Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Динамика расходов бюджета остается высокой, план по доходам выглядит более напряженным » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Динамика расходов бюджета остается высокой, план по доходам выглядит более напряженным

8 августа 2024 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
По предварительным данным Минфина, дефицит федерального бюджета в январе-июле 2024 г увеличился до 1362 млрд руб (0,7% ВВП) по сравнению с 929 млрд руб (0,5% ВВП) в январе-июне. Дефицит бюджета за 7М24 ниже уровня аналогичного периода прошлого года на 1 226 млрд рублей (в абсолютном выражении) и вдвое по отношению к размеру ВВП. В соответствии с принятыми поправками в закон о бюджете на этот год, плановый дефицит федерального бюджета в 2024 г составляет 2,12 трлн рублей, или 1,1% ВВП.

Исходя из данных Минфина, по нашей оценке, в июле мог сложиться дефицит бюджета в размере около 432 млрд руб. Рост нефтегазовых доходов в годовом выражении продолжил замедляться, но пока остается значительным (+33%) за счет более высоких цен на нефть. На июль пришлись квартальные поступления НДД (почти 500 млрд руб). Тем не менее, как объявил Минфин в начале недели, нефтегазовые доходы июля оказались на 142 млрд руб ниже его прогноза, «что преимущественно обусловлено возвратами платежей за предшествующие месяцы по вывозной таможенной пошлине на газ». Ненефтегазовые доходы после стагнации в предыдущем месяце возобновили рост (по нашей оценке, +18,2% г/г). На годовой динамике ненефтегазовых доходов в последние месяцы сказывается сдвиг во времени поступлений дивидендов Сбера (в прошлом году они были зачислены в федеральный бюджет в июне, а в этом году это ожидалось в июле, однако в релизе Минфина по ФНБ за июль нет информации о получении дивидендов Сбербанка и их перечислении в федеральный бюджет). С учетом общего объявленного размера дивидендов Сбера за 2023 г (752 млрд руб) и доли государства 50%+1 акция, в бюджет должно быть зачислено около 375 млрд руб. По нашей оценке на основе данных Минфина, основной оборотный налог, НДС, вырос в июле лишь на 9,3% г/г. Расходы бюджета в июле в абсолютном значении превысили 3 трлн руб и значительно выросли (+29,6%) относительно базы июля прошлого года.

В целом данные за 7М24 показывают рост доходов на 35,9% г/г, расходов – на 23,3%. Росту нефтегазовых доходов (6777 млрд руб, +61,6% г/г) в этом году помогает благоприятная конъюнктура цен на нефть и единовременное поступление в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, однако годовая динамика замедляется. Как отмечает Минфин, «поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем». Однако, на наш взгляд, риски возможного недополучения НГД (по сравнению с новым бюджетным планом 10 985 млрд руб) связаны с сочетанием нескольких неблагоприятных факторов – ослабление текущей динамики мировых цен на нефть (если в июне Brent составляла в среднем $82,25/барр, то сейчас около $76-77/барр.), значительно более крепкий фактический курс рубля, чем предусмотрено в бюджете – так, в поправках к бюджету заложен прогнозный среднегодовой курс доллара 94,7 руб., сейчас он держится в районе 85 руб., выполняемые Россией обязательства по сокращению объемов добычи и экспорта нефти в рамках координации с ОПЕК+.

Ненефтегазовые доходы за 7М24 (12 970 млрд руб) сложились на 25,5% выше уровня аналогичного периода прошлого года. Как сообщает Минфин, «поступления оборотных налогов, включая НДС, по итогам января-июня выросли на 16,4%, и превысили плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов». Минфин сдержанно оптимистичен относительно прогноза – «в целом объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам января-июля 2024 года свидетельствуют о некотором превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете». Эти ожидания могут подкрепляться более высокой траекторией роста экономики и инфляции в этом году, чем заложенные в бюджет параметры, однако фактическая динамика ненефтегазовых доходов в последние месяцы выглядит несколько слабо. По-видимому, это связано с сокращением объемов импорта и связанных с ним налоговых поступлений.

Годовая динамика расходов остается повышенной. За 7М24 рост расходов ускорился до 23,3% г/г (6М24 22,3% г/г), выполнено 57% от годового плана по расходам (37 183 млрд руб) и 56% от сводной бюджетной росписи («электронный бюджет» 37 942 млрд руб). В прошлом году за аналогичный период было профинансировано 53% фактических годовых расходов, за период 2018-22 гг среднее значение доли годовых расходов за 7 мес составляло около 51%. Это наводит на предположение, что объем расходов по итогам года может быть вновь пересмотрен в сторону повышения. Минфин сообщает, что в 2024 году объем расходов федерального бюджета формируется исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете, и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Однако, судя по динамике ненефтегазовых доходов в последние месяцы, для того, чтобы перевыполнить новый годовой план 24 077 млрд руб (который предполагает рост на 19% к 2023 г) могут потребоваться дополнительные усилия. Хотя дефицит бюджета в этом году в любом случае складывается значительно ниже, чем в 2022-23 гг., ситуация с его финансированием осложняется для Минфина более высокой стоимостью заимствований и сократившейся «подушкой» ликвидной части ФНБ (по итогам июля 2,4% ВВП по сравнению с 4,8% ВВП на 01.08.2023 г и 7,3% ВВП на 01.01.2022 г).

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Динамика расходов бюджета остается высокой, план по доходам выглядит более напряженным