Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика

8 ноября 2024 | Самолет Investillion
Вообще вчера я собиралась писать про Озон, а сегодня про Позитив. Но в итоге из-за последних новостей по Самолету вчера достаточно долго пришлось обсуждать ситуацию с коллегами, а кейс интересный, поэтому давайте его сегодня посмотрим.

Самолет обанкротится? Действительно ли все так плохо у этого застройщика


В Самолете стали появляться одна за другой новости сначала о выходе крупного миноритария, Киевской площади, с 10% акций, а затем о том, что один из двух мажоритариев, Михаил Кенин с 31,6% акций также ищет покупателя на свой пакет акций. На этом акции Самолета вчера спикировали, так как это уже несколько похоже на бегство с тонущего корабля.

На случай если вы не знали, то Киевская площадь считается подконтрольной представителям власти и многие считали, что это обеспечивает некоторое покровительство Самолету, за счет чего он, собственно, и рос.

На этом фоне по ТГ-пабликам побежали «инсайды»:

что в следующем году Самолет будет банкротиться,

что у Самолета все очень плохо и даже землю частично арестовали,

что идет распродажа квадратных метров и долей в компаниях, а деньги выводятся заграницу,

что у Самолета дефицит оборотного капитала, растут долги перед подрядчиками и субподрядчиками,

что у Самолета проблемы с подрядчиками из стран СНГ, которым должен Самолет за работу,

что у Самолета «отжимают» бизнес и т.п.

Что из этого правда если вообще хоть что-то правда без реального инсайда оттуда сказать сложно, но как правило большинство таких слухов на уровне ОБС (одна баба сказала). Сама компания, естественно, все эти слухи опровергает:

«Если бы у публичной компании, которая раскрывает все свои операционные финансовые результаты, были какие-то проблемы, то об этом знали бы банки, об этом бы писали СМИ и так далее. Финансовых проблем нет. Мы проходим все аудиты и проверки, сотрудничаем с крупнейшими российскими банками, то есть очень сложно что-то сделать незаметно», — заверили в ГК «Самолет».

Но мы недоверчивые, поэтому попытаемся проверить сами. Что-то можно попытаться установить или опровергнуть из официальных источников — отчетности Самолета и различных сайтов по проверке арбитражных дел, исполнительных производств и блокировки расчетных счетов по линии ФНС. А им я как правило верю больше ОБС.

Поэтому сегодня я села и перепроверила на официальных сайтах сам Самолет и все его дочки. Результаты — да, нашла несколько свежих судебных дел типа А40-145055/2024 в отношении ООО «Самолет Кутузовский». Есть ряд открытых свежих исполнительных производств типа как в отношении ООО СЗ «Самолет-Заречье» или ООО «СЗ Самолет-Томилино», где наличие невзысканного исполнительского сбора от 01.10.2024 и 28.10.2024 говорит о том, что компания добровольно в течение определенного законом срока не погасила долги и приставы взыскивали их принудительно. А то, что он висит с 01.10.2024 по Самолет-Заречье, например, поныне говорит о том, что денег на счет этой компании за месяц не поступало.



Это уже все плохо? Нет, не совсем. Во-первых, картина среди дочек это не повально у всех, а только у нескольких. Во-вторых — ни одного незавершенного исполнительного производства старше полутора месяцев нет. То есть до этого дочки Самолета исправно платили по взысканным задолженностям и полтора месяца для исполнительных производств это не вот тебе критический срок. Но главное — ни одного ареста земли я не нашла, поэтому в части ареста земли — это уже с вероятностью 99,9% ОБС придумала или что-то неправильно поняла. Арест без судебного процесса и исполнительного производства не бывает. Плюс из состава судебных процессов пока не видно повальных неплатежей со стороны дочек Самолета, а это значит, что скорее всего и все слухи про тотальную нехватку оборотного капитала и массовые претензии подрядчиков — тоже ОБС.

Это значит, что у Самолета все хорошо? Тоже нет, не совсем. Действительно, если начинает выходить крупный мажоритарий это как правило означает, что он не видит перспектив. Плюс новые мажоритарии могут резко менять политику и совершенно не в пользу миноритариев, мы это с вами уже видели на примере Глобалтранса.

Во-вторых, если смотреть отчетность Самолета, то можно увидеть, что у них низкий порог безопасности. Операционной прибыли пока хватает на обслуживание долгов, но что если она снизится (а она должна снизиться), а долги вырастут? Это уже может привести к закручиванию спирали как в Сегеже, когда для обслуживания текущих долгов надо наращивать еще долги.



Есть ресурс у Самолета, чтобы преодолеть это? Да, земельный банк. Если продать, например, четверть земельного банка и сократить задолженность Самолет вполне может выплыть даже в период высоких ключевых ставок. По-крайней мере если смотреть их отчет за 3-й квартал 2024 года — то денежные поступления за счет ранее заключенных договоров просели всего лишь на 3%, хотя новые продажи в кв.м. и в денежном выражении рухнули на 45% и 37% соответственно. Это говорит о том, что какое-то время даже на фоне снижения продаж их денежные потоки могут им позволять спокойно пережить турбулентное время и дожить до оживления спроса. Тем более, что на снижении ключевой ставки или расширении льготных ипотечных программ будет реализовываться отложенный спрос, как это всегда циклически бывает.



Да, конечно, все равно останутся риски типа перехода Самолета на модель реализации недвижимости в рассрочку — а это риски того, что в какой-то момент покупатели могут перестать платить по таким договорам и даже расторгнуть их и взыскать уже уплаченные денежные средства. Есть риски, что СВО окончится и покупатели квартир из числа лиц, находящихся там резко снизят своих доходы и тоже не смогут обслуживать свои обязательства по приобретенным квартирам. Но не думаю, что у Самолета доля таких покупателей самая большая. Много на самом деле можно назвать различных рисков, но главный для них пока — их достаточно высокая задолженность.

Я строила различные модели на будущее и при снижении EBITDA начиная со второго полугодия 2024 года соотношение ND/EBITDA стабильно уходило выше 3.0 в район 3.5х. Поэтому с долговой нагрузкой им, конечно, что-то надо делать, но из изучения их отчетности и официальных источников в части судов и исполнительных производств — пока я не вижу тут рисков прямо банкротства и прямо в начале следующего года. Да, будет тяжеловато. Да, за ситуацией надо пристально следить, особенно за динамикой долговой нагрузки, тем более, что чем дольше высокий ключ — тем хуже для них все будет. Да, если не справятся с долгами — рискуют повторить судьбу Сегежи. Да, лично я их не держу, как не держу акции ни одного из застройщиков, так как сейчас мне видится их положение достаточно шатким на фоне сворачивания льготных ипотечных программ. Но пока как будто вчерашняя истерия в духе «Корабль тонет, Самолет обанкротится» видится несколько преждевременной.