Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Евразийский экономический союз: зачем нужен и как устроен » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Евразийский экономический союз: зачем нужен и как устроен

7 августа 2024 Тинькофф Банк Саянский НикитаГородилов Михаил
Разбираем работу самого успешного интеграционного проекта на постсоветском пространстве

Евразийский экономический союз объединил в себе пять стран: Армению, Беларусь, Казахстан, Киргизию и Россию. Эти государства вдохновились примером Евросоюза и решили развивать свои экономики по схожему пути.

Рассказываем, в чем суть такого подхода и какие особенности есть у ЕАЭС.

Что такое ЕАЭС и какая у него цель

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции. Цель таких структур обычно состоит в том, чтобы объединить экономические потенциалы своих участников.

У региональной экономической интеграции есть несколько этапов.

Зона свободной торговли. Государства — члены зоны во взаимной торговле отменяют таможенные пошлины и квоты, но торговый режим в отношении третьих стран каждый регулирует по своему усмотрению. Из-за этого ЗСТ имеет системную уязвимость: экспортеры из третьих стран могут ввозить товары в какое-либо государство внутри зоны не напрямую, а через другого участника интеграции с более низкими таможенными пошлинами, и тем самым существенно экономить. Например, до 2024 года можно было сэкономить, ввозя автомобиль в Россию с территории одной из стран ЕАЭС, где таможенные условия были более привлекательными.

Пример ЗСТ — североамериканская НАФТА, объединявшая Канаду, Мексику и США.

Таможенный союз. Это зона свободной торговли, государства — члены которой договорились о единой торговой политике в отношении третьих стран. На этом этапе сейчас находится южноамериканский МЕРКОСУР.

Общий внутренний рынок. Это таможенный союз, в пределах которого есть свободное движение не только товаров, но и услуг, капиталов и лиц. Пример — ЕАЭС.

Экономический и валютный союз. На основе общего внутреннего рынка государства-члены проводят общую экономическую политику, а также переходят на единую валюту. На этой стадии находится ЕС, который при этом стремится выйти за границы экономической интеграции и сформировать уже политический союз.

Если страны встали на путь экономической интеграции, это не значит, что они обязательно хотят достичь ее высшей стадии и превратиться в экономический и валютный союз. ЕАЭС официально нацелен лишь на создание единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.

Хронология евразийской экономической интеграции

ЕАЭС появился далеко не сразу, и процесс экономической интеграции нередко заходил в тупик.

Зона свободной торговли СНГ. Почти одновременно с распадом СССР в декабре 1991 года лидеры России, Украины и Беларуси подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств. Очень скоро к ним присоединились остальные бывшие республики Советского Союза, кроме стран Балтии. В 1993 году участники объединения подписали Договор об экономическом сотрудничестве. В нем они условились последовательно создать зону свободной торговли, таможенный союз, единый внутренний рынок и даже валютный союз — по сути, все то, что только недавно было упразднено.

На практике уже на первом этапе начались проблемы. Соглашение о зоне свободной торговли не ратифицировали Россия и Туркменистан. В итоге ЗСТ в СНГ де-факто была создана, но с большим количеством ограничений и на основе двусторонних договоров. Из-за разгоревшегося в 1990-е годы финансового кризиса и по ряду других причин большинство стран отказалось участвовать в дальнейшей экономической интеграции.

Официальный договор о ЗСТ в рамках СНГ был подписан лишь в 2011 году, его ратифицировали только восемь стран.

Евразийское экономическое сообщество. В 1994 году, выступая перед студентами МГУ, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказал идею, что страны СНГ должны выйти на новый уровень интеграции и создать структуру по примеру стран Западной Европы — наподобие Европейского союза.

Это было реализовано лишь в 2000 году, когда главы России, Беларуси, Казахстана, Киргизии и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества — ЕврАзЭС. Организация поставила перед собой задачи создания зоны свободной торговли, таможенного союза и единого экономического пространства. Но процесс интеграции по-прежнему проходил намного медленнее, чем того хотели отдельные участники.

Единое экономическое пространство. В 2003 году Россия, Беларусь, Казахстан и Украина договорились об экономической интеграции параллельно с ЕврАзЭС. Проект получил название «Единое экономическое пространство» и преследовал те же цели. Украину изначально интересовало лишь создание зоны свободной торговли, поэтому, когда в 2006 году остальные государства договорились о таможенном союзе, она предпочла выйти из соглашения.

Таможенный союз. В 2007 Россия, Беларусь и Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза. К 2010 году между этими странами был введен Единый таможенный тариф, отменены таможенное оформление и таможенный контроль на внутренних границах, обеспечено беспрепятственное движение товаров на территории трех государств.

Евразийский экономический союз. В 2014 году Россия, Беларусь и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе — ЕАЭС, который вступил в силу 1 января 2015 года. В его основу легло большинство соглашений, заключенных странами ранее. ЕврАзЭС был упразднен, а Таможенный союз и Единое экономическое пространство стали частью новой организации. Почти сразу к ЕАЭС присоединилась Армения, до конца лета 2015 года — Киргизия.

С тех пор страны ЕАЭС углубляют интеграцию. Например, в 2018 году вступил в силу Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, а в 2021 году организация утвердила Основные направления промышленного сотрудничества до 2025 года.


Страны — участницы ЕАЭС

Сейчас в ЕАЭС входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Региональная экономическая интеграция полезна им сразу по нескольким причинам.

Можно легально обходить правила ВТО

и при этом сохранять преимущества от членства в ней. Например, если одна страна — участница ВТО предоставила какие-то торговые преференции другой, она обязана распространить их на все остальные государства внутри организации. А еще она должна предъявлять единые требования к местным и зарубежным товарам и услугам.

Официально заключенный таможенный союз освобождает его участников от таких обязанностей. Они могут защитить своих производителей таможенными пошлинами, а также с помощью различных нетарифных ограничений, например импортными квотами

Увеличение емкости внутреннего рынка. К этому приводит снятие таможенных барьеров и других ограничений. Благодаря этому производители получают возможность использовать эффект масштаба, то есть увеличивать выпуск продукции при одновременном снижении себестоимости ее единицы за счет сохранения постоянных издержек. Теоретически это должно приводить еще и к снижению цены для потребителей.

Например, белорусская компания БЕЛАЗ поставляет в Россию более 80% своей техники. Сам по себе рынок Беларуси не нуждается в таких объемах. Но в том числе за счет отсутствия таможенных пошлин и нетарифных ограничений в торговле Беларуси с Россией БЕЛАЗ выигрывает конкуренцию у других зарубежных компаний и ему выгодно поддерживать масштабы выпуска.

Рост конкуренции. С объединением рынков стран — участниц интеграции количество производителей в пределах одного экономического пространства увеличивается. Это приводит к росту соперничества между ними, высокому качеству продукции и низким ценам. Правда, оценка качества — очень субъективная вещь, а при нынешних мировых темпах инфляции заметить падение цен очень сложно.

Евразийский экономический союз: зачем нужен и как устроен

Знак «Евразийское соответствие» (EAC) означает, что продукция отвечает всем требованиям соответствующих технических регламентов Евразийского экономического союза

Больше прав для граждан. Граждане государств — участников ЕАЭС имеют право свободно, то есть без оформления виз, перемещаться по территории объединения как в туристических целях, так и в трудовых.

Для устройства на работу в странах ЕАЭС им не нужно получать патент, в отличие от трудовых мигрантов, скажем, из Таджикистана и Узбекистана.

Отсутствие барьеров на движение рабочей силы считается самым важным достижением этого союза. Но у каждого государства есть ряд ограничений. Обычно они запрещают иностранцам занимать должности, для которых нужна лицензия, например охранника, адвоката, нотариуса, а также в области образования, средств массовой информации или добычи полезных ископаемых.

Пенсия для граждан. Граждане стран ЕАЭС имеют право получать пенсию в странах объединения в случае, если они работали в них не менее года — но только за соответствующий период трудовой деятельности.

Например, гражданин России, который был официально трудоустроен на протяжении 10 лет в Армении, пяти лет в Беларуси, а остальное время до пенсионного возраста — на родине, будет получать пенсию от трех стран пропорционально отработанным в них периодам.

Как Россия торгует со странами ЕАЭС

Официальная статистика внешней и взаимной торговли между странами ЕАЭС с 2022 года не публикуется. Но некоторые цифры озвучивают различные СМИ и политики.

Премьер-министр России Михаил Мишустин заявил, что товарооборот между государствами ЕАЭС в 2023 году стал рекордным и составил 7,4 триллиона рублей. Это вдвое больше, чем в момент создания союза.

Беларусь. Самый масштабный торговый оборот — у России с Беларусью: в 2023 году он составил 53 млрд долларов. По данным за 2021 год товарооборот между двумя странами составил 40,1 млрд долларов, из которых 16,4 млрд составил экспорт Беларуси в РФ.

Казахстан. Страна на втором месте по объемам. Торговый оборот между государствами в 2023 году составил 26 млрд долларов, из которых 9,78 млрд составил экспорт Казахстана в РФ.

Большую часть импорта из Казахстана в РФ составляла продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности. Еще РФ импортировала оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты общей стоимостью 2,6 млрд. А кроме этого — металлы и изделия из них на сумму 1,8 млрд.

Из РФ в Казахстан в 2023 году в основном экспортировали металлы и изделия из них, оборудование, транспортные средства, приборы и аппараты, продукты животного и растительного происхождения и готовые продовольственные товары.

Армения. Торговый оборот между РФ и Арменией в 2023 году составил 7,3 млрд долларов, из которых 3,4 млрд составил экспорт Армении в РФ. В 2021 году Армения экспортировала в РФ в основном сельскохозяйственную продукцию, а импортировала из РФ сырье. Но после 2022 года Армения стала важным логистическим центром, через который можно импортировать в Россию санкционные западные товары.

Киргизия. Торговый оборот между РФ и Киргизией по итогам первых девяти месяцев 2023 года — более поздних данных пока нет — составил 2,2 млрд долларов. Из этого объема 0,6 млрд — это экспорт Киргизии в РФ, остальное — экспорт РФ в Киргизию. В 2021 году основные поставки из РФ в Киргизию приходились на продовольствие и энергоносители.

Какие страны могут стать новыми участниками ЕАЭС

О странах, которые хотят стать членами Евразийского экономического союза, известно немного. Советник президента Антон Кобяков заявлял, что в БРИКС, ШОС и ЕАЭС хотят вступить сразу 59 государств. Но какие из них хотят именно в ЕАЭС — неясно.

С другой стороны, уже высказываются идеи об «интеграции интеграций» на евразийском пространстве, то есть БРИКС, ШОС и ЕАЭС уже сейчас ищут точки соприкосновения, а в будущем могут слиться в один проект.

Государства — наблюдатели ЕАЭС

Страны, проявляющие особый интерес к какой-либо международной организации, нередко «прикрепляются» к ней в статусе наблюдателя. По состоянию на 2024 год наблюдателями при ЕАЭС выступают Молдавия, Куба и Узбекистан.

Молдавия получила этот статус раньше остальных — в 2018 году, но фактически не пользуется своими правами. К тому же она нацелена на членство в Европейском союзе.

Куба и Узбекистан получили статус наблюдателей в конце 2020 года. Благодаря ему они могут присутствовать по приглашению на заседаниях органов ЕАЭС и знакомиться с принимаемыми ими неконфиденциальными документами. При этом у государства-наблюдателя нет права на участие в принятии решений.

Возможность вхождения этих стран в ЕАЭС вызывает вопросы. Куба находится в другом полушарии, а географическая близость обычно важное условие экономической интеграции.

Вступление в ЕАЭС Узбекистана может вызвать ряд проблем: непонятно, выдержит ли экономика страны конкуренцию со странами Союза и не перенасытят ли рынок рабочей силы ЕАЭС мигранты из этого государства.

Также есть страны, которые хотели бы торговать с ЕАЭС на особых условиях.

Пока торговые договоры с ЕАЭС заключили пять стран: Вьетнам, Иран, Китай, Сингапур и Сербия.

Что известно о договорах с этими странами

Вьетнам. Договор Вьетнама с ЕАЭС о зоне свободной торговли начал действовать в октябре 2016 года и за первые пять лет его действия товарооборот между Вьетнамом и ЕАЭС вырос на 32,2% — до 7,8 млрд рублей. К 2027 году Вьетнам планирует отказаться от импортных пошлин на 90% товаров стран ЕАЭС.

Иран. При ввозе основных товаров из Ирана в страны ЕАЭС действуют нулевые пошлины. Полноценное соглашение о свободной торговле ЕАЭС с этой страной было подписано только в декабре 2023 года, поэтому предварительных итогов пока нет. При этом торговля между РФ и Ираном в 2023 году снизилась по сравнению с предшествующим годом.

Китай. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве с Китаем было заключено в 2018 году и вступило в силу в 2019 году. Товарооборот между ЕАЭС и Китаем неизменно растет. В 2022 году, например, его объем составил 215 млрд долларов.

Сингапур. С этой страной ЕАЭС подписал два соглашения: о свободной торговле и о всеобъемлющем торгово-экономическом сотрудничестве. По состоянию на июль 2024 года ни одно из них так и не вступило в силу. Но после подписания этих соглашений торговля между сторонами значительно возросла. По результатам 2021 года — до 3,5 млрд долларов.

Сербия. Соглашение о зоне свободной торговли с этим государством было подписано в 2019 году, а вступило в силу в 2021 году. Моментального эффекта это не оказало, но ЕАЭС стал импортировать из Сербии значительно больше продуктов химической промышленности, а также металлов и металлических изделий.


Сейчас ЕАЭС ведет переговоры о том, чтобы заключить торговые соглашения и с рядом других стран: Египтом, Индией, Индонезией, Израилем, Монголией и ОАЭ.

Особенности ЕАЭС

У ЕАЭС есть несколько важных особенностей, о которых стоит знать.

Налогообложение. Таможенного контроля между странами ЕАЭС нет, поэтому импортные пошлины при ввозе товаров не взимают. Есть только косвенные налоги: при продаже товара внутри импортировавшей его страны будут брать налоги вроде НДС — на добавленную стоимость. Например, если из Беларуси в Россию машину ввезли без пошлины, внутри России при продаже возьмут НДС в размере 18%.

Налоги во всех странах ЕАЭС разные. Например, в Казахстане они ниже, чем в России: НДС в Казахстане — 12%, а в РФ он варьируется в пределах 10—20% в зависимости от деятельности компании. Налоги и платежи с заработной платы в Казахстане — около 33%, в РФ — около 43%. НДФЛ в Казахстане — 10% для резидентов и 20% для нерезидентов, в РФ он 13% для большей части резидентов, 15% для тех, чей годовой доход выше 5 млн рублей в год, и 30% для нерезидентов.

Ставки основных налогов в разных странах ЕАЭС



Средний размер тарифов на импорт продукции в странах ЕАЭС



Беспошлинный таможенный лимит для физлиц. Поскольку ЕАЭС работает по принципу свободного движения товаров и людей, физлица могут возить с собой для личного пользования столько товаров, сколько посчитают нужным. А вот для ввоза из стран за пределами ЕАЭС лимит на беспошлинный ввоз товаров личного пользования составляет 1000 €⁣ (95 755 ₽).

Товарная номенклатура ВЭД. В странах ЕАЭС разные группы товаров классифицированы одинаково. Они разбиты на разделы, например «продукты животного происхождения» или «продукты растительного происхождения». Каждый раздел делится на группы: «мясо и мясные субпродукты», «злаки» и так далее.

У каждой группы есть свой товарный код: например, у свежего картофеля код 0701.

Полный их список можно посмотреть на сайте экономической комиссии ЕАЭС. При помощи товарной номенклатуры статистические органы стран ЕАЭС оценивают, какие товары и в каком количестве импортируются и экспортируются.

Структура и органы управления ЕАЭС

Как правило, в региональных интеграционных объединениях есть два типа органов управления: межправительственные и наднациональные. Межправительственные формируются из должностных лиц государств-членов и предназначены для защиты национальных интересов каждой страны внутри объединения.

Наднациональные состоят из международных служащих — граждан государств-членов — и должны блюсти в первую очередь интересы объединения в целом. В ЕАЭС есть два межправительственных органа — Высший евразийский экономический совет и Евразийский межправительственный экономический совет, — а также два наднациональных: Евразийская экономическая комиссия и Суд Евразийского экономического союза.

Высший евразийский экономический совет. Это главный руководящий орган союза, куда входят главы государств — членов ЕАЭС. ВЕЭС определяет стратегию и направление интеграционного процесса, принимает ключевые решения, утверждает состав Коллегии ЕЭК и Суда ЕАЭС, а также бюджет объединения. Высший совет рассматривает вопросы, по которым нижестоящие органы не достигли взаимопонимания, а еще он может отменить любое принятое ими решение.

ВЕЭС заседает не реже раза в год. Все решения в Высшем совете принимаются консенсусом, то есть единогласно.

Евразийский межправительственный экономический совет. Сюда входят главы правительств стран ЕАЭС

. Этот орган обеспечивает выполнение союзных договоров, для чего дает поручения Комиссии и готовит материалы для заседаний ВЕЭС, в том числе одобряет бюджет объединения, представляет кандидатуры членов Коллегии ЕЭК. Межправительственный совет рассматривает вопросы, по которым Комиссия не смогла прийти к единому мнению, и может отменить любое ее решение.

Заседания ЕМЭС проходят не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом.

Евразийская экономическая комиссия состоит из двух частей: Совета ЕЭК и Коллегии ЕЭК.

В Совет ЕЭК входит по одному вице-премьеру от каждого государства-члена. В Коллегию — по два представителя от каждой страны ЕАЭС. Один из них занимает пост председателя Коллегии, а остальные получают портфели министров — например, по техническому регулированию или по энергетике и инфраструктуре. Состав Коллегии переизбирается каждые четыре года.

Под руководством каждого министра находятся несколько департаментов, возглавляемых директорами. В департаментах работает большой штат служащих.

ЕЭК делает основную работу — выполняет поручения вышестоящих органов и предлагает собственные инициативы, которые будут способствовать интеграции.

Направления, по которым работает комиссия

установление торговых режимов в отношении третьих стран;
статистика внешней и взаимной торговли;
макроэкономическая политика;
конкурентная политика;
промышленные и сельскохозяйственные субсидии;
энергетическая политика;
естественные монополии;
государственные и/или муниципальные закупки;
взаимная торговля услугами и инвестиции;
транспорт и перевозки;
валютная политика;
охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации товаров, работ и услуг;
трудовая миграция;
финансовые рынки: банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг;
таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
таможенное администрирование;
информатизация;
информационно-коммуникационные технологии​;
техническое регулирование;
обращение лекарственных средств и медицинских изделий.


При Коллегии ЕЭК также работают консультативные комитеты — по миграционной политике, по финансовым рынкам и другие.

Решения в Совете ЕЭК принимаются консенсусом, а в Коллегии ЕЭК — еще и квалифицированным большинством, составляющим две трети от общего числа ее членов. ЕЭК — постоянно действующий орган. Ее офис находится в Москве.

Суд ЕАЭС состоит из двух представителей от каждого государства — члена объединения. Судьи избираются сроком на девять лет и назначаются Высшим советом. Они выбирают себе председателя и его заместителя, которые обязательно должны представлять разные страны. Срок их полномочий — три года.

Основная задача Суда — чтобы правовая база ЕАЭС применялась одинаково всеми государствами-членами и их органами.

Суд ЕАЭС — это постоянно действующий орган. Он располагается в Минске.

Председатели. В ВЕЭС, ЕМЭС и Совете ЕЭК председатели получают свою должность не так, как в Коллегии или в Суде. Каждый год в этих органах председательствует представитель одного из государств-членов. Они чередуются в порядке букв русского алфавита. В 2023 году председательствовала Россия, в 2024 председатель — Армения, а в 2025 будет Беларусь.

В обязанности председателей ВЕЭС, ЕМЭС и Совета ЕЭК входят ведение заседаний, организация работы органа, подготовка вопросов для рассмотрения. Председательство дает возможность конкретной стране привлечь внимание к важным для нее проблемам.

Кто председательствовал в ЕАЭС с 2015 года



Перспективы развития ЕАЭС

В конце 2023 года Высший Евразийский экономический совет сформулировал задачи на 2024 и 2025 годы. Государства — участники ЕАЭС собираются создать условия для роста инвестиций, развивать научно-технологический потенциал, укреплять производственную базу и развивать сотрудничество в реальном секторе.

Можно ожидать, что страны — участницы ЕАЭС будут более активно использовать для взаимных расчетов национальные валюты и дальше устранять таможенные барьеры.

Кроме того, в ЕАЭС может появиться общий рынок капитала. С этой целью уже давно планируется создать наднациональный орган по регулированию общего финансового рынка. Согласно концепции, он должен появиться уже в 2025 году.

Запомнить

Евразийский экономический союз — это международная организация региональной экономической интеграции, созданная для объединения экономического потенциала участников.
В 2024 году в ЕАЭС входят пять стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия. Объединение ведет торговлю на привилегированных условиях еще с рядом государств, а его руководство планирует расширять интеграцию и дальше.
Официальная цель ЕАЭС — создать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов.
Граждане государств — членов ЕАЭС имеют право свободно, то есть без оформления виз, перемещаться по территории объединения — как в туристических целях, так и в трудовых. Для устройства на работу в странах ЕАЭС им не нужно получать патент.
Граждане стран ЕАЭС имеют право получать пенсию в других государствах объединения.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу