МВФ: политические партии настаивают на увеличении государственных расходов » Элитный трейдер
Элитный трейдер

МВФ: политические партии настаивают на увеличении государственных расходов

19 сентября 2024 finversia.ru Чайка Федор
Аналитики МВФ проанализировали опыт 65 стран за последние 60 лет и пришли к выводу, что политические партии всех мастей требуют повышения государственных расходов, а «бюджетная сдержанность» более не является актуальной в политической повестке.

Левые и правые. Более нет различий
Большой дефицит бюджета и высокий уровень долга требуют большей финансовой осмотрительности, но политические силы настаивают на обратном. К такому выводу пришли аналитики Международного валютного фонда. Эксперты проанализировали

65 стран с развитой экономикой и формирующимся рынком за шесть последних десятилетий и пришли к выводу, что, начиная с 1960-х годов, политический дискурс по налогово-бюджетным вопросам становится все более благоприятным для увеличения государственных расходов. От социалистов до националистов поддержка увеличения расходов неуклонно росла, в то время как риторика о бюджетной сдержанности за последние три десятилетия утратила популярность по всем направлениям, после того как была наиболее популярной в 1980-х годах, отмечается в исследовании.

В ходе исследования было проанализировано финансовое содержание более 4500 политических платформ на 720 национальных выборах, проведенных в период с 1960 по 2022 год в развитых и развивающихся странах, используя данные проекта Manifesto.

В тоже время, консервативная политика традиционно характеризуется акцентом на финансовую осмотрительность и идею «малого государства». Левые партии обычно ассоциируются с большими расходами и бОльшим присутствием государства в экономике. Однако реальность может быть иной. Как показывает анализ МВФ, партии всего политического спектра становятся все более похожими, когда речь заходит о бюджетной политике: все они проводят кампании, основанные на идеях усиления правительства и обещаниях увеличить расходы.

МВФ: политические партии настаивают на увеличении государственных расходов


«Сдержанность» vs «расширение»
Аналитики МВФ разработали два отдельных показателя фискального дискурса, которые отражают подразумеваемую или заявленную поддержку партией увеличения государственных расходов или принятия более взвешенной финансовой позиции в преддверии выборов. Дискурс «расширения» включает в себя политические заявления в поддержку государственных расходов на социальное обеспечение, социальные услуги и политику, направленную на удовлетворение спроса, такую как налоговое стимулирование во время экономических кризисов. В то время как «сдержанность» отражает часть содержания манифеста, призывающего к прямому сокращению дефицита бюджета или ограничению государственных расходов.

Анализ показывает, что фискальный дискурс реагирует на общее состояние экономики страны. Фискальный дискурс становится более консервативным в более неблагоприятных экономических условиях, в том числе после резкого роста государственного долга и принятия фискальных правил, но только в ограниченной степени. И все больше разговоров в пользу государственных расходов во время выборов приводит к увеличению бюджетного дефицита в течение следующих 5-8 лет.

– Когда мы смотрим на различные выборы в одной и той же стране, мы обнаруживаем, что партийные платформы, разработанные при дефиците бюджета на 1 процентный пункт от валового внутреннего продукта, содержат в среднем на 0,22 процентного пункта меньше заявлений о расширении и на 0,1 процентного пункта больше заявлений о сдержанности, – отмечают эксперты.

Более высокий уровень государственного долга также связан с более сдержанными заявлениями в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках, что говорит о том, что проблемы финансовой устойчивости становятся более актуальными по мере усиления бюджетного давления. Но это может не оказать существенного влияния на поддержку увеличения расходов в течение длительного времени.

Действительно, крупные финансовые события лишь частично влияют на политический дискурс. Например, выборы, проведенные в течение трех лет после «всплеска задолженности» – значительного увеличения соотношения государственного долга к ВВП, – характеризуются большей сдержанностью, но снижение темпов роста более неопределенно. Аналогичным образом, принятие финансовых правил, которые налагают оперативные ограничения на сбалансированность бюджета, приводит к увеличению доли высказываний в поддержку сдержанности в течение последующих избирательных циклов. Но широкое внедрение бюджетных правил не привело к сокращению риторики в пользу увеличения расходов, что говорит о том, что их успех является лишь частичным.

Влияние политики на дефицит бюджета
В МВФ подчёркивают, что экспансионистская налогово-бюджетная политика, по-видимому, является одним из случаев, когда политики выполняют свои предвыборные обещания. За 5-процентным увеличением доли платформ, предполагающих будущие расходы, следует увеличение первичного дефицита до 0,5 процентного пункта ВВП в течение нескольких лет в период после окончания холодной войны. Увеличение дефицита обусловлено главным образом постепенным расширением бюджетных инициатив, а не снижением налогов. В отличие от этого, после «шока», связанного с бюджетными ограничениями, – усиления дискурсов об ограничениях от одних выборов к другим, – постепенное сокращение дефицита сначала достигается за счет увеличения доходов.

– Эти результаты хорошо согласуются с недавними опросами общественного мнения, которые показывают, что большинство респондентов хотят либо увеличить расходы, либо сохранить их на текущем уровне в своих странах. Люди хотят иметь больше инфраструктуры, школ, больниц и услуг (образование, здравоохранение, безопасность), предпочтительно с низкими затратами или вообще без них. А политикам нужны голоса людей, – говорится в исследовании фонда.

Но одни только предпочтения избирателей могут не в полной мере объяснить постоянный рост дискуссий о расширении расходов, наблюдаемый в последние десятилетия, что требует более глубокого анализа лежащих в их основе факторов. Мы не смогли обнаружить какого-либо сопоставимого долгосрочного увеличения склонности избирателей к большему вмешательству правительства при изучении данных международных опросов, а также доли голосов, основанной на дискурсивном уклоне партии.

Но как за это заплатить?
Широко распространенные призывы к созданию более крупного и активного правительства, которому было бы поручено эффективно решать проблемы изменения климата, обороны и, в частности, расходов, связанных со старением общества (таких как здравоохранение и пенсии), связаны с ожиданием увеличения государственных расходов. В исследовании показано, что в той мере, в какой такие ожидания укореняются на политической арене, предубеждения в отношении расходов могут привести к увеличению дефицита бюджета и долга. Однако важнейший вопрос о том, как покрыть это увеличение расходов, остается открытым.

Большой бюджетный дефицит и высокий уровень задолженности во всем мире требуют большей финансовой осмотрительности, но это может оказаться затруднительным, если политические силы будут действовать в противоположном направлении. Ученым, политикам и избирателям необходимо будет сплотиться вокруг жизнеспособных политических стратегий, чтобы сохранить финансовую устойчивость в центре общественных дебатов, поскольку неопределенность в отношении будущего государственных финансов растет. Следующий финансовый мониторинг МВФ, который должен состояться в октябре, изучит общую картину растущего глобального долга и обсудит пути решения этой проблемы.

http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter | Публикация рекламной статьи