Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как поменялся рынок компьютерных игр за три десятилетия » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как поменялся рынок компьютерных игр за три десятилетия

19 ноября 2024 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
В этом году «Финам» отмечает 30-летний юбилей. За это время мировой рынок сильно изменился, и индустрии, которые сегодня активно развиваются, тогда только начинали путь к глобальному успеху. Компьютерные игры стали одной из таких быстрорастущих отраслей. В 1994 году продажи видеоигр в мире составили $20,8 млрд. По прогнозам, они достигнут $187,7 млрд в 2024 году.

Что касается российских компаний, то, как отметил в ходе недавнего форума «Культура. Медиа. Цифра» основатель сообщества независимых разработчиков игр и гендиректор компании Mensa VR Владимир Вареник, несмотря на санкционные ограничения российским разработчикам удается выходить на зарубежные рынки. «Это сулит большие возможности, учитывая, что мировой рынок видеоигр сегодня оценивается в $196 миллиардов и достигнет $257 миллиардов к 2028 году. Рост будет происходить и за счет поколения «45+», которое тоже начало играть в игры», - заявил эксперт.

1994-2004 годы
В 1990-е годы в мире были популярны игровые консоли. Главными конкурентами на рынке долгое время были компании Sega и Nintendo, каждая из которых выпускала свои приставки и игры к ним. Так, в 1994 году в мире было продано 7,5 млн игровых консолей Nintendo Game Boy и 7,040 млн консолей Sega Mega Drive/Genesis.

В 1994 году была запущена одна из самых известных игровых франшиз в мире - стратегия в реальном времени Warcraft, разработанная на тот момент молодой американской компанией Blizzard Entertainment. К 2023 году создатели вселенной Warcraft заработали на франшизе свыше $12 млрд.

В 1995 году у Nintendo и Sega появился новый конкурент - компания Sony, которая выпустила первую приставку в серии PlayStation. В 1996 году она стала самой популярной игровой консолью в мире с 6,6 млн продаж. В 1997 году продолжение популярной серии Final Fantasy VII, разработанной компанией Square, была выпущена на PlayStaion.

В то же время в мире начинается переход к современной игровой индустрии. Так, игровые картриджи сменяются компакт-дисками, начинают массово распространяться операционные системы для ПК, такие как Microsoft Windows и Mac OS, появляется интернет.

В 1999 году Sega совершила революцию на рынке, выпустив консоль Dreamcast с поддержкой многопользовательских игр. Все современные игровые приставки во многом созданы по образцу Dreamcast.

В 2000 году вышла первая игра серии The Sims от компании Electronic Arts, ориентированная прежде всего на ПК, работающие на Windows и Mac OS. В мире было продано свыше 200 млн копий игр серии The Sims, сделав их одними из самых продаваемых в истории.

В 2001 году вышла игровая приставка от Microsoft под названием Xbox. Она стала главным конкурентом PlayStation. В 2024 году Xbox имеет 500 млн активных пользователей против 118 млн у PlayStation.

На протяжении пяти лет, с 1998-го по 2003 годы, самыми популярными становились игры серии Pokémon, разработанные японской компанией Game Freak.

В 2004 году началась эра шутеров от первого лица, когда популярные игры в этом жанре - Counter-Strike: Source и Half-Life 2 - впервые официально вышли на ПК.

В мае 2004 года Sammy Corporation приобрела Sega Corporation за $1,1 млрд. Тогда же возникла Sega Sammy Holdings, один из лидирующих разработчиков видеоигр в мире.

2005-2015
В 2000-х годах происходила «холодная война» между разработчиками игр для ПК и консолей. При этом рынок ПК уступал. В 2005 году компьютерные игры потеряли 14% продаж, снизившись с $1,1 млрд в 2004 году до $953 млн.

C 2007 года возник также рынок мобильных игр, появились смартфоны с магазинами приложений. К 2015-ому они обогнали консольные игры по доходам, достигнув $25 млрд за год.

В 2007 году Facebook (принадлежит Meta, признана экстремистской организацией и запрещена в России) создала Zynga, разработчика видеоигр за для соцсетей. В 2022 году американский разработчик видеоигр Take-Two Interactive приобрела Zynga за $12,7 млрд. В мобильные игры Zynga, по данным Take-Two Interactive, ежемесячно играют около 10% населения Земли.

В то же время происходит расцвет супергероики в видеоиграх. Так, в 2009 году Batman: Arkham Asylum, разработанная Eidos Interactive совместно с Warner Bros. Interactive Entertainment, стала самой высокооцененнной критиками игрой о супергероях, установив по этому показателю мировой рекорд Гиннесса, впоследствии она также была признана одной из величайших видеоигр в истории.

В 2010 году мировой рекорд по суточным продажам установила игра-шутер серии Call of Duty: Black Ops, разработанная американской компанией Treyarch и изданная Activision Blizzard. Только за первый день после релиза было продано свыше 5 млн копий этой игры.

В 2012 году мир видеоигр завоевала бесплатная мобильная игра-головоломка Puzzle & Dragons, разработанная GungHo Online Entertainment для платформ iOS, Android и Amazon Fire. Только в Японии к 2014 году ее скачали 32 млн раз. К 2017 году игру сказали 62 млн раз по всему миру, она принесла разработчикам $7 млрд к 2018 году.

К 2015 году в мире видеоигр стали доминировать игры на ПК. По данным аналитической компании SuperData, их мировые продажи достигли $61 млрд по сравнению с $25,1 млрд у мобильных игр и $4 млрд у консолей.

2016-2024
В 2016 году появились первые массово доступные гарнитуры виртуальной реальности, что сделало игры с дополненной реальностью популярными. Самой известной из них стала мобильная игра Pokémon Go, разработанная Niantic в сотрудничестве с Nintendo и The Pokémon Company в 2016 году. К концу года ее скачали уже более 500 млн раз, а к 2020-ому она принесла разработчикам $6 млрд.

В 2017 году Microsoft выпустила новую консоль Xbox One X, поддерживающую разрешение 4K и виртуальную реальность. В то же время становится популярным жанр «королевская битва», в которой до 100 игроков сражаются до тех пор, пока не выиграет кто-то один. Самой популярной бесплатной онлайн-игрой такого формата стала Fortnite, разработанная Epic Games. К 2019 году она принесла создателям свыше $3,7 млрд.

С началом пандемии коронавируса в 2020 году люди стали больше времени проводить за видеоиграми. Благодаря этому, по данным International Data Corporation, мировой рынок видеоигр за год вырос сразу на 20% до $179,7 млрд.

В том году на игровом рынке доминировал тандем разработчиков китайской Tencent и южнокорейской Bluehole c играми в жанре «королевская битва». Так, их мультиплатформенная игра PlayerUnknown's Battlegrounds заработала за год $2,8 млрд, а мобильная PUBG Mobile / Game for Peace - $2,7 млрд.

В 2023 году произошло знаковое событие для игровой индустрии. Microsoft купила одного из крупнейших в мире разработчиков игр Activision Blizzard за $68,7 млрд. Это значит, что технологическому гиганту перешли права на игры Activision Blizzard, в числе которых популярные франшизы Warcraft, Call of Duty, Diablo, Spider-Man и многие другие. Microsoft и Sony подписали договор, по которому Call of Duty останется мультиплатформенной игрой до 2033 года. После этого она может стать эксклюзивом для консоли Microsoft Xbox.

Согласно исследованию компании Newzoo, в 2023 году доходы 10 крупнейших издателей игр составили почти 30% от общего дохода рынка за весь год и достигли $54,4 млрд.

В 2024 году на рынке видеоигр и мобильных игр лидируют Tencent, Sony, Apple, Microsoft, Nintendo, Electronic Arts, Epic Games, Take-Two Interactive, Rockstar Games, Sony.

По прогнозам экспертов, индустрия продолжит активно расти, и к 2026 году игровой рынок может достигнуть $ 205,7 млрд.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу