Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Ты точно адекватный?» Как нами манипулируют и что с этим можно сделать » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Ты точно адекватный?» Как нами манипулируют и что с этим можно сделать

10 сентября 2024 БКС Экспресс
Нами постоянно манипулируют — близкие люди, коллеги и даже незнакомцы на улицах. И это очень неприятно, когда вам приходится рушить свои планы в угоду кому-то другому. Но на самом деле с манипуляцией можно бороться. В своей книге «Матрица манипуляций. Как добавить своего и защититься от чужого влияния» (издательство АСТ) психолог Анастасия Балашова рассказала, как это сделать.

Разбираемся в понятиях

Чтобы научиться различать манипуляцию, нужно знать, как ее распознать. Есть два основных признака, по которым это можно сделать:

• Скрытое воздействие. Это означает, что человек, который манипулирует, не говорит о желаниях напрямую, а пытается получить выгоду косвенным способом, используя обходные пути.

• Получение выгоды. Манипулятор всегда хочет получить что-то от другого человека, будь то материальные ресурсы, психическая энергия или выгодное ему поведение.

«Настоящая манипуляция — скрытое воздействие на человека с целью получения от него какой-либо выгоды».

При этом Анастасия Балашова четко обозначает, что просьбы, требования, пожелания, о которых собеседник говорит открыто, не являются манипуляцией. Хотя люди могут часто воспринимать их именно так.

Вот пример нескольких фраз, которые не являются манипуляцией:

• Одолжи мне денег до зарплаты.

• Я хочу поговорить о повышении.

• Вернись домой пораньше, потому что я волнуюсь.

А теперь представьте: вам кажется, что вами манипулируют, но вы не уверены до конца. Что делать в такой ситуации? На самом деле, существует три критерия, которые помогут понять, являетесь ли вы жертвой манипуляции:

• Жертва манипуляции испытывает негативные эмоции, к примеру, злость, обиду, чувство вины, стыд и т.д. И это напрямую влияет на качество жизни.

• У человека падает самооценка, закрадываются сомнения и появляются мысли: «Я делаю что-то не так», «Я не очень хороший человек».

• Нет баланса обмена в отношениях. Жертва дает больше, чем получает от манипулятора, и бессознательно чувствует эту несправедливость.
3 известных техники манипуляции — учимся защищаться

В своей книге Анастасия Балашова описывает большое количество техник, которые используют манипуляторы, чтобы достичь желаемого результата. Мы остановимся на трех известных приемах.

Смена темы разговора

Вместо того, чтобы урегулировать какой-то вопрос или ответить на претензию собеседника манипулятор переводит внимание жертвы на совершенно другую тему. Причем это может быть что угодно, тут нет ни временных, ни тематических рамок. К примеру, он может припомнить давнее поведение жертвы или кардинально изменить течение разговора.

Допустим, вы спрашиваете у начальника: «Я работаю уже долго и недавно узнал, что многим сотрудникам повысили зарплату, а мне нет. Почему?» На что он может ответить: «Ты несколько месяцев назад на несколько часов задержал отчет, помнишь? Я ничего тебе на это не сказал». Или же сменить тему: «Скоро корпоратив намечается, не хочешь стать одним из организаторов?»

«Чем кардинальней смена темы, тем больше вероятность, что жертва манипуляции забудет о том, с чего начинала», — пишет автор.

Как защититься

Используйте метод заевшей пластинки — внимательно следите за темой разговора и не отвлекайтесь, если вас пытаются сбить с толку. Продолжайте настаивать на своем: говорите, что не стоит отвлекаться от разговора.

«Если человек снова и снова уходит от важной темы, перед вами классический манипулятор. Заканчивайте разговор и делайте выводы сами, общаться с таким человеком или нет», — резюмирует психолог.

«Если честно…»

Когда человек использует эту фразу, он пытается выставить себя самым искренним и честным человеком на планете, располагая жертву к себе и вызывая необходимое для дальнейшей манипуляции доверие. Комбинация слов может быть другой: «Я человек прямой», «Не буду скрывать» и т.д.

«Жертва, слыша такие слова, может отключить критическое мышление. Забывая о своих потребностях, начинает возвышать манипулятора за его честность и прямоту», — объясняет Анастасия Балашова.

Еще один прием: рассказать важную личную информацию, чтобы создать доверие: «Мне рассказали, что в следующем году пол-отдела собираются уволить, но это конфиденциальная информация, никому не говори». И вот уже жертва связана с манипулятором секретом, из-за этого человек чувствует себя сопричастным и избранным.

Как защищаться

Необходимо выработать хороший иммунитет на подобные фразы. Услышав их, сразу думайте: «А до этого что, было все нечестно? Или ты только раз в месяц говоришь честно, когда тебе что-то от меня нужно?»

Честность человека, как и любое другое положительное качество — не повод забыть о собственных потребностях.

«Ты адекватный?»

Суть этой распространенной и достаточно агрессивной техники — показать жертве, что она не в себе и должна изменить поведение на то, которое необходимо манипулятору.

Вот лишь несколько примеров фраз, которые могу использоваться:

• Ты точно адекватный?
• Не говори ерунду.
• Послушай, что ты говоришь.
• Ты что, с ума сошел?

«Жертва начинает сомневаться в своих интеллектуальных и психических способностях, прислушиваться к окружающим и пытаться стать «нормальным человеком». Но чтобы это сделать, нужно вести себя, как хочет манипулятор. Жертва становится существом без Я. Вся манипуляция направлена на уничтожение самооценки», — поясняет автор книги.

Как защищаться

Важно не оставлять в себе чувство вины после таких высказываний, а перекладывать на манипулятора. Пусть ему будет стыдно от комментариев и мыслей по поводу вашей адекватности. Важно понимать, что это его предположения, а не ваши. Настаивайте на своем и не сомневайтесь в себе.

«Возвращайте манипуляторам их предположения относительно вашего состояния. Если вы чего-то хотите, это не значит, что с вами что-то не так», — советует психолог.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу