11 октября 2024 OilPrice.com | Нефть
Эскалация конфликта между Израилем и Ираном породили новую порцию слухов о возможных перебоях с движением по Ормузскому проливу, самому важному в мире нефтяному транспортному коридору
По словам аналитиков, Иран заблокирует узкий пролив между Оманом и Ираном, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом и Аравийским морем, цены легко вырастут выше $100 за баррель и обновят рекордные максимумы. Однако те же аналитики считают, что вероятность перебоев в Ормузском проливе на данный момент низка.
Шансы на транспортный хаос в проливе, через который проходит 21% ежедневного мирового потребления нефти, невелики, но если худшее все же случится, последствия будут значительными — не только для цен на нефть, но и для рынков природного газа, поскольку через пролив везут СПГ из Катара.
Ормузский пролив, через который ежедневно проходит в среднем около 21 миллиона баррелей нефти, по праву считается самым важным нефтяным транспортным узлом в мире. Это основной маршрут экспорта ближневосточной нефти в Азию и ключевая артерия экспорта всех крупных производителей в регионе, включая сам Иран.
Только Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) имеют действующие трубопроводы, которые могут обойти Ормузский пролив, сообщает Управление энергетической информации США (EIA).
Иран открыл нефтепровод Горех-Джаск и экспортный терминал Джаск в Оманском заливе с единственной экспортной партией в июле 2021 года. На тот момент пропускная способность трубопровода составляла 300 000 баррелей в сутки. По данным EIA, с тех пор Иран его не использовал.
В случае перебоев с поставками EIA оценивает, что около 3,5 млн баррелей в сутки эффективной неиспользуемой мощности этих трубопроводов может быть доступно для обхода Ормузского пролива.
Этого недостаточно, чтобы компенсировать даже один день возможной блокады.
В настоящее время нефтяной рынок не закладывает в цену высокую вероятность блокировки Ормузского пролива. Хотя в худшем случае то, что сейчас считается маловероятным, может обернуться перебоями с катастрофическими последствиями.
«Правило на сырьевых рынках гласит, что если поставки жестко ограничены, цена часто подскакивает в 5-10 раз от нормального уровня», — написал на прошлой неделе Бьорне Шильдроп, главный аналитик по сырьевым товарам в шведском банке SEB.
«Так что если худшее случится и Ормузский пролив будет закрыт на месяц или дольше, то нефть Brent, вероятно, подскочит до $350 за баррель, мировая экономика рухнет, и цена на нефть снова упадет ниже $200 за баррель через какое-то время. Но, судя по текущей цене на нефть, рынок не придает большой значимости такому развитию событий», — добавил Шильдроп.
Риск выглядит отдаленным, при этом и США, и Китай будут делать все, чтобы открыть пролив в случае его блокировки, добавил аналитик. Значительное нарушение потоков через Ормузский пролив поставит под угрозу 14 млн баррелей в сутки поставок нефти от ближневосточных производителей и значительные резервные мощности Саудовской Аравии и ОАЭ.
Такого нарушения хватит, чтобы подтолкнуть цены на нефть к новым рекордным высотам, превысив рекордный максимум около $150 за баррель в 2008 году, — написал в пятницу Уоррен Паттерсон, глава стратегии по сырьевым товарам в банке ING. На данный момент почти все аналитики сомневаются, что эскалация на Ближнем Востоке будет настолько серьезной, чтобы привести к блокаде Ормузского пролива.
«Действительно ли США позволят Израилю взорвать нефтяные объекты на границе своего антагониста в год выборов? Действительно ли Иран закроет Ормузский пролив, что не только отрежет экспорт соседей, но и его собственный, единственный значимый источник международного дохода...?», — спрашивают аналитики нефтяного брокера PMV.
Эскалация войны и ее ущерб должны быть доказаны, прежде чем участники нефтяного рынка избавятся от преобладающего скептицизма.
http://oilprice.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу