19 сентября 2024 finversia.ru Чайка Федор
Аналитики МВФ проанализировали опыт 65 стран за последние 60 лет и пришли к выводу, что политические партии всех мастей требуют повышения государственных расходов, а «бюджетная сдержанность» более не является актуальной в политической повестке.
Левые и правые. Более нет различий
Большой дефицит бюджета и высокий уровень долга требуют большей финансовой осмотрительности, но политические силы настаивают на обратном. К такому выводу пришли аналитики Международного валютного фонда. Эксперты проанализировали
65 стран с развитой экономикой и формирующимся рынком за шесть последних десятилетий и пришли к выводу, что, начиная с 1960-х годов, политический дискурс по налогово-бюджетным вопросам становится все более благоприятным для увеличения государственных расходов. От социалистов до националистов поддержка увеличения расходов неуклонно росла, в то время как риторика о бюджетной сдержанности за последние три десятилетия утратила популярность по всем направлениям, после того как была наиболее популярной в 1980-х годах, отмечается в исследовании.
В ходе исследования было проанализировано финансовое содержание более 4500 политических платформ на 720 национальных выборах, проведенных в период с 1960 по 2022 год в развитых и развивающихся странах, используя данные проекта Manifesto.
В тоже время, консервативная политика традиционно характеризуется акцентом на финансовую осмотрительность и идею «малого государства». Левые партии обычно ассоциируются с большими расходами и бОльшим присутствием государства в экономике. Однако реальность может быть иной. Как показывает анализ МВФ, партии всего политического спектра становятся все более похожими, когда речь заходит о бюджетной политике: все они проводят кампании, основанные на идеях усиления правительства и обещаниях увеличить расходы.
«Сдержанность» vs «расширение»
Аналитики МВФ разработали два отдельных показателя фискального дискурса, которые отражают подразумеваемую или заявленную поддержку партией увеличения государственных расходов или принятия более взвешенной финансовой позиции в преддверии выборов. Дискурс «расширения» включает в себя политические заявления в поддержку государственных расходов на социальное обеспечение, социальные услуги и политику, направленную на удовлетворение спроса, такую как налоговое стимулирование во время экономических кризисов. В то время как «сдержанность» отражает часть содержания манифеста, призывающего к прямому сокращению дефицита бюджета или ограничению государственных расходов.
Анализ показывает, что фискальный дискурс реагирует на общее состояние экономики страны. Фискальный дискурс становится более консервативным в более неблагоприятных экономических условиях, в том числе после резкого роста государственного долга и принятия фискальных правил, но только в ограниченной степени. И все больше разговоров в пользу государственных расходов во время выборов приводит к увеличению бюджетного дефицита в течение следующих 5-8 лет.
– Когда мы смотрим на различные выборы в одной и той же стране, мы обнаруживаем, что партийные платформы, разработанные при дефиците бюджета на 1 процентный пункт от валового внутреннего продукта, содержат в среднем на 0,22 процентного пункта меньше заявлений о расширении и на 0,1 процентного пункта больше заявлений о сдержанности, – отмечают эксперты.
Более высокий уровень государственного долга также связан с более сдержанными заявлениями в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках, что говорит о том, что проблемы финансовой устойчивости становятся более актуальными по мере усиления бюджетного давления. Но это может не оказать существенного влияния на поддержку увеличения расходов в течение длительного времени.
Действительно, крупные финансовые события лишь частично влияют на политический дискурс. Например, выборы, проведенные в течение трех лет после «всплеска задолженности» – значительного увеличения соотношения государственного долга к ВВП, – характеризуются большей сдержанностью, но снижение темпов роста более неопределенно. Аналогичным образом, принятие финансовых правил, которые налагают оперативные ограничения на сбалансированность бюджета, приводит к увеличению доли высказываний в поддержку сдержанности в течение последующих избирательных циклов. Но широкое внедрение бюджетных правил не привело к сокращению риторики в пользу увеличения расходов, что говорит о том, что их успех является лишь частичным.
Влияние политики на дефицит бюджета
В МВФ подчёркивают, что экспансионистская налогово-бюджетная политика, по-видимому, является одним из случаев, когда политики выполняют свои предвыборные обещания. За 5-процентным увеличением доли платформ, предполагающих будущие расходы, следует увеличение первичного дефицита до 0,5 процентного пункта ВВП в течение нескольких лет в период после окончания холодной войны. Увеличение дефицита обусловлено главным образом постепенным расширением бюджетных инициатив, а не снижением налогов. В отличие от этого, после «шока», связанного с бюджетными ограничениями, – усиления дискурсов об ограничениях от одних выборов к другим, – постепенное сокращение дефицита сначала достигается за счет увеличения доходов.
– Эти результаты хорошо согласуются с недавними опросами общественного мнения, которые показывают, что большинство респондентов хотят либо увеличить расходы, либо сохранить их на текущем уровне в своих странах. Люди хотят иметь больше инфраструктуры, школ, больниц и услуг (образование, здравоохранение, безопасность), предпочтительно с низкими затратами или вообще без них. А политикам нужны голоса людей, – говорится в исследовании фонда.
Но одни только предпочтения избирателей могут не в полной мере объяснить постоянный рост дискуссий о расширении расходов, наблюдаемый в последние десятилетия, что требует более глубокого анализа лежащих в их основе факторов. Мы не смогли обнаружить какого-либо сопоставимого долгосрочного увеличения склонности избирателей к большему вмешательству правительства при изучении данных международных опросов, а также доли голосов, основанной на дискурсивном уклоне партии.
Но как за это заплатить?
Широко распространенные призывы к созданию более крупного и активного правительства, которому было бы поручено эффективно решать проблемы изменения климата, обороны и, в частности, расходов, связанных со старением общества (таких как здравоохранение и пенсии), связаны с ожиданием увеличения государственных расходов. В исследовании показано, что в той мере, в какой такие ожидания укореняются на политической арене, предубеждения в отношении расходов могут привести к увеличению дефицита бюджета и долга. Однако важнейший вопрос о том, как покрыть это увеличение расходов, остается открытым.
Большой бюджетный дефицит и высокий уровень задолженности во всем мире требуют большей финансовой осмотрительности, но это может оказаться затруднительным, если политические силы будут действовать в противоположном направлении. Ученым, политикам и избирателям необходимо будет сплотиться вокруг жизнеспособных политических стратегий, чтобы сохранить финансовую устойчивость в центре общественных дебатов, поскольку неопределенность в отношении будущего государственных финансов растет. Следующий финансовый мониторинг МВФ, который должен состояться в октябре, изучит общую картину растущего глобального долга и обсудит пути решения этой проблемы.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Левые и правые. Более нет различий
Большой дефицит бюджета и высокий уровень долга требуют большей финансовой осмотрительности, но политические силы настаивают на обратном. К такому выводу пришли аналитики Международного валютного фонда. Эксперты проанализировали
65 стран с развитой экономикой и формирующимся рынком за шесть последних десятилетий и пришли к выводу, что, начиная с 1960-х годов, политический дискурс по налогово-бюджетным вопросам становится все более благоприятным для увеличения государственных расходов. От социалистов до националистов поддержка увеличения расходов неуклонно росла, в то время как риторика о бюджетной сдержанности за последние три десятилетия утратила популярность по всем направлениям, после того как была наиболее популярной в 1980-х годах, отмечается в исследовании.
В ходе исследования было проанализировано финансовое содержание более 4500 политических платформ на 720 национальных выборах, проведенных в период с 1960 по 2022 год в развитых и развивающихся странах, используя данные проекта Manifesto.
В тоже время, консервативная политика традиционно характеризуется акцентом на финансовую осмотрительность и идею «малого государства». Левые партии обычно ассоциируются с большими расходами и бОльшим присутствием государства в экономике. Однако реальность может быть иной. Как показывает анализ МВФ, партии всего политического спектра становятся все более похожими, когда речь заходит о бюджетной политике: все они проводят кампании, основанные на идеях усиления правительства и обещаниях увеличить расходы.
«Сдержанность» vs «расширение»
Аналитики МВФ разработали два отдельных показателя фискального дискурса, которые отражают подразумеваемую или заявленную поддержку партией увеличения государственных расходов или принятия более взвешенной финансовой позиции в преддверии выборов. Дискурс «расширения» включает в себя политические заявления в поддержку государственных расходов на социальное обеспечение, социальные услуги и политику, направленную на удовлетворение спроса, такую как налоговое стимулирование во время экономических кризисов. В то время как «сдержанность» отражает часть содержания манифеста, призывающего к прямому сокращению дефицита бюджета или ограничению государственных расходов.
Анализ показывает, что фискальный дискурс реагирует на общее состояние экономики страны. Фискальный дискурс становится более консервативным в более неблагоприятных экономических условиях, в том числе после резкого роста государственного долга и принятия фискальных правил, но только в ограниченной степени. И все больше разговоров в пользу государственных расходов во время выборов приводит к увеличению бюджетного дефицита в течение следующих 5-8 лет.
– Когда мы смотрим на различные выборы в одной и той же стране, мы обнаруживаем, что партийные платформы, разработанные при дефиците бюджета на 1 процентный пункт от валового внутреннего продукта, содержат в среднем на 0,22 процентного пункта меньше заявлений о расширении и на 0,1 процентного пункта больше заявлений о сдержанности, – отмечают эксперты.
Более высокий уровень государственного долга также связан с более сдержанными заявлениями в странах с формирующимся рынком и развивающихся экономиках, что говорит о том, что проблемы финансовой устойчивости становятся более актуальными по мере усиления бюджетного давления. Но это может не оказать существенного влияния на поддержку увеличения расходов в течение длительного времени.
Действительно, крупные финансовые события лишь частично влияют на политический дискурс. Например, выборы, проведенные в течение трех лет после «всплеска задолженности» – значительного увеличения соотношения государственного долга к ВВП, – характеризуются большей сдержанностью, но снижение темпов роста более неопределенно. Аналогичным образом, принятие финансовых правил, которые налагают оперативные ограничения на сбалансированность бюджета, приводит к увеличению доли высказываний в поддержку сдержанности в течение последующих избирательных циклов. Но широкое внедрение бюджетных правил не привело к сокращению риторики в пользу увеличения расходов, что говорит о том, что их успех является лишь частичным.
Влияние политики на дефицит бюджета
В МВФ подчёркивают, что экспансионистская налогово-бюджетная политика, по-видимому, является одним из случаев, когда политики выполняют свои предвыборные обещания. За 5-процентным увеличением доли платформ, предполагающих будущие расходы, следует увеличение первичного дефицита до 0,5 процентного пункта ВВП в течение нескольких лет в период после окончания холодной войны. Увеличение дефицита обусловлено главным образом постепенным расширением бюджетных инициатив, а не снижением налогов. В отличие от этого, после «шока», связанного с бюджетными ограничениями, – усиления дискурсов об ограничениях от одних выборов к другим, – постепенное сокращение дефицита сначала достигается за счет увеличения доходов.
– Эти результаты хорошо согласуются с недавними опросами общественного мнения, которые показывают, что большинство респондентов хотят либо увеличить расходы, либо сохранить их на текущем уровне в своих странах. Люди хотят иметь больше инфраструктуры, школ, больниц и услуг (образование, здравоохранение, безопасность), предпочтительно с низкими затратами или вообще без них. А политикам нужны голоса людей, – говорится в исследовании фонда.
Но одни только предпочтения избирателей могут не в полной мере объяснить постоянный рост дискуссий о расширении расходов, наблюдаемый в последние десятилетия, что требует более глубокого анализа лежащих в их основе факторов. Мы не смогли обнаружить какого-либо сопоставимого долгосрочного увеличения склонности избирателей к большему вмешательству правительства при изучении данных международных опросов, а также доли голосов, основанной на дискурсивном уклоне партии.
Но как за это заплатить?
Широко распространенные призывы к созданию более крупного и активного правительства, которому было бы поручено эффективно решать проблемы изменения климата, обороны и, в частности, расходов, связанных со старением общества (таких как здравоохранение и пенсии), связаны с ожиданием увеличения государственных расходов. В исследовании показано, что в той мере, в какой такие ожидания укореняются на политической арене, предубеждения в отношении расходов могут привести к увеличению дефицита бюджета и долга. Однако важнейший вопрос о том, как покрыть это увеличение расходов, остается открытым.
Большой бюджетный дефицит и высокий уровень задолженности во всем мире требуют большей финансовой осмотрительности, но это может оказаться затруднительным, если политические силы будут действовать в противоположном направлении. Ученым, политикам и избирателям необходимо будет сплотиться вокруг жизнеспособных политических стратегий, чтобы сохранить финансовую устойчивость в центре общественных дебатов, поскольку неопределенность в отношении будущего государственных финансов растет. Следующий финансовый мониторинг МВФ, который должен состояться в октябре, изучит общую картину растущего глобального долга и обсудит пути решения этой проблемы.
http://www.finversia.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу