10 декабря 2024 БКС Экспресс
Но вместо моделирования будущего предлагаем оглянуться назад — прошедшие месяцы принесли важные новости из мира космоса. Кто знает, может быть именно они станут отправной точкой человеческой экспансии за пределы Земли.
Прощаемся с легендой
В этом году стало известно, каким образом закончит свой многолетний путь Международная космическая станция (МКС) и кто будет ее сопровождать. В июне SpaceX заключила с NASA контракт стоимостью в $843 млн. По условиям соглашения, аэрокосмическая компания Илона Маска создаст корабль, который сможет вывести станцию с орбиты и направить ее в атмосферу Земли.
Аналитики NASA рассматривали различные варианты уничтожения МКС, в том числе возможность разобрать ее прямо в космосе или спасти хотя бы какую-то ее часть. Однако любые решения, кроме утилизации, оказались технически и экономически нецелесообразными. Поэтому после 2030 г. ракета SpaceX уведет МКС с орбиты и направит в сторону нашей планеты, в атмосфере которой станция частично сгорит. А частично упокоится на дне необитаемого района Тихого океана. Вероятно, на смену МКС придут национальные и частные космические станции.
Низкоорбитальная конкуренция
Безусловно в любом космическом тексте будет фигурировать SpaceX. И если в крупных контрактах и запусках с американской компанией, безусловно, сложно конкурировать, то можно попробовать в проектах помельче. То есть пониже. К примеру, в создании низкоорбитальной группировки спутников — аналоге Starlink. Общее число аппаратов американской сети уже насчитывает порядка 7 тыс. А на днях на орбиту были выведены 20 спутников для прямого подключения к сотовым телефонам без использования дополнительных устройств.
Своя низкоорбитальная спутниковая сеть появится и у России. По словам главы Роскосмоса Юрия Борисова, россияне «гарантированно» смогут подключиться к российскому аналогу Starlink в 2030 г., но, возможно, и раньше — в 2028–2029 гг. Он добавил, что нет цели гнаться за рекордами, важнее качество.
О создании спутниковой сети стало известно в начале осени: реализацией проекта будет заниматься частная компания «Бюро 1440», а ее создание может обойтись в 445 млрд руб. Цель проекта — увеличить долю домохозяйств с высокоскоростным широкополосным доступом в интернет: до 97% — к 2030 г., до 99% — к 2036 г.
В этом же году первые искусственные спутники для низкоорбитальной группировки Qianfan, или же «Тысяча парусов», запустили в Китае.
Темные лошадки на темной стороне
Китай в 2024 г. громко заявил о своих космических амбициях. В мае здесь успешно запустили автоматическую космическую станцию «Чанъэ-6». Ее миссия — впервые в истории собрать образцы грунта с обратной стороны Луны. Продлилась она 53 дня и завершилась успешно: почти 2 кг лунного грунта доставлены на Землю. Ранее ученые уже получали образцы, но всегда с видимой стороны Луны. Кроме того, с января 2019 г. на темной стороне земного спутника работает китайский луноход. Ни одна другая страна, как отмечают СМИ, не осуществила мягкую посадку какого-либо оборудования на обратной стороне Луны.
Луна станет отправной точкой для будущего исследования человеком глубокого космоса и интеллектуальной подготовки к полетам на Марс, отметил главный конструктор Национального космического управления на презентации плана создания обитаемой лунной базы.
Высадку тайконавтов на спутник Земли планируют провести до 2030 г. Это на несколько лет позже срока, заявленного США в рамках лунной программы «Артемида II». Которую, к слову, NASA вновь откладывает — предварительно до 2027 г.
Так мог бы начинаться сай-фай хоррор
Но, вероятно, начался конец истории космического дивизиона Boeing.
В июне 2024 г. астронавты NASA Бутч Уилмор и Суни Уильямс отправились к МКС на новом капсульном корабле Boeing Starliner. Целью первой испытательной миссии была полная проверка аппарата на орбите. И занять она должна была около недели. Однако в двигателе обнаружились протечки и неисправности, из-за чего возвращение астронавтов на Starliner посчитали рискованным. Поэтому капсула вернулась на Землю без экипажа, а Уилмор и Уильямс, застрявшие на МКС, смогут сделать это только в феврале 2025 г. — на Crew Dragon компании SpaceX.
История со Starliner — еще один серьезный удар для космической программы Boeing, пишет Bloomberg.
В 2019 г. компания провалила беспилотный испытательный полет капсулы, затем последовали годы задержек и сбоев — они обошлись корпорации примерно в $1,6 млрд. В итоге Boeing «опоздал» с запуском первого экипажа лет на семь, в то время как SpaceX во всю покоряла космические горизонты. Кроме того, Boeing сотрудничает с NASA, и миссия Starliner была важным испытанием, чтобы понять, сможет ли компания регулярно доставлять людей на МКС до ее вывода из эксплуатации. А теперь астронавтов Boeing будет спасать конкурент — SpaceX.
И несмотря на то, что Boeing — одна из ключевых компаний в аэрокосмической отрасли (к тому же игрок, который удерживает SpaceX от превращения в монополиста) космическая история компании под вопросом. Новый генеральный директор Келли Ортберг заявил, что хочет сосредоточить ресурсы на основных подразделениях — коммерческой авиации и оборонном сегменте. А для оптимизации придется пересмотреть портфель и избавиться от неэффективных подразделений.
Через звезды к терниям
15 сентября космический корабль Crew Dragon приводнился в Мексиканском заливе. Так завершилась пятидневная миссия Polaris Dawn, в ходе которой в открытый космос смогли — впервые — выйти непрофессиональные астронавты. За время полета корабль установил новый рекорд по удаленности людей от Земли для околоземной орбиты в 1408,1 км — дальше улетали только астронавты «Аполлонов». А в рамках частного выхода в космос два члена экипажа почти полностью выбирались из корабля через носовой люк и лестницу. Первыми «частниками» стали инженер SpaceX Сара Джиллис и бизнесмен, командир миссии Джаред Айзекман.
Айзекман — миллиардер, основатель и один из инвесторов программы Polaris. Ранее он уже совершил один орбитальный полет — в 2021 г. возглавил проспонсированную им трехдневную миссию Inspiration4, экипаж которой состоял полностью из гражданских непрофессиональных астронавтов. Кроме того, у Айзекмана большой опыт в пилотировании авиатехники: он налетал более 7 тыс. часов на различных типах самолетов (в том числе экспериментальных), участвовал в 100 авиашоу и установил нескольких мировых рекордов.
Страсть к космосу и уникальный опыт, вероятно, привели Айзекмана к высокому посту — кандидатуру бизнесмена на должность главы космической корпорации NASA в начале декабря выдвинул избранный президент США Дональд Трамп.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
