Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Забастовке конец. Крупнейший протест в США закончился победой рабочих » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Забастовке конец. Крупнейший протест в США закончился победой рабочих

8 октября 2024 ИХ "Финам" Братерский Александр
Американские докеры договорились с портовыми операторами о прекращении трехдневной забастовки, добившись увеличения зарплат. По подсчетам JP Morgan, каждый день протеста обходился экономике США почти в $5 млрд. И, если бы дело растянулось на более длительный период, это нанесло бы серьезный удар по цепочкам поставок и экономике восточного побережья. Ситуация выглядит как тактическая победа администрации Джо Байдена и его преемницы, кандидата в президенты от демократов Камалы Харрис. Но и республиканцы, и демократы стремительно теряют поддержку в крупнейших профсоюзах США. При этом, несмотря на уменьшение количества членов профсоюзов, забастовок становится все больше.

Профсоюз Международной ассоциации портовых грузчиков (ILA) пришел к согласию с управляющими портов на восточном побережье США. Зарплаты будут повышены в течении 5 лет на 62%. Продолжение протеста могло бы нанести огромный ущерб перевозкам. В результате забастовки, которая началась во вторник, потери грузоперевозчиков составили более $5 млрд. Согласно оценкам аналитиков Oxford Economics, которые приводит The New York Times, если бы забастовка продлилась дольше, ущерб составил $7 млрд в неделю. «Хотя эти потери будут компенсированы, по оценкам аналитиков, на ликвидацию отставания за каждую неделю забастовки потребуется месяц», - пишет издание.

Кроме этого, длительная забастовка привела бы к нарушению судоходства, необходимости судовых компаний переправлять корабли в другие порты США. Серьёзно озаботились и продавцы товаров, которые ожидали резкого увеличения цен на продукцию. Однако, как пишут американские СМИ, соглашение является предварительным, стороны продолжат переговоры до 15 января — если в этот срок им не удастся договориться, забастовка может возобновиться.

«Я поздравляю докеров из ILA, которые заслуживают серьезного контракта после того, как многим пожертвовали, чтобы наши порты оставались открытыми во время пандемии. И я аплодирую портовым операторам и перевозчикам, членам Морского альянса США, за усердную работу и их сильные предложение», - отмечается в заявлении президента США, опубликованном на официальном сайте Белого Дома.

Соглашение между профсоюзами и владельцами портов действительно большая победа для администрации США в то время, когда до выборов остается лишь месяц с небольшим. Сам Байден, как известно, всегда имел крепкие связи с профсоюзами и надеется, что ими может воспользоваться его протеже, кандидат в президенты от Демпартии Камала Харрис.

Член Совета Конфедерации труда России, эксперт в области профсоюзного движения Павел Кудюкин, отмечает беседе с Finam.ru, что забастовка, которая состоялась за месяц до выборов, создавала «неприятную ситуацию для демократов». «Неработающие порты создают угрозу поставок в США многих товаров. Байден встал перед выбором: поддержать докеров и надавить на стивидорские компании или же применить закон Тафта-Хартли и обратиться в суд о запрете забастовки. Он выбрал первый вариант. Вообще, его администрация неоднократно делала шаги по умеренной поддержке профсоюзов, рассчитывая на встречную поддержку, в целом традиционную для Американской федерации труда-Конгресса производственных союзов», - отметил эксперт.

Как пишет Дуглас Холц, президент American Action Forum, в совместной статье, опубликованной на сайте организации, администрация Байдена всегда позиционировала себя как наиболее дружелюбно настроенная к профсоюзам. Сам Байден, напоминает автор, стал первым президентом США, который лично поддержал забастовку работников автомобильной промышленности. Забастовка компании United Auto Workers, которая длилась с 15 сентября по 30 октября 2023 года стала одной из крупнейших за последние годы. Согласно исследованию статистического агентства Statista, в результате забастовки экономика США потеряла $10,4 миллиарда.

При этом политика Байдена не принесла каких-то серьезных дивидендов профсоюзам, членство в которых сокращается. В профсоюзах сегодня состоит до 10% американцев.

В этой связи, влиятельные американские профсоюзы во время предвыборной кампании громко заявляли о поддержке тех или иных кандидатов в президенты. Однако в этом году все иначе.

Как пишет издание The USA Today, профсоюз пожарных, который в 2020-м году поддержал кандидатуру Джо Байдена, в этот раз не стал поддерживать никого из кандидатов в президенты. Аналогичным образом поступил профсоюз водителей большегрузов, что стало первым подобным шагом с их стороны, пишут американские СМИ.

«Ни один из влиятельных кандидатов не смог взять на себя серьезные обязательства перед нашим профсоюзом и обеспечить, чтобы интересы трудящихся всегда ставились выше большого бизнеса», — заявил генеральный президент профсоюза Шон О'Брайен.

«Позиция профсоюзов пожарных и водителей грузовиков (Timsters), заявивших, что они не поддержат ни одного из кандидатов, действительно, необычна. Что касается пожарных, то это вообще отказ от поддержки Байдена, высказанной в самом начале кампании. Для демократов это серьёзная потеря. Но вообще при традиционной поддержке демократов большинством профсоюзов и раньше случались ситуации, когда отношения портились, и часть профсоюзов даже поддерживала республиканских кандидатов», - говорит Кудюкин.

Как пишет в статье Дуглас Холц, уменьшение количества членства в профсоюзах не привело к снижению забастовок. Наоборот, в последние пару лет количество забастовок в США значительно выросло: недовольство своим положением выражали работники многих крупных компаний от Tesla до Amazon. В начале сентября забастовка произошла и на площадках авиастроительной компании Boeing. В ней приняли участие более 30 000 человек, которые требовали повышения оплаты труда. Чтобы избежать колоссальных потерь и простоя в производстве самолетов, компания в начале сентября достигла соглашения об увеличении зарплат на 25% в течение четырех лет.

При этом многие американцы выражают поддержку профсоюзному движению. Как свидетельствует проведенный в 2022 году опрос социологической службы Gallup, деятельность профсоюзов одобряет 71% американцев. При этом 40% членов профсоюза говорят, что участие в организациях «чрезвычайно важно». Как отмечают социологи, эти показатели сравнимы с серединой 1960-х, когда профсоюзы находились на пике популярности.

По данным другого опроса Gallup, проведенного в 2023 году, 77% американцев считают, что профсоюзы больше помогают, а не вредят. Этот показатель вырос на семь процентных пунктов по сравнению с 2016 годом и на 11 пунктов по сравнению с 2009 годом и, по существу, соответствует предыдущему максимуму в 76% в 2003 году. Большая часть опрошенных считает, чтобы влияние профсоюзов в США растет. Так сегодня думают 43% американцев, в 1,5 раза больше, чем в 2009 году.

В свою очередь, компании пытаются найти управу на профсоюзы и, возможно, в этом им поможет решение Верховного суда от июня 2023 года. В нем говорится, что компания может подать иск о возмещении ущерба, нанесенному во время забастовки рабочих.

Не исключено, что давление на профсоюзы вырастет. Если президентом США станет Дональд Трамп, ситуация для профсоюзов может ухудшиться, так как его советником может стать бизнесмен Илон Маск. Он известен своим негативным отношением к профсоюзам и неоднократно запрещал забастовки на подконтрольных ему предприятиях.

Когда рабочие одного из заводов Tesla в штате Нью-Йорк попытались организовать первый профсоюз, руководство компании их уволило. Миллиардер грозил рабочим, что они потеряют свои права на акции компании, если станут членами профсоюзов. Впоследствии решение было отменено Верховным судом США.