Объясняем, почему это может стать негативным прецедентом для фондового рынка
21 ноября комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил к принятию во втором чтении поправки об увеличении налога на прибыль «Транснефти» с 20 до 40%. О том, что такое налоговое изменение обсуждается, 18 ноября, в понедельник, написал РБК. И с начала недели привилегированные акции «Транснефти» подешевели на 21%.
Если поправку примут депутаты Госдумы, одобрят Совет Федерации и президент России, то новая ставка для «Транснефти» будет действовать с 2025 по 2030 год. Расскажу, зачем потребовалось повышать налог для одной компании и почему это испугало инвесторов.
Зачем повышают налоговую нагрузку «Транснефти»
Если коротко, то государству нужны финансы для пополнения бюджета, дефицит которого растет.
За 10 месяцев 2024 года дефицит бюджета России составил 220 млрд рублей. Но в ноябре и декабре планируются крупные траты и дефицит вырастет до 3,3 трлн рублей. В ближайшие годы бюджет продолжит быть дефицитным, и повышение налогов — один из способов пополнить казну. Налоги поднимут — пусть и не так сильно, как в случае с «Транснефтью», — и для остальных российских компаний: для них с 2025 года ставка налога на прибыль вырастет с 20 до 25%.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов считает, что повышение ставки налога на прибыль «Транснефти» до 40% поможет дополнительно принести в бюджет 20—40 млрд рублей в год, или 120—240 млрд за шесть лет.
Еще бюджет получит дивиденды от доли Российской Федерации в капитале «Транснефти» и налога на дивиденды от граждан и юридических лиц — за 2023 год эти доходы принесли государству суммарно около 105 млрд рублей.
Объем уплаченных «Транснефтью» налогов, млрд рублей
Что испугало инвесторов
Если налог для «Транснефти» повысят, то государство получит часть прибыли компании, но сделает это в ущерб другим акционерам.
Всего у «Транснефти» 569 млн обыкновенных акций, которые полностью принадлежат Российской Федерации. Также есть 155 млн привилегированных акций, из которых только 100 принадлежит государству, остальное — юридическим и физическим лицам. В 2023 году держателям обыкновенных и привилегированных акций компания выплатила в виде дивидендов 128 млрд рублей. Из этой суммы 101 млрд получило государство, а оставшиеся 27 млрд — юридические и физические лица, которые также владеют акциями «Транснефти».
Когда ставка налога для «Транснефти» вырастет, то сократится и объем дивидендов. Но государство в любом случае получит свою долю через налоговые поступления, а вот выплаты другим акционерам уменьшатся. Если бы «Транснефть» просто направляла больше чистой прибыли на дивиденды, тогда доходы всех держателей ценных бумаг компании выросли бы равномерно. Но государство решило изъять деньги в обход миноритарных акционеров.
Заместитель министра финансов РФ Сазанов обосновал необходимость повышения налога для «Транснефти» ее монопольным положением: это единственный холдинг, который транспортирует нефть и нефтепродукты. И если другие сырьевые компании платят дополнительный налог на добычу полезных ископаемых, «Транснефть» никак не компенсирует бюджету свое монопольное положение на рынке.
Но на бирже торгуются и другие несырьевые субъекты естественной монополии с государственным участием. Например, «Россети» и ее дочерние компании монопольно владеют инфраструктурой по передаче электрической и тепловой энергии. Или дочерняя компания электрогенерирующей госкомпании «Интер РАО» — «Интер РАО — Электрогенерация». Она принесла холдингу около четверти прибыли в 2023 году, и у нее тоже статус естественной монополии.
Еще есть «Аэрофлот», «Алроса», Сбер, НМТП — это все компании с государственным участием, чьи акции торгуются на бирже и у которых доминирующее положение в своих отраслях. И нельзя исключать, что государство так же, как и в случае с «Транснефтью», не повысит точечно им налог на прибыль, мотивируя это их особым положением на рынке.
Позитивным сигналом для инвесторов, что власти не планируют идти по этому пути, может служить то, что в начале октября Минфин выступил против введения сверхналога на прибыль банков.
Что будет с дивидендами «Транснефти»
Если власти примут законопроект, то изменения вступят в силу с 2025 года. Они не влияют на результаты бизнеса в 2024: по итогам этого года чистая прибыль «Транснефти» будет облагаться налогом в 20%.
За последние 12 месяцев госкомпания заработала 291 млрд рублей чистой прибыли. Если руководство направит такую же долю прибыли на дивиденды за 2024 год, как и за 2023, 42%, то выйдет 169 ₽ дивидендов на акцию. Дивидендная доходность на 21 ноября 2024 года составляла 15,5%.
А вот дальше стоит ожидать снижения дивидендов из-за серьезного роста налога на прибыль.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
21 ноября комитет Госдумы по бюджету и налогам одобрил к принятию во втором чтении поправки об увеличении налога на прибыль «Транснефти» с 20 до 40%. О том, что такое налоговое изменение обсуждается, 18 ноября, в понедельник, написал РБК. И с начала недели привилегированные акции «Транснефти» подешевели на 21%.
Если поправку примут депутаты Госдумы, одобрят Совет Федерации и президент России, то новая ставка для «Транснефти» будет действовать с 2025 по 2030 год. Расскажу, зачем потребовалось повышать налог для одной компании и почему это испугало инвесторов.
Зачем повышают налоговую нагрузку «Транснефти»
Если коротко, то государству нужны финансы для пополнения бюджета, дефицит которого растет.
За 10 месяцев 2024 года дефицит бюджета России составил 220 млрд рублей. Но в ноябре и декабре планируются крупные траты и дефицит вырастет до 3,3 трлн рублей. В ближайшие годы бюджет продолжит быть дефицитным, и повышение налогов — один из способов пополнить казну. Налоги поднимут — пусть и не так сильно, как в случае с «Транснефтью», — и для остальных российских компаний: для них с 2025 года ставка налога на прибыль вырастет с 20 до 25%.
Заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов считает, что повышение ставки налога на прибыль «Транснефти» до 40% поможет дополнительно принести в бюджет 20—40 млрд рублей в год, или 120—240 млрд за шесть лет.
Еще бюджет получит дивиденды от доли Российской Федерации в капитале «Транснефти» и налога на дивиденды от граждан и юридических лиц — за 2023 год эти доходы принесли государству суммарно около 105 млрд рублей.
Объем уплаченных «Транснефтью» налогов, млрд рублей
Что испугало инвесторов
Если налог для «Транснефти» повысят, то государство получит часть прибыли компании, но сделает это в ущерб другим акционерам.
Всего у «Транснефти» 569 млн обыкновенных акций, которые полностью принадлежат Российской Федерации. Также есть 155 млн привилегированных акций, из которых только 100 принадлежит государству, остальное — юридическим и физическим лицам. В 2023 году держателям обыкновенных и привилегированных акций компания выплатила в виде дивидендов 128 млрд рублей. Из этой суммы 101 млрд получило государство, а оставшиеся 27 млрд — юридические и физические лица, которые также владеют акциями «Транснефти».
Когда ставка налога для «Транснефти» вырастет, то сократится и объем дивидендов. Но государство в любом случае получит свою долю через налоговые поступления, а вот выплаты другим акционерам уменьшатся. Если бы «Транснефть» просто направляла больше чистой прибыли на дивиденды, тогда доходы всех держателей ценных бумаг компании выросли бы равномерно. Но государство решило изъять деньги в обход миноритарных акционеров.
Заместитель министра финансов РФ Сазанов обосновал необходимость повышения налога для «Транснефти» ее монопольным положением: это единственный холдинг, который транспортирует нефть и нефтепродукты. И если другие сырьевые компании платят дополнительный налог на добычу полезных ископаемых, «Транснефть» никак не компенсирует бюджету свое монопольное положение на рынке.
Но на бирже торгуются и другие несырьевые субъекты естественной монополии с государственным участием. Например, «Россети» и ее дочерние компании монопольно владеют инфраструктурой по передаче электрической и тепловой энергии. Или дочерняя компания электрогенерирующей госкомпании «Интер РАО» — «Интер РАО — Электрогенерация». Она принесла холдингу около четверти прибыли в 2023 году, и у нее тоже статус естественной монополии.
Еще есть «Аэрофлот», «Алроса», Сбер, НМТП — это все компании с государственным участием, чьи акции торгуются на бирже и у которых доминирующее положение в своих отраслях. И нельзя исключать, что государство так же, как и в случае с «Транснефтью», не повысит точечно им налог на прибыль, мотивируя это их особым положением на рынке.
Позитивным сигналом для инвесторов, что власти не планируют идти по этому пути, может служить то, что в начале октября Минфин выступил против введения сверхналога на прибыль банков.
Что будет с дивидендами «Транснефти»
Если власти примут законопроект, то изменения вступят в силу с 2025 года. Они не влияют на результаты бизнеса в 2024: по итогам этого года чистая прибыль «Транснефти» будет облагаться налогом в 20%.
За последние 12 месяцев госкомпания заработала 291 млрд рублей чистой прибыли. Если руководство направит такую же долю прибыли на дивиденды за 2024 год, как и за 2023, 42%, то выйдет 169 ₽ дивидендов на акцию. Дивидендная доходность на 21 ноября 2024 года составляла 15,5%.
А вот дальше стоит ожидать снижения дивидендов из-за серьезного роста налога на прибыль.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу