26 августа 2024 finversia.ru Арт Ян
Осенью автомобили резко подорожают. Девятый вал поддельных запчастей. Ставка на отечественные авто. Три четверти таксистов не смогут работать. Национальные проекты в деле. Предупреждают о дефиците одежды и обуви. Листья коки и коньяк попали под раздачу. Ставка на золото сработала. Кому доверяют россияне.
1.
Как справедливо писали Ильф и Петров, «пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить 114 вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходом. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».
И вот сейчас, похоже, время пешеходов может вернуться: автомобильный рынок России, возможно, находится на пороге грандиозных перемен.
В правительстве рассматривают проект еще одного, причем существенного повышения утильсбора на ввозимые в страну авто. Проект предполагает, что на машины с объемом двигателя до 2 литров утильсбор повысится с нынешних 300 тыс. рублей до 556 тыс. рублей, а если автомобиль старше трех лет – до 978 000 рублей. На авто с объемом двигателей от 2 до 3 литров, утильсбор вырастет с 844 тыс. рублей до 1,562 млн. рублей, а если старше трех лет – до 2,366 млн. рублей.
Есть одна лазейка: если россиянин выедет за границу, сам купит там авто и ввезет в страну для личного пользования, то ставка утильсбора останется льготной: 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за поддержанный. Но в бизнес это превратить не удастся: у россиян будет право по льготному тарифу ввезти не более 1 авто в течение года и это авто должно оставаться в его собственности не менее чем 12 месяцев.
Кроме того, с 1 января 2025 года предполагается отменить льготный утильсбор на ввоз электромобилей и с нынешних 32 тыс. рублей он вырастет до 667,4 тыс. рублей на новые и с 122 тыс. рублей до 1,174 млн рублей на машины старше трех лет.
В итоге, как предполагают эксперты, этой осенью цены на импортные автомобили могут вырасти более, чем существенно, хороня идея времен упомянутых Ильфа и Петрова: «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!»
2.
Как следует из статистики, во-первых, поставщиков авто в Россию стало совсем мало, доминирует Китай. Во-вторых, начались проблемы с комплектующими и запчастями. Как констатирует журнал «За рулем», Россию заполонили поддельные и контрафактные запчасти. Если в прошлом году 25%, то в этом 37% сервисов столкнулись с поддельными запчастями. Чаще всего подделывают машинное масло, фильтры, свечи зажигания и детали подвески авто, причем горюче-смазочные материалы часто изготовлены кустарным способом. Это увеличивает риск поломок и дорожно-транспортных происшествий. «Такого наплыва поддельных запчастей не было с 2007 года», – говорит генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев.
В свое время, предполагая, что такая проблема появится, в Госдуме предложили создать в России так называемую «индустрию восстановления запчастей». Подобные существуют, например, в Индии или Пакистане. Как писали СМИ, предложение было направлено в правительство.
А дальше – тема как в воду канула. И вы не найдете в поисковике ни одного свежего упоминания этой истории. Очевидно, чиновники тогда решили просто: может, обойдется?
3.
Есть и другие новеллы по части автомобилей. Глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов предлагает ограничить ввоз в Россию стремительно набравших популярность китайских автомобилей. Он сказал, что Китай надо поблагодарить за то, что оперативно заполнил нишу после ухода западных автоконцернов, но теперь рынок России насыщен и пора «вводить защитные меры», чтобы стимулировать производство либо тех авто, которые собираются в России, либо собственных авто, в частности – «Москвичей».
«Москвич», кстати, на днях дал прогноз об увеличении продаж своих машин – до 35-40 тысяч в будущем году. В конце этого года намечено начало выпуска новой марки – кроссовера «Москвич 8».
Пока же, как пишет «Коммерсант», самыми распространенными марками среди всего российского автопарка остаются Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus, Toyota Corolla, Lada Niva, Lada 2106, Renault Logan и другие памятники автотранспортной скромности. Но если так пойдет, то скоро лидерами автопарка страны вновь станут в основном отечественные модели. Повышение утильсбора и «защитные меры» сделают любые иномарки запредельно дорогими, но, скорее всего, отечественные производители тоже повысят цены на свои изделия.
4.
В общем, не удивительно, что этим летом автопродажи в России переживают небывалый подъем. Эксперты напоминают, что уже в первых числах осени цены на авто могут заметно вырасти. И россияне вняли: в июле этого года было продано на 42% новых автомобилей больше, чем годом ранее и примерно на 7% выросли продажи подержанных машин.
Но кто-то из россиян махнет рукой, полагая, что каршеринг и такси вполне заменят личное авто в собственности.
Однако и здесь намечаются серьезные перемены. Как отмечают СМИ и эксперты, России грозит дефицит таксистов.
С 1 сентября таксисты не смогут работать без обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Чтобы оформить такую дополнительную страховку, нужно получить разрешение на работу в такси. Но 75% нынешних таксистов этих документов не имеет. В итоге 1 сентября три четверти такси могут не выйти на улицы. Как полагают эксперты, начнется массовый отказ от работы в такси, а оставшиеся поднимут плату за поездки.
«Я впервые слышу, что нужен еще какой-то полис, – рассказал в интервью MSK1.RU таксист Владимир Галай. – Кажется, кто-то из высокопоставленных придумал очередную «кормушку». Это последняя капля, дальше работать точно не смогу. Без всяких полисов за 10–12 часов работы в день я зарабатываю «грязными» около 10 тысяч рублей. Из этой суммы вычитаем 30% (3 тысячи рублей) – комиссия «Яндексу», около 500 рублей – налог на самозанятого, 2 тысячи рублей – за аренду машины экономкласса, 2 тысячи рублей – на бензин. Осталось уже 2,5 тысячи рублей»…
В общем, и по этой части – не самые веселые перспективы, такси может превратиться в недоступную большинству жителей России услугу.
5.
Несмотря на потенциальные проблемы с личным транспортом, в России все оптимистично по части национального проекта в сфере транспорта. Его бюджет весной был оценен более чем в 10 трлн. рублей, поэтому масштабные стройки автомобильных и железных дорог продолжатся. А летом вице-премьер России Александр Новак презентовал еще один, совсем новый нацпроект – «Эффективная и конкурентная экономика».
Его цель – выход на устойчивые темпы роста экономики около 3% в год, за шесть лет – рост ВВП не менее чем 16,5%. Это. Конечно, не идея удвоения ВВП, но в нынешних условиях весьма амбициозная задача.
Заявлено, что факторами такого роста станут «сохранение темпа роста инвестиций, рост экспорта, устойчивый рост доходов граждан, кадровое обеспечение экономики и повышение производительности труда», А в рамках самого нацпроекта планируется заняться повышением производительности труда (в том числе – за счет внедрения ИИ и роботизации), поддержкой малого и среднего предпринимательства, реализацией «зеленой» программы, развитием системы государственной статистики и прогнозирования. Еще в проекте говорится о «принципах бережливого производства». «Экономика должна быть экономной!» – вспомнили опытные россияне.
Но не все гладко с национальными проектами. Как сообщила Генеральная прокуратура России, в этом году при реализации нацпроектов уже похищено более 3 млрд. рублей. А по ряду проектов констатируется срыв сроков исполнения.
6.
Все чаще звучат предупреждения о том, о чем мы на канале Finversia говорили еще два года назад, – о потенциальном оскудении ассортимента на российском потребительском рынке. И это может стать дополнительной причиной роста цен. Недавно аналитики Альфа-банка предупреждали об осеннем росте цен на электронику и бытовую технику, а теперь говорят о риске дефицита одежды и обуви, поскольку около половины этих товаров – это импорт. В системе маркировки «Честный знак» отмечают, что первую половину года снижением импорта составило 12% в обуви и 3% в одежде. Усложнение оплаты за импорт для российских компаний тоже уменьшает поток импорта, а с 30 августа еще и Райффайзенбанк закрывает проведение платежей за границу, оставляя лишь узенький «ручеек» для некоторых своих клиентов.
По данным Евростата, торговый оборот России со странами Евросоюза упал наиболее значительно и вернулся на уровень прошлого века – 1999 года, составив менее 5 млрд. евро. Хотя в торговле с некоторыми странами Европы наблюдается даже небольшое увеличение торговых оборотов.
Так или иначе, но широкий ассортимент потребительских товаров может начать все быстрее сокращаться.
Хотя бывают и другие истории по части санкционной «торговой блокады». Например, итальянский банк UniCredit, давно имеющий крупную «дочку» в России – Юникредитбанк – недавно подал в Европейский суд иск на Европейский центральный банк. UniCredit считает, что у ЕЦБ нет права требовать закрыть или ограничить бизнес итальянским банкиров в России. Другое дело, что этот бизнес может быть автономным, внутри России, и не подразумевает, что через Юникредитбанк можно будет осуществлять расчеты за товарные поставки.
Кстати, еще одна известная мировая компания идет, вопреки санкциям, на увеличение своего присутствия в России – знаменитая нефтесервисная фирма SLB (Schlumberger), которая осуществляет по всему миру технологическую поддержку нефтедобытчиков. В общем, несмотря на политику, отдельные герои бизнеса находят возможность обходить санкции: «Нормальные герои всегда идут в обход».
7.
Впрочем, потребительские рынки лихорадит не только от внешних «войн», но и от внутренних. Совсем недавно на российских маркетплейсах обнаружили нацистскую символику, и вот новая напасть: Роскачество обнаружило на маркет-плейсах 400 биологически активных добавок (БАДов) с запрещенными в России веществами, в том числе – наркотическими, Например, найдены БАДы, включающие такие вещества как аитания снотворные, якорцы стелящиеся (tribulus terestis), эфедра, кава-кава и листья коки. За торговлю некоторыми их них в стране предусмотрена уголовная ответственность.
Но и попытка россиян припасть к более надежным и испытанным источникам энергии и вдохновения – тоже под ударом судьбы. Специалисты ассоциации «Антиконтрафакт» и Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции заявили на днях, что около 90% продаваемых в России армянских коньяков не соответствуют стандартам и требованиям законодательства.
Впрочем, эта история – скорее, отголосок большой и малой политики. Руководство Армении недавно продекларировало намерение выйти из Общего договора коллективной безопасности (ОДКБ), в Москве это воспринимают крайне негативно. А дальше – негатив пошел по спирали. Белорусский лидер Александр Лукашенко отчитал Армению, а заодно и Казахстан за их отношение к ОДКБ.
Казахстанский МИД вызвал посла Беларуси для объяснений выступил с отповедью Лукашенко. А в Армении оппозиция так обиделась, что забросала посольство Беларуси в Ереване яйцами, помидорами и картошкой Ну, помидоры и яйца – понятно, это традиционные ингредиенты для выражения недовольства, например, представлением или спектаклем. А вот картошка – это вызывает вопрос! Бросать в представительство Беларуси картошкой, это все равно, что закидывать Криштиану Роналду футбольными мячами. Беларусь сама кого угодно закидает картошкой и не слишком большие страны могут быть завалены ей полностью в рамках своих государственных границ.
Кроме того, в Армении решили из-за охлаждения отношений с Россией срочно переписать историю и подготовили учебник, согласно которому Восточная Армения была насильственно включена в состав Российской империи и Россия не была, по сути, надежным протектором Армении в весьма драматичной исторической судьбе. По этой же логике из российской истории можно попытаться вымарать армянского дворянина графа Михаила Лорис-Меликова, бывшего харьковского, а позже петербургского губернатора и министра внутренних дел, одного из блестящих вдохновителей реформ Александра II, чье управление когда-то было названо «диктатурой сердца».
Впрочем, жаль, когда не только великие мужи истории, но и хорошие напитки (а заодно и картошка) становятся заложниками дурной дипломатии.
8.
Стоимость золота на мировых рынках поставила новый исторический рекорд и в связи с этим Россия оказалась в выигрыше в плане своих золотовалютных резервов. Сейчас в резервах России доля золота достигает 29,8%, а с учетом его подорожания этот резерв прибавляет в цене. На сегодня Россия вошла в TOP-5 государств-держателей монетарного золота в мире – вслед за США и Германией и почти наравне с Италией и Францией.
В целом можно констатировать, что ставка на золото позволила Москве сохранить и преумножить силу как минимум части своих финансовых резервов.
9.
Последний опрос ВЦИОМ показал, что россияне не склонны доверять друг другу. 73% опрошенных считают, что при взаимодействии с другими людьми «нужно соблюдать осторожность». 24% готовы доверять другим, еще 3% затруднились ответить (видимо, не доверяют социологам). Причем чем богаче респонденты, тем более склонны доверять другим. Более масштабный опыт взаимодействия показывает, что доверять все-таки можно.
По словам генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, низкий уровень взаимного доверия возник в 1990е годы, в начале 2000-х степень доверия в обществе начала расти, но (цитирую) «восстановление доверия было прервано из-за новых «травм» в обществе, в их числе – повышение пенсионного возраста, пандемия коронавируса, начало спецоперации и т. д.» (конец цитаты).
Одновременно ВЦИОМ отмечает, что в стране резко выросла популярность брачных контрактов. И в этом тоже усматривают момент недоверия к семейным партнерам.
Зато, согласно недавним опросам ВЦИОМ, в России по-прежнему высок уровень доверия к власти. Например, августовский опрос ВЦИОМ показал, что президенту Владимиру Путину доверяют 79,8% россиян, не доверяют – 15,7%. Премьер-министру Михаилу Мишустину доверяют 62,3%, работу правительства страны одобряют 50,5%.
Такой высокий уровень доверия властям вкупе с таким низким уровнем доверия друг к другу означает, что российское общество по-прежнему полно патерналистских настроений и распределяет свое доверие «по вертикали».
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
1.
Как справедливо писали Ильф и Петров, «пешеходов надо любить. Пешеходы составляют большую часть человечества. Мало того – лучшую его часть. Пешеходы создали мир. Это они построили города, возвели многоэтажные здания, провели канализацию и водопровод, замостили улицы и осветили их электрическими лампами. Это они распространили культуру по всему свету, изобрели книгопечатание, выдумали порох, перебросили мосты через реки, расшифровали египетские иероглифы, ввели в употребление безопасную бритву, уничтожили торговлю рабами и установили, что из бобов сои можно изготовить 114 вкусных питательных блюд. И когда все было готово, когда родная планета приняла сравнительно благоустроенный вид, появились автомобилисты. Надо заметить, что автомобиль тоже был изобретен пешеходом. Но автомобилисты об этом как-то сразу забыли».
И вот сейчас, похоже, время пешеходов может вернуться: автомобильный рынок России, возможно, находится на пороге грандиозных перемен.
В правительстве рассматривают проект еще одного, причем существенного повышения утильсбора на ввозимые в страну авто. Проект предполагает, что на машины с объемом двигателя до 2 литров утильсбор повысится с нынешних 300 тыс. рублей до 556 тыс. рублей, а если автомобиль старше трех лет – до 978 000 рублей. На авто с объемом двигателей от 2 до 3 литров, утильсбор вырастет с 844 тыс. рублей до 1,562 млн. рублей, а если старше трех лет – до 2,366 млн. рублей.
Есть одна лазейка: если россиянин выедет за границу, сам купит там авто и ввезет в страну для личного пользования, то ставка утильсбора останется льготной: 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 рублей за поддержанный. Но в бизнес это превратить не удастся: у россиян будет право по льготному тарифу ввезти не более 1 авто в течение года и это авто должно оставаться в его собственности не менее чем 12 месяцев.
Кроме того, с 1 января 2025 года предполагается отменить льготный утильсбор на ввоз электромобилей и с нынешних 32 тыс. рублей он вырастет до 667,4 тыс. рублей на новые и с 122 тыс. рублей до 1,174 млн рублей на машины старше трех лет.
В итоге, как предполагают эксперты, этой осенью цены на импортные автомобили могут вырасти более, чем существенно, хороня идея времен упомянутых Ильфа и Петрова: «Автомобиль, товарищи, не роскошь, а средство передвижения!»
2.
Как следует из статистики, во-первых, поставщиков авто в Россию стало совсем мало, доминирует Китай. Во-вторых, начались проблемы с комплектующими и запчастями. Как констатирует журнал «За рулем», Россию заполонили поддельные и контрафактные запчасти. Если в прошлом году 25%, то в этом 37% сервисов столкнулись с поддельными запчастями. Чаще всего подделывают машинное масло, фильтры, свечи зажигания и детали подвески авто, причем горюче-смазочные материалы часто изготовлены кустарным способом. Это увеличивает риск поломок и дорожно-транспортных происшествий. «Такого наплыва поддельных запчастей не было с 2007 года», – говорит генеральный директор аналитического агентства Gruzdev Analyze Александр Груздев.
В свое время, предполагая, что такая проблема появится, в Госдуме предложили создать в России так называемую «индустрию восстановления запчастей». Подобные существуют, например, в Индии или Пакистане. Как писали СМИ, предложение было направлено в правительство.
А дальше – тема как в воду канула. И вы не найдете в поисковике ни одного свежего упоминания этой истории. Очевидно, чиновники тогда решили просто: может, обойдется?
3.
Есть и другие новеллы по части автомобилей. Глава корпорации «Ростех» Сергей Чемезов предлагает ограничить ввоз в Россию стремительно набравших популярность китайских автомобилей. Он сказал, что Китай надо поблагодарить за то, что оперативно заполнил нишу после ухода западных автоконцернов, но теперь рынок России насыщен и пора «вводить защитные меры», чтобы стимулировать производство либо тех авто, которые собираются в России, либо собственных авто, в частности – «Москвичей».
«Москвич», кстати, на днях дал прогноз об увеличении продаж своих машин – до 35-40 тысяч в будущем году. В конце этого года намечено начало выпуска новой марки – кроссовера «Москвич 8».
Пока же, как пишет «Коммерсант», самыми распространенными марками среди всего российского автопарка остаются Kia Rio, Hyundai Solaris, Ford Focus, Toyota Corolla, Lada Niva, Lada 2106, Renault Logan и другие памятники автотранспортной скромности. Но если так пойдет, то скоро лидерами автопарка страны вновь станут в основном отечественные модели. Повышение утильсбора и «защитные меры» сделают любые иномарки запредельно дорогими, но, скорее всего, отечественные производители тоже повысят цены на свои изделия.
4.
В общем, не удивительно, что этим летом автопродажи в России переживают небывалый подъем. Эксперты напоминают, что уже в первых числах осени цены на авто могут заметно вырасти. И россияне вняли: в июле этого года было продано на 42% новых автомобилей больше, чем годом ранее и примерно на 7% выросли продажи подержанных машин.
Но кто-то из россиян махнет рукой, полагая, что каршеринг и такси вполне заменят личное авто в собственности.
Однако и здесь намечаются серьезные перемены. Как отмечают СМИ и эксперты, России грозит дефицит таксистов.
С 1 сентября таксисты не смогут работать без обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика перед пассажирами. Чтобы оформить такую дополнительную страховку, нужно получить разрешение на работу в такси. Но 75% нынешних таксистов этих документов не имеет. В итоге 1 сентября три четверти такси могут не выйти на улицы. Как полагают эксперты, начнется массовый отказ от работы в такси, а оставшиеся поднимут плату за поездки.
«Я впервые слышу, что нужен еще какой-то полис, – рассказал в интервью MSK1.RU таксист Владимир Галай. – Кажется, кто-то из высокопоставленных придумал очередную «кормушку». Это последняя капля, дальше работать точно не смогу. Без всяких полисов за 10–12 часов работы в день я зарабатываю «грязными» около 10 тысяч рублей. Из этой суммы вычитаем 30% (3 тысячи рублей) – комиссия «Яндексу», около 500 рублей – налог на самозанятого, 2 тысячи рублей – за аренду машины экономкласса, 2 тысячи рублей – на бензин. Осталось уже 2,5 тысячи рублей»…
В общем, и по этой части – не самые веселые перспективы, такси может превратиться в недоступную большинству жителей России услугу.
5.
Несмотря на потенциальные проблемы с личным транспортом, в России все оптимистично по части национального проекта в сфере транспорта. Его бюджет весной был оценен более чем в 10 трлн. рублей, поэтому масштабные стройки автомобильных и железных дорог продолжатся. А летом вице-премьер России Александр Новак презентовал еще один, совсем новый нацпроект – «Эффективная и конкурентная экономика».
Его цель – выход на устойчивые темпы роста экономики около 3% в год, за шесть лет – рост ВВП не менее чем 16,5%. Это. Конечно, не идея удвоения ВВП, но в нынешних условиях весьма амбициозная задача.
Заявлено, что факторами такого роста станут «сохранение темпа роста инвестиций, рост экспорта, устойчивый рост доходов граждан, кадровое обеспечение экономики и повышение производительности труда», А в рамках самого нацпроекта планируется заняться повышением производительности труда (в том числе – за счет внедрения ИИ и роботизации), поддержкой малого и среднего предпринимательства, реализацией «зеленой» программы, развитием системы государственной статистики и прогнозирования. Еще в проекте говорится о «принципах бережливого производства». «Экономика должна быть экономной!» – вспомнили опытные россияне.
Но не все гладко с национальными проектами. Как сообщила Генеральная прокуратура России, в этом году при реализации нацпроектов уже похищено более 3 млрд. рублей. А по ряду проектов констатируется срыв сроков исполнения.
6.
Все чаще звучат предупреждения о том, о чем мы на канале Finversia говорили еще два года назад, – о потенциальном оскудении ассортимента на российском потребительском рынке. И это может стать дополнительной причиной роста цен. Недавно аналитики Альфа-банка предупреждали об осеннем росте цен на электронику и бытовую технику, а теперь говорят о риске дефицита одежды и обуви, поскольку около половины этих товаров – это импорт. В системе маркировки «Честный знак» отмечают, что первую половину года снижением импорта составило 12% в обуви и 3% в одежде. Усложнение оплаты за импорт для российских компаний тоже уменьшает поток импорта, а с 30 августа еще и Райффайзенбанк закрывает проведение платежей за границу, оставляя лишь узенький «ручеек» для некоторых своих клиентов.
По данным Евростата, торговый оборот России со странами Евросоюза упал наиболее значительно и вернулся на уровень прошлого века – 1999 года, составив менее 5 млрд. евро. Хотя в торговле с некоторыми странами Европы наблюдается даже небольшое увеличение торговых оборотов.
Так или иначе, но широкий ассортимент потребительских товаров может начать все быстрее сокращаться.
Хотя бывают и другие истории по части санкционной «торговой блокады». Например, итальянский банк UniCredit, давно имеющий крупную «дочку» в России – Юникредитбанк – недавно подал в Европейский суд иск на Европейский центральный банк. UniCredit считает, что у ЕЦБ нет права требовать закрыть или ограничить бизнес итальянским банкиров в России. Другое дело, что этот бизнес может быть автономным, внутри России, и не подразумевает, что через Юникредитбанк можно будет осуществлять расчеты за товарные поставки.
Кстати, еще одна известная мировая компания идет, вопреки санкциям, на увеличение своего присутствия в России – знаменитая нефтесервисная фирма SLB (Schlumberger), которая осуществляет по всему миру технологическую поддержку нефтедобытчиков. В общем, несмотря на политику, отдельные герои бизнеса находят возможность обходить санкции: «Нормальные герои всегда идут в обход».
7.
Впрочем, потребительские рынки лихорадит не только от внешних «войн», но и от внутренних. Совсем недавно на российских маркетплейсах обнаружили нацистскую символику, и вот новая напасть: Роскачество обнаружило на маркет-плейсах 400 биологически активных добавок (БАДов) с запрещенными в России веществами, в том числе – наркотическими, Например, найдены БАДы, включающие такие вещества как аитания снотворные, якорцы стелящиеся (tribulus terestis), эфедра, кава-кава и листья коки. За торговлю некоторыми их них в стране предусмотрена уголовная ответственность.
Но и попытка россиян припасть к более надежным и испытанным источникам энергии и вдохновения – тоже под ударом судьбы. Специалисты ассоциации «Антиконтрафакт» и Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции заявили на днях, что около 90% продаваемых в России армянских коньяков не соответствуют стандартам и требованиям законодательства.
Впрочем, эта история – скорее, отголосок большой и малой политики. Руководство Армении недавно продекларировало намерение выйти из Общего договора коллективной безопасности (ОДКБ), в Москве это воспринимают крайне негативно. А дальше – негатив пошел по спирали. Белорусский лидер Александр Лукашенко отчитал Армению, а заодно и Казахстан за их отношение к ОДКБ.
Казахстанский МИД вызвал посла Беларуси для объяснений выступил с отповедью Лукашенко. А в Армении оппозиция так обиделась, что забросала посольство Беларуси в Ереване яйцами, помидорами и картошкой Ну, помидоры и яйца – понятно, это традиционные ингредиенты для выражения недовольства, например, представлением или спектаклем. А вот картошка – это вызывает вопрос! Бросать в представительство Беларуси картошкой, это все равно, что закидывать Криштиану Роналду футбольными мячами. Беларусь сама кого угодно закидает картошкой и не слишком большие страны могут быть завалены ей полностью в рамках своих государственных границ.
Кроме того, в Армении решили из-за охлаждения отношений с Россией срочно переписать историю и подготовили учебник, согласно которому Восточная Армения была насильственно включена в состав Российской империи и Россия не была, по сути, надежным протектором Армении в весьма драматичной исторической судьбе. По этой же логике из российской истории можно попытаться вымарать армянского дворянина графа Михаила Лорис-Меликова, бывшего харьковского, а позже петербургского губернатора и министра внутренних дел, одного из блестящих вдохновителей реформ Александра II, чье управление когда-то было названо «диктатурой сердца».
Впрочем, жаль, когда не только великие мужи истории, но и хорошие напитки (а заодно и картошка) становятся заложниками дурной дипломатии.
8.
Стоимость золота на мировых рынках поставила новый исторический рекорд и в связи с этим Россия оказалась в выигрыше в плане своих золотовалютных резервов. Сейчас в резервах России доля золота достигает 29,8%, а с учетом его подорожания этот резерв прибавляет в цене. На сегодня Россия вошла в TOP-5 государств-держателей монетарного золота в мире – вслед за США и Германией и почти наравне с Италией и Францией.
В целом можно констатировать, что ставка на золото позволила Москве сохранить и преумножить силу как минимум части своих финансовых резервов.
9.
Последний опрос ВЦИОМ показал, что россияне не склонны доверять друг другу. 73% опрошенных считают, что при взаимодействии с другими людьми «нужно соблюдать осторожность». 24% готовы доверять другим, еще 3% затруднились ответить (видимо, не доверяют социологам). Причем чем богаче респонденты, тем более склонны доверять другим. Более масштабный опыт взаимодействия показывает, что доверять все-таки можно.
По словам генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, низкий уровень взаимного доверия возник в 1990е годы, в начале 2000-х степень доверия в обществе начала расти, но (цитирую) «восстановление доверия было прервано из-за новых «травм» в обществе, в их числе – повышение пенсионного возраста, пандемия коронавируса, начало спецоперации и т. д.» (конец цитаты).
Одновременно ВЦИОМ отмечает, что в стране резко выросла популярность брачных контрактов. И в этом тоже усматривают момент недоверия к семейным партнерам.
Зато, согласно недавним опросам ВЦИОМ, в России по-прежнему высок уровень доверия к власти. Например, августовский опрос ВЦИОМ показал, что президенту Владимиру Путину доверяют 79,8% россиян, не доверяют – 15,7%. Премьер-министру Михаилу Мишустину доверяют 62,3%, работу правительства страны одобряют 50,5%.
Такой высокий уровень доверия властям вкупе с таким низким уровнем доверия друг к другу означает, что российское общество по-прежнему полно патерналистских настроений и распределяет свое доверие «по вертикали».
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу