Рынок нефти в последние месяцы выглядит относительно слабым, несмотря на растущую напряженность на Ближнем Востоке. Стоимость фьючерсов на Brent снизилась с апрельского максимума в районе $92 за баррель Brent до нынешнего уровня около $81. На динамике рынка в последнее время сказываются события, связанные с выборами в США, поскольку Трамп – сторонник инвестиций в нефтяную отрасль страны, а кандидаты от демократов в большей степени ориентированы на «зеленую» повестку. От чего еще будет зависеть ситуация на рынке в ближайшие месяцы, как будет складываться баланс, какими будут цены до конца года? Finam.ru собрал мнения экспертов.
Как связаны выборы в США и цены на нефть?
На рынок нефти всегда оказывает влияние несколько факторов, они связаны с соотношением спроса и предложения, с ожиданиями инвесторов, финансовыми спекуляциями и военно-политическими рисками, отметил в комментарии для Finam.ru Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.
«Что касается политических событий в Америке – когда Байден сошел с дистанции, в первые дни это было воспринято как повышение вероятности победы Трампа. Трамп - сторонник дополнительных инвестиций в американскую нефтегазовую отрасль. То есть при Трампе, скорее всего, добыча в Америке будет расти еще быстрее. Это может повлиять на снижение цен», - объяснил Митрахович.
Камала Харрис, которая, вероятнее всего, заменит Байдена в качестве кандидата в президенты, настроена против нефтяного бизнеса и считает, что он не соответствует современным тенденциям. «Гипотетически можно предположить, что если Харрис будет у власти, она сделает какие-то шаги, невыгодные для нефтяников. Но это просто гипотеза, потому что на самом деле при Обаме – «зеленом» президенте – в Америке росло производство нефти, как раз сланцевая революция при Обаме и произошла. Так что не факт, что если Камала Харрис придет к власти, то это будет конец американской нефтянки. Хотя какие-то сюрпризы их могут ожидать под предлогом «зеленых» тенденций», - полагает Митрахович.
Аналитик «Финама» Николай Дудченко также отметил, что новость об отказе Байдена от участия в президентских выборах в текущем году – это скорее позитивный сигнал для американской нефтяной отрасли. Трамп лоббирует интересы нефтяных компаний, а предвыборная кампания Трампа спонсируется в том числе и нефтяным бизнесом. Сумма, которую штаб Трампа получил от ТЭК, оценивалась более чем в $7 млн.
Когда появилась информация об отказе Байдена от участия в выборах, цены на нефть локально упали ниже 81 доллара за баррель Brent. «Почему на фоне новости об уходе Байдена не выросли цены на нефть? По всей видимости, рынок уже в определенной степени «прайсит» победу Трампа. Дело в том, что после недавнего покушения его шансы на успех в президентской гонке существенно взлетели. По всей видимости, в то движение в ценах, которое мы наблюдали на прошлой неделе (цена на нефть смогла ненадолго преодолеть отметку $86 за баррель), уже закладывался сценарий либо выхода из гонки Байдена, либо же его проигрыша в ноябре. Поэтому новость и не имела столь ошеломительный эффект - продали на факте», - объяснил Дудченко.
По словам эксперта, также важно понимать, что действующей администрации Белого дома крайне невыгоден рост цен на бензин на американских заправках. В настоящее время министерство энергетики США продолжает оставаться нетто-покупателем нефти в стратегические резервы (SPR). Вместе с тем, в случае возобновления роста цены нельзя исключать, что Минэнерго вновь начнет продажи SPR. Не так давно советник Байдена по вопросам энергетики Амос Хохштейн заявлял, что цены на бензин все еще слишком высоки для американцев. Соответственно, в краткосрочной перспективе это остается фактором риска для рынка нефти, подчеркнул Дудченко.
Татьяна Скрыль, к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова полагает, что текущее падение цен на нефть напрямую связано с ситуацией на американском рынке топлива. Чтобы предотвратить распространение инфляции и снизить темпы роста цен в преддверии президентских выборов, администрация США намеренно насыщает рынок предложением нефти. Начинает работать стандартный рыночный механизм при превышении объемов предложения над объемами спроса, который способствует снижению общего уровня цен на сырьевом рынке. «Нефтяному рынку более лояльно направление республиканцев, которые выступают за налаживание мирных отношений на Ближнем Востоке. Стабилизация ситуации приведет к уменьшению неопределенности по отношению к транзиту топлива и снижению издержек логистики», - добавила она.
Как влияет геополитическая напряженность
Относительно ситуации на Ближнем Востоке Станислав Митрахович отметил, что война между Израилем и ХАМАС пока не распространяется на других игроков. «А значит, и политические риски для нефти не растут. Поэтому инвесторы более-менее спокойны. Что касается хуситов – они осложнили навигацию в Красном море, это добавило к стоимости нефти. Но нет расширения деятельности Ирана, спонсора и политического покровителя хуситов. Вот если бы Иран активно включился во все эти сюжеты, то нефть бы выросла в цене», - оценил Митрахович.
По словам Николая Дудченко, в отличие от 1 квартала текущего года, во 2 квартале ситуация на геополитическом контуре влияла на энергетические рынки существенно меньше. «Примерно ту же картину мы видим и в начале 3 квартала. Это происходит несмотря на то, что ситуация в целом далека от улучшения. Между тем, в настоящее время до сих пор велик риск начала наземной военной операции Израиля против Ливана, а конкретнее, против поддерживаемой Ираном ливанской организации «Хезболла». Кроме этого, в ближайшее время состоятся выборы в Венесуэле. Здесь риски для рынка нефти могут заключаться в том, что Мадуро может попытаться решить вопрос с регионом Эссекибо в текущем году», - рассуждает Дудченко.
Он считает, что действие геополитического фактора постепенно ослабевает. Рынки адаптируются к противостоянию на Ближнем Востоке. Однако окончательно убирать этот фактор из рассмотрения преждевременно, так как эскалация может произойти в любой момент, что, в свою очередь, увеличит премию в цене.
Другие факторы
Митрахович обращает внимание, что сейчас наблюдается постепенный рост добычи в странах за пределами ОПЕК+, что напрягает игроков на рынке нефти. «Многие считают, что если добыча будет расти и дальше, это будет способствовать дальнейшему удешевлению нефти. С другой стороны, все-таки и спрос в мире достаточно высокий», - подчеркнул эксперт. По его словам, хотя потребление собственно нефти не восстановилось до доковидного уровня, но если считать потребление других жидких углеводородов – оно в целом растет. «Все это вместе взятое уже давно перевалило за 100 млн баррелей в сутки мирового спроса, поэтому цены поддерживаются, не падают по крайней мере к тем низам, которые наблюдались во времена ковида», - объяснил Митрахович.
Дудченко напоминает, что на последнем заседании страны ОПЕК+ согласились продлить действующие соглашения по сокращению добычи.
«Здесь мы считаем, что рынок недооценил возможность отказа от отмены постепенного увеличения добычи, расценив возможность постепенного наращивания в качестве признака слабости сделки. Кроме этого, рынок недооценивает возможную компенсацию перепроизводства со стороны отдельных стран. Между тем, этот фактор (сокращение добычи от ОПЕК), на наш взгляд, пока является одним из ключевых в текущем ценообразовании», - добавил эксперт.
Кроме того, он выделяет в качестве одного из факторов спекулятивные действия. ОПЕК неоднократно обращает внимание на действия хедж-фондов и других управляющих, оказывающих влияние на цену на нефть. Bloomberg также обратил внимание на существенно возросшее влияние алгоритмических трейдеров на рынке. Судя по всему, снижение цены на нефть за последние 4 торговые сессии также вызвано действиями спекулянтов, полагает Дудченко. «По нашему мнению, данный фактор представляет собой один из ключевых факторов риска для цены, так как с одной стороны он непредсказуем, а с другой - может иметь достаточно сильное воздействие на рынки», - отметил аналитик «Финама».
Итог – баланс на рынке
Татьяна Скрыль полагает, что в связи с тем, что при любом варианте итогов выборов в США будущий президент вступит в должность лишь в следующем году, рынок нефти до конца года будет очень волантилен. По ее мнению, не исключено, что стоимость нефти может подняться до 100 долларов за баррель.
Станислав Митрахович, напротив, считает, что в перспективе ближайших месяцев цены на нефть будут примерно такими же, как сейчас. «Очень сложно сказать, что будет через полгода, даже инвестбанки регулярно меняют свои прогнозы, пытаясь идти за текущим трендом. На мой взгляд, военные риски на Ближнем Востоке и опасения относительно Камалы Харрис, с одной стороны, и рост добычи за пределами ОПЕК+ - с другой, будут способствовать некой стабильности на нефтяном рынке. И, кстати, деятельность ОПЕК+ тоже этой стабильности содействует», - делает вывод Митрахович.
Дудченко также не ждет существенного роста цены на нефть как по причине возможной геополитической разрядки, так и по причине возможностей по сдерживанию цены в преддверии выборов в США. Увеличение геополитической премии возможно, видимо, в случае появления нового «горячего» конфликта, однако в этом случае США, скорее всего, вновь запустят цикл распродажи стратегических резервов.
В то же время, аналитик «Финама» не ожидает и сильного снижения цены на нефть и считает, что соглашение ОПЕК – это шаг, направленный на долгосрочную перспективу. В случае снижения цены картель может вполне отказаться от планов по увеличению добычи и продолжить рестрикционную политику на рынке. При этом большим фактором неопределенности продолжают оставаться спекулятивные действия хедж-фондов, торгующих деривативами на нефть, предостерег Дудченко.
Как связаны выборы в США и цены на нефть?
На рынок нефти всегда оказывает влияние несколько факторов, они связаны с соотношением спроса и предложения, с ожиданиями инвесторов, финансовыми спекуляциями и военно-политическими рисками, отметил в комментарии для Finam.ru Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ, научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ.
«Что касается политических событий в Америке – когда Байден сошел с дистанции, в первые дни это было воспринято как повышение вероятности победы Трампа. Трамп - сторонник дополнительных инвестиций в американскую нефтегазовую отрасль. То есть при Трампе, скорее всего, добыча в Америке будет расти еще быстрее. Это может повлиять на снижение цен», - объяснил Митрахович.
Камала Харрис, которая, вероятнее всего, заменит Байдена в качестве кандидата в президенты, настроена против нефтяного бизнеса и считает, что он не соответствует современным тенденциям. «Гипотетически можно предположить, что если Харрис будет у власти, она сделает какие-то шаги, невыгодные для нефтяников. Но это просто гипотеза, потому что на самом деле при Обаме – «зеленом» президенте – в Америке росло производство нефти, как раз сланцевая революция при Обаме и произошла. Так что не факт, что если Камала Харрис придет к власти, то это будет конец американской нефтянки. Хотя какие-то сюрпризы их могут ожидать под предлогом «зеленых» тенденций», - полагает Митрахович.
Аналитик «Финама» Николай Дудченко также отметил, что новость об отказе Байдена от участия в президентских выборах в текущем году – это скорее позитивный сигнал для американской нефтяной отрасли. Трамп лоббирует интересы нефтяных компаний, а предвыборная кампания Трампа спонсируется в том числе и нефтяным бизнесом. Сумма, которую штаб Трампа получил от ТЭК, оценивалась более чем в $7 млн.
Когда появилась информация об отказе Байдена от участия в выборах, цены на нефть локально упали ниже 81 доллара за баррель Brent. «Почему на фоне новости об уходе Байдена не выросли цены на нефть? По всей видимости, рынок уже в определенной степени «прайсит» победу Трампа. Дело в том, что после недавнего покушения его шансы на успех в президентской гонке существенно взлетели. По всей видимости, в то движение в ценах, которое мы наблюдали на прошлой неделе (цена на нефть смогла ненадолго преодолеть отметку $86 за баррель), уже закладывался сценарий либо выхода из гонки Байдена, либо же его проигрыша в ноябре. Поэтому новость и не имела столь ошеломительный эффект - продали на факте», - объяснил Дудченко.
По словам эксперта, также важно понимать, что действующей администрации Белого дома крайне невыгоден рост цен на бензин на американских заправках. В настоящее время министерство энергетики США продолжает оставаться нетто-покупателем нефти в стратегические резервы (SPR). Вместе с тем, в случае возобновления роста цены нельзя исключать, что Минэнерго вновь начнет продажи SPR. Не так давно советник Байдена по вопросам энергетики Амос Хохштейн заявлял, что цены на бензин все еще слишком высоки для американцев. Соответственно, в краткосрочной перспективе это остается фактором риска для рынка нефти, подчеркнул Дудченко.
Татьяна Скрыль, к.э.н., доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова полагает, что текущее падение цен на нефть напрямую связано с ситуацией на американском рынке топлива. Чтобы предотвратить распространение инфляции и снизить темпы роста цен в преддверии президентских выборов, администрация США намеренно насыщает рынок предложением нефти. Начинает работать стандартный рыночный механизм при превышении объемов предложения над объемами спроса, который способствует снижению общего уровня цен на сырьевом рынке. «Нефтяному рынку более лояльно направление республиканцев, которые выступают за налаживание мирных отношений на Ближнем Востоке. Стабилизация ситуации приведет к уменьшению неопределенности по отношению к транзиту топлива и снижению издержек логистики», - добавила она.
Как влияет геополитическая напряженность
Относительно ситуации на Ближнем Востоке Станислав Митрахович отметил, что война между Израилем и ХАМАС пока не распространяется на других игроков. «А значит, и политические риски для нефти не растут. Поэтому инвесторы более-менее спокойны. Что касается хуситов – они осложнили навигацию в Красном море, это добавило к стоимости нефти. Но нет расширения деятельности Ирана, спонсора и политического покровителя хуситов. Вот если бы Иран активно включился во все эти сюжеты, то нефть бы выросла в цене», - оценил Митрахович.
По словам Николая Дудченко, в отличие от 1 квартала текущего года, во 2 квартале ситуация на геополитическом контуре влияла на энергетические рынки существенно меньше. «Примерно ту же картину мы видим и в начале 3 квартала. Это происходит несмотря на то, что ситуация в целом далека от улучшения. Между тем, в настоящее время до сих пор велик риск начала наземной военной операции Израиля против Ливана, а конкретнее, против поддерживаемой Ираном ливанской организации «Хезболла». Кроме этого, в ближайшее время состоятся выборы в Венесуэле. Здесь риски для рынка нефти могут заключаться в том, что Мадуро может попытаться решить вопрос с регионом Эссекибо в текущем году», - рассуждает Дудченко.
Он считает, что действие геополитического фактора постепенно ослабевает. Рынки адаптируются к противостоянию на Ближнем Востоке. Однако окончательно убирать этот фактор из рассмотрения преждевременно, так как эскалация может произойти в любой момент, что, в свою очередь, увеличит премию в цене.
Другие факторы
Митрахович обращает внимание, что сейчас наблюдается постепенный рост добычи в странах за пределами ОПЕК+, что напрягает игроков на рынке нефти. «Многие считают, что если добыча будет расти и дальше, это будет способствовать дальнейшему удешевлению нефти. С другой стороны, все-таки и спрос в мире достаточно высокий», - подчеркнул эксперт. По его словам, хотя потребление собственно нефти не восстановилось до доковидного уровня, но если считать потребление других жидких углеводородов – оно в целом растет. «Все это вместе взятое уже давно перевалило за 100 млн баррелей в сутки мирового спроса, поэтому цены поддерживаются, не падают по крайней мере к тем низам, которые наблюдались во времена ковида», - объяснил Митрахович.
Дудченко напоминает, что на последнем заседании страны ОПЕК+ согласились продлить действующие соглашения по сокращению добычи.
«Здесь мы считаем, что рынок недооценил возможность отказа от отмены постепенного увеличения добычи, расценив возможность постепенного наращивания в качестве признака слабости сделки. Кроме этого, рынок недооценивает возможную компенсацию перепроизводства со стороны отдельных стран. Между тем, этот фактор (сокращение добычи от ОПЕК), на наш взгляд, пока является одним из ключевых в текущем ценообразовании», - добавил эксперт.
Кроме того, он выделяет в качестве одного из факторов спекулятивные действия. ОПЕК неоднократно обращает внимание на действия хедж-фондов и других управляющих, оказывающих влияние на цену на нефть. Bloomberg также обратил внимание на существенно возросшее влияние алгоритмических трейдеров на рынке. Судя по всему, снижение цены на нефть за последние 4 торговые сессии также вызвано действиями спекулянтов, полагает Дудченко. «По нашему мнению, данный фактор представляет собой один из ключевых факторов риска для цены, так как с одной стороны он непредсказуем, а с другой - может иметь достаточно сильное воздействие на рынки», - отметил аналитик «Финама».
Итог – баланс на рынке
Татьяна Скрыль полагает, что в связи с тем, что при любом варианте итогов выборов в США будущий президент вступит в должность лишь в следующем году, рынок нефти до конца года будет очень волантилен. По ее мнению, не исключено, что стоимость нефти может подняться до 100 долларов за баррель.
Станислав Митрахович, напротив, считает, что в перспективе ближайших месяцев цены на нефть будут примерно такими же, как сейчас. «Очень сложно сказать, что будет через полгода, даже инвестбанки регулярно меняют свои прогнозы, пытаясь идти за текущим трендом. На мой взгляд, военные риски на Ближнем Востоке и опасения относительно Камалы Харрис, с одной стороны, и рост добычи за пределами ОПЕК+ - с другой, будут способствовать некой стабильности на нефтяном рынке. И, кстати, деятельность ОПЕК+ тоже этой стабильности содействует», - делает вывод Митрахович.
Дудченко также не ждет существенного роста цены на нефть как по причине возможной геополитической разрядки, так и по причине возможностей по сдерживанию цены в преддверии выборов в США. Увеличение геополитической премии возможно, видимо, в случае появления нового «горячего» конфликта, однако в этом случае США, скорее всего, вновь запустят цикл распродажи стратегических резервов.
В то же время, аналитик «Финама» не ожидает и сильного снижения цены на нефть и считает, что соглашение ОПЕК – это шаг, направленный на долгосрочную перспективу. В случае снижения цены картель может вполне отказаться от планов по увеличению добычи и продолжить рестрикционную политику на рынке. При этом большим фактором неопределенности продолжают оставаться спекулятивные действия хедж-фондов, торгующих деривативами на нефть, предостерег Дудченко.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба