22 августа 2024 Тинькофф Банк | Совкомфлот
Недавно оператор морских перевозок углеводородов опубликовал отчетность по МСФО за второй квартал 2024 года. В этом обзоре мы разберемся, насколько сильно введенные санкции повлияли на результаты компании, а также расскажем, чего стоит ожидать по итогам года.
Что показал второй квартал
Динамика выручки
Долларовая выручка снизилась на 13% квартал к кварталу. Основными причинами стали:
небольшое снижение ставок фрахта на мировом рынке, а также возможное ухудшение ценовых условий именно для компании (снижение премии за российские танкеры);
сокращение морских поставок российской нефти за рубеж на фоне продолжающихся ограничений на добычу и экспорт сырой нефти;
негативное влияние февральских санкций со стороны США;
стабильный курс рубля.
Ставки фрахта по-прежнему на высоких уровнях, выход на которые произошел еще в 2023 году на фоне дефицита судов для перевозки энергоносителей. Однако в последние месяцы отмечается частичное снижение ставок (летние месяцы исторически являются сезонно слабыми на рынке морской перевозки нефти). Кроме того, в июле ставки фрахта на российском рынке опустились до среднемировых уровней впервые с 2022 года. К этому привело:
сокращение дефицита танкеров (в том числе на фоне роста теневого флота);
снижение объемов экспорта в результате увеличения добровольных ограничений на добычу нефти РФ во втором квартале 2024-го и роста переработки внутри страны на фоне завершения ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Сейчас ставки фрахта несколько восстанавливаются на фоне увеличения морских экспортных перевозок (к этому привела остановка транзита российской нефти через нефтепровод Дружба). Также в ближайшие месяцы поддержку ставкам фрахта может оказать снижение ограничений на добычу — это приведет к росту морских экспортных поставок до конца года и, возможно, вернет премию за российские танкеры. Однако в настоящий момент только около 30% отгрузок остается на споте. Основная же доля приходится на долгосрочные контракты, имеющие, по заявлениям компании, высокую обеспеченность, что защищает финансовые результаты от волатильности.
Напомним, что значимым негативным событием для Совкомфлота стало попадание компании и ее 14 танкеров (около 10% от флота) в блокирующий список США в феврале нынешнего года. После этого начала поступать информация об отказе НПЗ Индии принимать российскую нефть с танкеров компании из-за опасения попасть под вторичные санкции США. Согласно последней открытой информации, только незначительная часть танкеров, оказавшихся под персональными санкциями, в настоящее время совершает перевозки грузов. Поэтому неопределенность по загрузке флота компании в 2024 году остается высокой.
Маржинальность
Во втором квартале у компании снизилась не только выручка, но и рентабельность по EBITDA — на 6,9 п. п. квартал к кварталу, до 54,3%. Это произошло в связи с ростом рейсовых расходов на 15% квартал к кварталу на фоне давления февральских санкций, в результате которых загрузка санкционных судов снизилась и большая часть из них оставалась пустой в портах. Эксплуатационные расходы в то же время незначительно снизились (-2,5%) ввиду завершения планового ремонта судов.
Рентабельность по чистой прибыли сократилась еще сильнее — на 16,8 п. п., до 22,8%. Более слабая динамика объясняется убытком от курсовых разниц в размере $33 млн во втором квартале (в первом квартале была прибыль в размере $3,1 млн). В то же время, несмотря на высокие процентные ставки в экономике РФ, компании удается удерживать процентные расходы на стабильном уровне ввиду низкой долговой нагрузки. На конец первого квартала 2024-го чистый долг компании оказался отрицательным (–$20 млн), то есть средств на счетах компании больше, чем долговых обязательств. Запас ликвидности компании достигает $1,5 млрд, однако не учитывает выплаченных финальных дивидендов за 2023 год (порядка $300 млн).
Что с дивидендами
Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее компания перешла к выплате 50% от скорректированной прибыли по МСФО, приведенной в рублях, и сообщала о желании сохранить такой уровень выплат. Если компания продолжит придерживаться политики выплат дважды в год, то расчетный дивиденд за первое полугодие 2024-го может составить 6,64 рубля на акцию (доходность к текущей цене акций — 6,6%). Из этой суммы за второй квартал компания заработала 2,64 рубля на акцию. Суммарные выплаты за год, по нашим прогнозам, могут составить порядка 13 рублей на акцию и принести доходность в размере 12,9%.
Ну и что?
Ставки фрахта все еще на высоких уровнях. Несмотря на прогнозируемое снижение в будущем, на горизонте года они будут превышать средние исторические уровни. Во втором полугодии 2024-го возможен их рост на фоне увеличения морских экспортных перевозок и снижения ограничений на добычу. В таком случае премия за российские танкеры может вернуться, позволяя Совкомфлоту получать повышенную маржу.
Компания планирует сохранить дивидендные выплаты на уровне 50% от скорректированной прибыли. Высокий запас денежных средств и низкая долговая нагрузка позволяют ей это сделать. Размер дивидендов за 2024 год, по нашим оценкам, может составить порядка 13 рублей на акцию и принести почти 13% доходности.
На конец второго квартала акции Совкомфлота торгуются с EV/EBITDA на уровне 2,3х. Такой уровень мультипликатора предполагает дисконт более 40% к средним историческим значениям. Однако нужно помнить, что логистика крайне циклическая отрасль, поэтому мультипликаторы могут быть обманчивы, а переход акций к росту — продолжаться долго.
По нашим оценкам, пик финансовых показателей компании пройден. В 2024 году они могут сократиться из-за снижения ставок фрахта на мировом рынке, санкционного давления и высокой базы прошлого года. Негативная динамика уже отчетливо видна в результатах за второй квартал.
Попадание Совкомфлота в SDN-лист затрудняет операционную деятельность компании. Большая часть танкеров, попавших под персональные санкции, простаивает в порту, что снижает маржинальность бизнеса. Рост теневого флота также негативно сказывается на марже российского перевозчика. На текущий момент неопределенность по загрузке флота компании в нынешнем году остается высокой.
Мы сохраняем рекомендацию «держать» для акций Совкомфлота и снижаем таргет до 118 рублей за акцию. На данный момент бумаги компании могут привлекать инвесторов только дивидендами. Однако на нефтяном рынке можно найти более привлекательные акции с высокой дивидендной доходностью, например бумаги Лукойла и Татнефти.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Что показал второй квартал
Динамика выручки
Долларовая выручка снизилась на 13% квартал к кварталу. Основными причинами стали:
небольшое снижение ставок фрахта на мировом рынке, а также возможное ухудшение ценовых условий именно для компании (снижение премии за российские танкеры);
сокращение морских поставок российской нефти за рубеж на фоне продолжающихся ограничений на добычу и экспорт сырой нефти;
негативное влияние февральских санкций со стороны США;
стабильный курс рубля.
Ставки фрахта по-прежнему на высоких уровнях, выход на которые произошел еще в 2023 году на фоне дефицита судов для перевозки энергоносителей. Однако в последние месяцы отмечается частичное снижение ставок (летние месяцы исторически являются сезонно слабыми на рынке морской перевозки нефти). Кроме того, в июле ставки фрахта на российском рынке опустились до среднемировых уровней впервые с 2022 года. К этому привело:
сокращение дефицита танкеров (в том числе на фоне роста теневого флота);
снижение объемов экспорта в результате увеличения добровольных ограничений на добычу нефти РФ во втором квартале 2024-го и роста переработки внутри страны на фоне завершения ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).
Сейчас ставки фрахта несколько восстанавливаются на фоне увеличения морских экспортных перевозок (к этому привела остановка транзита российской нефти через нефтепровод Дружба). Также в ближайшие месяцы поддержку ставкам фрахта может оказать снижение ограничений на добычу — это приведет к росту морских экспортных поставок до конца года и, возможно, вернет премию за российские танкеры. Однако в настоящий момент только около 30% отгрузок остается на споте. Основная же доля приходится на долгосрочные контракты, имеющие, по заявлениям компании, высокую обеспеченность, что защищает финансовые результаты от волатильности.
Напомним, что значимым негативным событием для Совкомфлота стало попадание компании и ее 14 танкеров (около 10% от флота) в блокирующий список США в феврале нынешнего года. После этого начала поступать информация об отказе НПЗ Индии принимать российскую нефть с танкеров компании из-за опасения попасть под вторичные санкции США. Согласно последней открытой информации, только незначительная часть танкеров, оказавшихся под персональными санкциями, в настоящее время совершает перевозки грузов. Поэтому неопределенность по загрузке флота компании в 2024 году остается высокой.
Маржинальность
Во втором квартале у компании снизилась не только выручка, но и рентабельность по EBITDA — на 6,9 п. п. квартал к кварталу, до 54,3%. Это произошло в связи с ростом рейсовых расходов на 15% квартал к кварталу на фоне давления февральских санкций, в результате которых загрузка санкционных судов снизилась и большая часть из них оставалась пустой в портах. Эксплуатационные расходы в то же время незначительно снизились (-2,5%) ввиду завершения планового ремонта судов.
Рентабельность по чистой прибыли сократилась еще сильнее — на 16,8 п. п., до 22,8%. Более слабая динамика объясняется убытком от курсовых разниц в размере $33 млн во втором квартале (в первом квартале была прибыль в размере $3,1 млн). В то же время, несмотря на высокие процентные ставки в экономике РФ, компании удается удерживать процентные расходы на стабильном уровне ввиду низкой долговой нагрузки. На конец первого квартала 2024-го чистый долг компании оказался отрицательным (–$20 млн), то есть средств на счетах компании больше, чем долговых обязательств. Запас ликвидности компании достигает $1,5 млрд, однако не учитывает выплаченных финальных дивидендов за 2023 год (порядка $300 млн).
Что с дивидендами
Согласно дивидендной политике, компания стремится выплачивать акционерам не менее 25% от чистой прибыли. При этом ранее компания перешла к выплате 50% от скорректированной прибыли по МСФО, приведенной в рублях, и сообщала о желании сохранить такой уровень выплат. Если компания продолжит придерживаться политики выплат дважды в год, то расчетный дивиденд за первое полугодие 2024-го может составить 6,64 рубля на акцию (доходность к текущей цене акций — 6,6%). Из этой суммы за второй квартал компания заработала 2,64 рубля на акцию. Суммарные выплаты за год, по нашим прогнозам, могут составить порядка 13 рублей на акцию и принести доходность в размере 12,9%.
Ну и что?
Ставки фрахта все еще на высоких уровнях. Несмотря на прогнозируемое снижение в будущем, на горизонте года они будут превышать средние исторические уровни. Во втором полугодии 2024-го возможен их рост на фоне увеличения морских экспортных перевозок и снижения ограничений на добычу. В таком случае премия за российские танкеры может вернуться, позволяя Совкомфлоту получать повышенную маржу.
Компания планирует сохранить дивидендные выплаты на уровне 50% от скорректированной прибыли. Высокий запас денежных средств и низкая долговая нагрузка позволяют ей это сделать. Размер дивидендов за 2024 год, по нашим оценкам, может составить порядка 13 рублей на акцию и принести почти 13% доходности.
На конец второго квартала акции Совкомфлота торгуются с EV/EBITDA на уровне 2,3х. Такой уровень мультипликатора предполагает дисконт более 40% к средним историческим значениям. Однако нужно помнить, что логистика крайне циклическая отрасль, поэтому мультипликаторы могут быть обманчивы, а переход акций к росту — продолжаться долго.
По нашим оценкам, пик финансовых показателей компании пройден. В 2024 году они могут сократиться из-за снижения ставок фрахта на мировом рынке, санкционного давления и высокой базы прошлого года. Негативная динамика уже отчетливо видна в результатах за второй квартал.
Попадание Совкомфлота в SDN-лист затрудняет операционную деятельность компании. Большая часть танкеров, попавших под персональные санкции, простаивает в порту, что снижает маржинальность бизнеса. Рост теневого флота также негативно сказывается на марже российского перевозчика. На текущий момент неопределенность по загрузке флота компании в нынешнем году остается высокой.
Мы сохраняем рекомендацию «держать» для акций Совкомфлота и снижаем таргет до 118 рублей за акцию. На данный момент бумаги компании могут привлекать инвесторов только дивидендами. Однако на нефтяном рынке можно найти более привлекательные акции с высокой дивидендной доходностью, например бумаги Лукойла и Татнефти.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу