Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Остановите Самолёт, я сойду: мажоритарий строительной компании хочет продать свой пакет » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Остановите Самолёт, я сойду: мажоритарий строительной компании хочет продать свой пакет

8 ноября 2024 smart-lab.ru | Самолет Шабалов Юрий

Дела группы компаний Самолёт в этом году складываются не лучшим образом. А тут ещё подоспел материал Forbes о том, что владелец одного из крупнейших пакетов акций собирается продать свою долю. На такой информации компания продемонстрировала новые лои. Самое время ловить падающие ножи?

Самолёт это тебе не какой-то выскочка с окраины, который возвёл пару жилых комплексов, выгодно продал квартиры местным жителям и теперь собирается монетизировать полученную репутацию во что-то посущественнее, чем пара месяцев беззаботного распития коктейлей на Бали. Речь идёт про крупнейшего по объёмам строительства отечественного девелопера. И когда об игроке такого масштаба распространяются слухи, что один из его мажоритариев собирается выйти из бизнеса, инвесторов начинает бить нервная дрожь.

Официально пока никто ничего не заявлял. Но Форбс написал, что Михаил Кенин, которому принадлежит 31,6% ГК, ищет покупателя на свой пакет. Журнал даже свидетелей нашёл. Как водится в таких случаях анонимных.

Остановите Самолёт, я сойду: мажоритарий строительной компании хочет продать свой пакет


«Это правда, они ищут покупателя на долю [Михаила] Кенина», — отмечает в беседе с Forbes участник рынка недвижимости, знакомый с ситуацией. «Долю Кенина предлагали много кому, но речь заходила и про весь пакет», — добавляет источник в крупной девелоперской компании. «Пару месяцев назад начали предлагать долю крупного акционера», — уточняет еще один источник, специалист по M&A. Собеседники Forbes полагают, что продажа может быть связана с финансовыми проблемами группы. «Там очень плохи дела, и продажа — это один из вариантов развития событий», — рассказывает источник Forbes в компании, сопровождающей сделки.

В пресс-службе компании на такую информацию отреагировали стоически: «Мы не комментируем слухи».

Капитализация компании, правда, не сильно намекает, что сейчас лучшее время для выхода на пенсию. За год акции ухнули в разы, опустившись с 4К рублей до 1,2к. Как только новость о том, что основной владелец компании собрался на выход с вещами, бумаги сразу потеряли 10%.



Хотя предпосылки для тяжелых времён в строительном бизнесе никто даже не пытался скрывать. Всего год назад Самолёт чувствовал себя прекрасно, а менеджмент ждал рекордные объемы ввода жилья, рекордные продажи и рост капитализации. Как только правительство начало сворачивать льготную ипотеку, которая надула мощный пузырь в недвижимости, стало понятно, что девелоперов ждут испытания, которые окажутся по плечу далеко не всем.

А при чём тут ипотеки и крупные девелоперы? Ну в нынешних условиях брать бюджетную однушку в питерской новостройке (рассмотрим вариант стоимостью за 5млн при первоначальном взносе в 1 млн) на 10 лет получится только под 26,7% — придётся ежемесячно платить 95К. Берешь денег на одну хату, а отдаёшь на три.



Можно, конечно, попробовать уменьшить платёж, растянув ипотеку на 30 лет. Но тут математика не сильно порадует будущего новосёла. Срок платежей увеличивается в три раза, но ежемесячная сумма во столько же раз не уменьшается. Каждый месяц придётся отдавать по 90К. Тут уже по итогу совсем астрономическое число получается, в такую кабалу влезать нужно совсем с калькулятором плохо обращаться.



С такими вводными, понятное дело, поток покупателей резко уменьшился. Стройки идут, жилые комплексы росли как грибы после дождя, а покупатели в 2024г. отсутствуют — итог в принципе всем понятен. Значит, скоро хаты начнут резко дешеветь? Сомнительно. И не сказать, что в таком тупике оказался только Самолёт. Но его крутое пике бросается в глаза сильнее всего. Так что желание мажоритария выйти из проекта, пока он окончательно не развалился, вполне понятно. Непонятно только, кто в с ложившихся условиях захочет ворваться в этот отлаженный, но в настоящее время не слишком перспективный бизнес.

По итогам III квартала у Самолёта продажу упали на 37%, до 50,2 млрд рублей, относительно III квартала 2023 года, и на 47% к результатам II квартала 2024г. Неудивительно, что Кенин не первый акционер, который стремится покинуть этот борт. Зимой свой пост покинул гендиректор компании Антон Елистратов, занимавший кресло почти пять лет. Свои акции (там речь, конечно шла не о таком пакете как у Кенина, около 2 процентов) он слил предположительно в рынок. В октябре стало известно, что Киевская площадь и миллиардер Год Нисанов вышли из капитала девелопера (около 10%). Теперь вот дошла очередь и до мажоритария. Пристегивайте ремни, посадка будет жёсткой.