21 ноября 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий
Истории про теневой флот, таскающий по миру миллионы тонн нефти, обретают всё более чёткие очертания — Bloomberg почти пять лет отслеживал, как курсируют танкеры с иранской нефтью возле берегов Малайзии и пришёл к неутешительным выводам — остановить перекрыть этот вентиль Тегерану вряд ли получится, если только экологическая катастрофа не заставит местные власти бросить все силы на борьбу с такими торговцами. Русская нефтянка облегчённо выдохнула, смахнув капли пота со лба — если уж Иран с его железобетонной позицией в SDN List не лишается миллиардов, чего уж нашим переживать.
Ну ладно, Блумберг не настолькотуп крут (хотя восемь анонимных источников из администрации президента РФ утверждают обратное), чтобы на пять лет посадить на берегу Малайзии человечка с блокнотом и заставить считать, сколько танкеров, загруженных чёрным золотом по самое горлышко, приходили сюда. Авторы огромного репортажа анализировали движение судов и транспортировку нефти, используя 566 дней спутниковых снимков за период с 1 января 2020 года по 4 октября 2024 года из открытого доступа к спутниковым снимкам. И это ещё и не самый подробный расклад по ситуации в Южно-Китайском море — часть плавучего каравана попросту не попала в объектив камеры. Но и того, что журналисты изучили хватило, чтобы сделать громкие выводы.
В 40 милях к востоку от Малайзийского полуострова находится крупнейшая в мире тусовка танкеров теневого флота. На этих кораблях, путешествующих под флагами стран, которые не слишком активничают в сотрудничестве с Западом, возят нефть из Ирана в Китай, чтобы никак не попасть под карательные молотки правосудия. Кораблик набирает санкционную жижу, от которой все крупные игроки, работающие в белую стараются держаться подальше. SDN List, составленный Вашингтоном, содержит десятки тысяч физических и юридических лиц, которые представляют угрозу национальной безопасности, внешней и экономической политике США. Всем физическим и юридическим лицам США запрещено вести дела с участниками этого листа, а то отберут всё имущество, и в ус не дунут. Ну, а чтобы придушить экономику Ирана, торговля её нефтью в SDN чуть ли не первая в списке.
Запретить легко, соблюдать трудно. Особенно когда хитрые бизнесмены постоянно прокачивают свои скиллы в поисках возможности обойти систему. А тут причин изворачиваться в избытке — чёрное золото приносит огромные барыши, никакие баны на страсть к прибылям не действуют. Чем жёстче США пытались бороться с торговлей иранской нефтью, тем масштабнее разрасталась контрабанда. Собственно тому, как её проворачивают и посвящено блумберговское расследование. За последние пять лет пятачок моря у берегов Малайзии стал самым что ни на есть огромным рынком по сбыту запрещёнки. Эта часть Южно-Китайского моря находится достаточно далеко от Сингапура, Малайзии и Индонезии, чтобы танкеры могли обойти правоохранительные возможности всех трех прибрежных стран.
Есть в этой армаде и вполне легальные суда, но большая часть плотного скопления судов судя по всему из знаменитого теневого флота. Туда обычно попадают корабли старше 20 лет застрахованные российским Ингосстрахом или неизвестными организациями. Среди государств флага — не имеющие выхода к морю Эсватини и Монголия, а также другие страны, которым Международная морская организация не слишком доверяет. Корабли загруженные иранской нефтью (тут, конечно, куча вопросов, начиная с того, а нефть ли внутри, и заканчивая — а иранская ли она? ну журналистам со спутника ж виднее), приходя на эту тусовку, немедленно получали напарник. К такому кораблю паркуется другой, и жижа перекачивается с борта на борт. А потом напарник отправляется в Китай, где в в порту лишается ценного груза.
По факту никакой незаконной покупки не происходило. Ну вышли в море два корабля, капитаны пообщались по пути, может руки даже друг другу пожали, не более того. По мнению Блумбуерга для Тегерана такая сделка даёт столь необходимые стране деньги, а Пекину возможность обеспечить небольшие нефтеперерабатывающие заводы дешёвой нефтью (понятно же в столь непростой сделке и дисконт существенный). При этом по бумагам всё не просто нормально, а идеально — согласно таможенным данным, Китай не импортировал ни капли нефти из Ирана с середины 2022 года. Зато значительно вырос импорт нефти из Малайзии — до 1,1млн баррелей в день (тогда как весь объём добычи сырой нефти составлял лишь 508 000 баррелей в день — «Статистический обзор мировой энергетики» Института энергетики).
— Всё это даёт Китаю возможность правдоподобно отрицать свою причастность. Если они хотят сказать, что не импортируют иранскую нефть, они могут это сделать, — уверена старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета, которая специализируется на китайских энергетических рынках и геополитике Эрика Даунс.
Передача нефти с танкера на танкер в открытом море не является каким то нарушением. Компании официально прибегают к тапкой тактике, чтобы избежать заторов в портах, получить доступ к местным и мелководным гаваням или выйти из цейтнота. А всё что не запрещено — разрешено.
При чём такая схема не ограничивается только иранской нефтью. Точно так же могут проворачивать сделки с венесуэльской и российской. Вот Запад изо всех пытается ограничить доходы Тегерана, Москвы и Каракаса, но изобретательные мореходы делают их усилия тщетными. А как давить на чёртовых пиратов, если они не боятся лишиться своих домиков в солнечной Флориде? Надо натравить на них экологов!
— Тот факт, что несколько сотен танкеров, перевозящих сырую нефть, потенциально работают в экосистеме, выходящей за рамки общепринятых отраслевых норм, должен вызывать беспокойство у государств, — переживает глава West of England P&I в Азии Тони Полсон.
Нервы британца вполне объяснимы. Если раньше его бизнес окучивал 95% мирового флота танкеров, впихивая им свои страховки, то резко выросший теневой флот (речь идёт о примерно 800 кораблей), сократил их долю до 80%. Всего за пару лет акулы страхового бизнеса потеряли пятую часть своих прибылей, и вряд ли её удастся отгрызть назад. Понятно, что они готовы на всё, лишь бы перетянуть на свою сторону общественность. И экологическая катастрофа с участием представителей теневого флота для них выглядит наиболее удобной для разыгрывания картой. Вот западные СМИ и активно напирают на то, как небезопасны для природы поставки санкционной нефти — корабли де ржавые, к тому же переливают чёрное золото с нарушением всех мыслимых норм чуть ли не через дырявые шланги. В качестве наглядности им осталось только торпедировать пару танкеров подводными дронами, чтобы потом со слезами на глазах демонстрировать на телеэкранах погибших в нефтяных пятнах дельфинчиков и прочих прелестных обитателей Южно-Китайского моря. Возможно, после этого местные власти и впрямь уберут ладони от глаз, через которые сейчас смотрят на подобные сделки.
Пока же Малайзия, возле которой и проходит массовая тусовка теневого флота предпочитает просто стричь купоны в сложившихся условиях. Вводить какие то ограничения, под которыми она даже не думала подписываться, ей попросту невыгодно. У страны один из самых ущербных военно-морских флотов в регионе, и гонять его на постоянные проверки сотен танкеров просто по приказу из Вашингтона здесь не собираются. Какой смысл активничать в чужом конфликте, теряя при этом и партнёров, и деньги? Это всё-таки не Прибалтийские Вымираты, чтобы громко гавкать на слона. Премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим не игнорирует запросы США, он просто разводит руками. В этом году господин Ибрагим ответил Вашингтону, что какая-либо перевалка иранской нефти возле Малайзии в принципе не доказана, а чтобы внимательно мониторить ситуации у государства слишком ограниченные возможности. Наверное, намекал на «дайте денек», но в Белом доме уже привыкли, что их прихоти удовлетворяют просто по мимолётному движению бровей. Раз азиаты на такое не реагируют, впечатывать в бюджет дополнительных строки пока не будут.
В общем есть Малаккский пролив, а исключительная экономическая зона юрисдикции делает его вполне себе безопасной лагуной для теневого флота. Вот вроде береговая охрана Малайзии имеет право приближаться к иностранным кораблям и проверять документы, но для фактического досмотра судов необходим либо доказанный экологический ущерб, например, реальный разлив нефти, либо сотрудничество со стороны государства флага. Поди попробуй найти общий язык с Монголией, которая даже выхода в морю не имеют, что никак не влияет на количество танкеров под её флагом в мировом океане. Так что нефтеперевалка в открытом море набирает обороты.
— В период с 1 января по 4 октября 2024 года мы выявили 570 судов, идущих бок о бок, что соответствует 285 переходам с судна на судно. Хотя мы не можем исключать вероятность того, что некоторые из них были законными судами, эксперты в области морского права говорят, что у обычных компаний практически нет причин так поступать, учитывая дополнительные расходы, связанные с проведением таких операций за пределами порта. Иранская нефть часто перевозится на очень больших танкерах. Если предположить, что флот состоит на треть из супертанкеров, Suezmax и Aframax, что является правдоподобной комбинацией, то это означает, что перевозится около 350 миллионов баррелей нефти. Если умножить на среднюю цену на нефть в 2024 году с учётом скидки на санкционную нефть, то получится более 20 миллиардов долларов, — подсчитал Bloomberg.
Чем всё это кончится? Статьи в Блумберге на ситуацию точно не повлияют. США придётся раскошелиться, чтобы перекрыть этот нефтепоток из Ирана. Готовы ли американцы к тому, что это автоматически повысит стоимость чёрного золота на рынке?
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба