции попали еще семь судов. В этом году под санкции попали еще 32 судна, но одно было исключено из списка.
Первые санкции были введены потому, что они использовали американских поставщиков услуг при транспортировке нефти российского происхождения, которая продавалась по цене, превышающей установленный странами "Большой семерки" лимит в 60 долларов за баррель. Затем, в феврале, вскоре после второй годовщины украинского конфликта, в список попали еще 14 танкеров, принадлежащих "Совкомфлоту".
Танкеры, попавшие под санкции за перевозку российской нефти. Великобритания и ЕС впервые ввели санкции против судов в прошлом месяце. Источник: Bloomberg. Примечание: суда указаны по первой юрисдикции, которая применила к ним санкции.
Следующей вмешалась Великобритания, направив 13 июня санкции против четырех судов в попытке пресечь деятельность так называемого "теневого флота" - большой группы танкеров, которые обходят санкции, выходя в основном из орбиты западных юрисдикций.
Это ознаменовало изменение в тактике Запада: впервые санкции были введены против судов именно за принадлежность к теневому флоту.
Европейский союз действовал последним, введя санкции против 13 нефтяных судов менее чем через две недели после Великобритании, 25 июня. Он также включил в список суда теневого флота.
В общей сложности 41 из 53 санкционированных танкеров классифицируются как танкеры для сырой нефти или сырой нефти/нефтепродуктов. Это составляет около 7,5 % флота судов, на которых наблюдалась погрузка российской нефти с начала 2023 года, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные Bloomberg.
Движение танкеров
Суда, попавшие под санкции, с трудом могут осуществлять транспортировку нефти в обычном режиме.
Только три из них загрузили грузы с момента введения санкций, свидетельствуют данные отслеживания судов, собранные Bloomberg, и отчеты портовых агентов.
Простаивающие суда скопились в нескольких точках по всему миру.
Балтийское море
Шесть танкеров с сырой нефтью стоят на якоре в Балтийском море недалеко от Приморска и Усть-Луги, двух крупнейших экспортных терминалов России. Корабли сгруппированы у порта Усть-Луга на южном побережье Финского залива.
Шесть танкеров, попавших под санкции, стоят на якоре и простаивают в Балтийском море у порта Усть-Луга.
Первым туда прибыл танкер "Котлас", который впервые попал в Усть-Лугу 8 декабря, через неделю после введения санкций со стороны США. С тех пор он периодически плавал по Финскому заливу в течение семи месяцев, возможно, для поддержания чистоты корпуса.
Другие суда присоединились к нему после включения в список, и с тех пор ни одно из них не загружало грузы. Одно из них, "Робон", хорошо известно наблюдателям за теневым флотом России: в прошлом году его заметили в Лаконийском заливе у берегов Греции, когда оно передавало свой груз другому судну и при этом указывало местоположение цифровым системам слежения, которые определяли его на расстоянии нескольких миль.
Четыре из шести судов принадлежат компании "Совкомфлот". Остальные управляются неизвестными компаниями, что является отличительной чертой судов теневого флота.
Черное море
Еще четыре судна в последний раз видели у выхода из Черного моря, где находится другой главный западный порт России по экспорту нефти - Новороссийск. Пятое судно стояло на якоре недалеко от порта, а шестое, "Виктор Бакаев", покинуло этот регион в начале июля и направилось на Балтику. Как и остальные, оно остается пустым.
Все эти танкеры перестали подавать сигналы автоматическим системам слежения при входе в Черное море.
Хотя суда в Черном море в последний раз видели в феврале или марте, они вряд ли покинули регион. Суда обязаны активировать автоматические системы слежения при проходе через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, и если бы они покинули Черное море, то были бы обнаружены в этот момент.
Танкеры, находящиеся под санкциями в Черном море и вблизи него 8 июля 2024 года.
Тихий океан
В акватории портовых городов Владивосток и Козьмино стоят на якоре еще пять судов - все, кроме одного, принадлежат "Совкомфлоту", - и простаивают уже несколько месяцев. Еще два судна простаивают без указания пунктов назначения между побережьем России и Японии.
Два из них, "Лиговский проспект" и "Казань", попали под санкции в ноябре, и с тех пор ни они, ни другие суда не взяли на борт ни одного груза.
Танкеры, попавшие под санкции, встали на якорь у берегов Владивостока и Находки 8 июля 2024 года.
Китай, Южная Корея
Китайские верфи были заняты танкерами, попавшими под санкции.
Пять из шести танкеров, замеченных у берегов Китая, находятся на ремонтных верфях или недавно покинули их.
Находящиеся под санкциями танкеры бросили якорь у берегов Китая и Южной Кореи 8 июля 2024 года.
Еще четыре танкера простаивают у берегов Южной Кореи. Один из них находится в этом районе с момента введения санкций в январе. Три других танкера присоединились к нему после доставки грузов, которые они загрузили до того, как попали под санкции.
Ни одно из них не погрузило ни одного груза после попадания под санкции.
Суэцкий канал
У Порт-Саида, в северной части Суэцкого канала, собрались восемь танкеров, попавших под санкции. С момента прибытия они бездействуют.
Все они, кроме одного, управляются компанией Hennesea Holdings Ltd, против которой в январе были введены санкции Минфина США. Другой танкер, Andromeda Star, стал мишенью ЕС в июне.
Сигналы положения шести из восьми судов указали, что они находились на взлетно-посадочной полосе аэропорта Бейрута в какой-то момент за последние два месяца. Система отслеживания AIS подвержена взлому.
Танкеры, попавшие под санкции, встали на якорь у египетского побережья в районе Порт-Саида 8 июля 2024 года.
Уход от санкций
Всего три танкера из 53 попавших под санкции с момента включения в список уже загрузили грузы.
СКФ "Приморье" в апреле, "Братск" в мае и "Белгород" в июне загрузили около миллиона баррелей в Новороссийске и были зафиксированы системой AIS при выходе из Черного моря.
Судно "СКФ Приморье" сейчас направляется к китайскому побережью после того, как в прошлом месяце передало свой груз на судно Ocean Hermana на архипелаге Риау, к востоку от Сингапура.
Судно "Братск" и судно "Белгород" исчезли с AIS к югу от Индии. Одно из них было замечено у Сохара в Омане в начале июля компанией TankerTrackers.com Inc., которая специализируется на интерпретации спутниковых снимков для обнаружения танкеров, нарушающих санкции.
Однако не исключено, что еще одно судно, NS Spirit, также могло принять груз, хотя это могло произойти за несколько дней до того, как оно попало под санкции ЕС.
Оно исчезло в Черном море 15 июня, за 10 дней до того, как ему было присвоено имя. Оно вновь появилось 3 июля, недалеко от того места, где его видели ранее, но с обновленным документом, указывающим на то, что оно приняло груз. Затем судно прошло через Босфор и, судя по всему, выгрузило свой груз в турецком порту Марамара Эреглиси.
Эти маневры могут дать представление о том, как Россия стремится задействовать флот, попавший под санкции, и с какими сложностями это связано.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу