11 декабря 2024 Финам Бабанова Мария
Мир стоит на пороге многочисленных торговых войн. Переизбрание Дональда Трампа угрожает кризисом глобализации. Под ударом окажутся многие страны и даже континенты. И все потому, что новый президент США готов с большим энтузиазмом вводить высочайшие тарифы, называя их “величайшей вещью, когда-либо изобретенной” в истории человечества.
Особенно сильно от протекционистских действий американского лидера должен пострадать Китай, благосостояние которого напрямую зависит от доступа к иностранным рынкам. “Мировую фабрику”, скорее всего, ждут заградительные 60-процентные пошлины.
Несомненно, Пекин не сдастся без боя и будет пытаться сохранить открытые рынки и честную конкуренцию. Об этом говорят последние действия китайских властей - сегодняшнее обращение председателя КНР Си Цзиньпина к США о том, что в торговых войнах не бывает победителей, последовавшее после начавшегося вчера антимонопольного расследования в отношении Nvidia.
Finam.ru узнал у экспертов, чем может закончиться это противостояние и смогут ли стороны договориться? Или второй виток торговой войны США и Китая при Трампе окажется более разрушительным по своей силе, чем первый?
Слон в посудной лавке
Экономика США - крупнейшая в мире. И действия властей страны несомненно оказывают колоссальное влияние на других участников мировой торговли. Но что будет, если Америка начнет рьяно придерживаться принципов протекционизма? Конечно, это может посеять глобальный экономический хаос, с которым мир не сталкивался с 1930-х годов прошлого века. Тогда президент США Герберт Гувер, несмотря на возражения 1028 экономистов, подписал Закон Смута - Хоули о тарифах, который ввел пошлины на 20 тысяч импортируемых товаров. Пострадавшие от него страны ответили зеркально, что сильно усугубило положение Штатов, которые к тому времени и так переживали Великую депрессию.
Сегодняшнее экономическое положение США нельзя даже сравнивать с теми временами. Но экономисты все равно бьют тревогу, так как Трамп еще во время своей последней предвыборной кампании оперировал громкими цифрами и выкрикивал серьезные угрозы, особенно в отношении Китая. И такое его поведение не ново. Еще восемь лет назад, заняв Овальный кабинет в Белом доме, он положил начало торговым войнам с восточным партнером, обвиняя последнего в кражах интеллектуальной собственности и прочих злодеяниях. Но формально причина сводится к следующему - длительное отрицательное сальдо во внешней торговле США, которое привело к стремительному росту внешнего и внутреннего долга страны.
Трактуя слова Трампа, некоторые эксперты говорят, что их нельзя воспринимать буквально. Для политика, который многие годы занимался бизнесом, это просто словесный прием или “рычаг влияния” к заключению сделок, выгодных для США. Предполагается, что Америка и дальше будет торговать с Китаем во время второго президентского срока Трампа, но его администрация будет стремиться разрешать торговлю только потребительскими товарами, не представляющими угрозы. Вполне возможно, что при таком раскладе правительства двух стран могут согласовать квоты на закупки, в то время как тарифы будут приносить новые доходы.
С другой стороны, слышны и мнения американских “ястребов”, которые призывают совершить перезагрузку торговых отношений с КНР и резко покончить с многолетними ошибками США в открытии местных рынков для глобальной конкуренции. И если следовать их логике о том, что глобализм слишком дорого обходится США, то Трамп вполне может в один момент ввести в отношении Китая 60-процентные пошлины вместе тех 10-процентных тарифов, которые он уже обозначил как “дополнительные” к имеющимся.
Закончится, правда, это все может, как почти и 100 лет назад, экономическим хаосом. На амбициозные высказывания Трампа Китай уже отреагировал весьма решительно. Сейчас власти КНР открыто обсуждают со всем миром то, что раньше обговаривалось только за закрытыми дверями. Например, страна готовится избавиться от американских чипов. Отраслевые ассоциации открыто призывают местные компании переходить на новые технологии, заявляя, что американские полупроводники “больше не безопасны и не надежны”, писала ранее The Financial Times.
Одновременно с этим Bloomberg узнал, что Китай ограничивает поставки в США компонентов беспилотников. Это, прежде всего, электромоторы, аккумуляторы и управляющие ими полетные контроллеры.
Кроме того, в ожидании высоких пошлин Поднебесная уже ввела ограничения на поставки металлов и буквально вчера “напала” на Nvidia, начав антимонопольное расследование.
“Тарифные, торговые и технологические войны идут вразрез с историческими тенденциями и экономическими правилами, и победителей не будет. Китай готов поддерживать диалог с правительством США, расширять сотрудничество, устранять разногласия и содействовать развитию китайско-американских отношений в стабильном, здоровом и устойчивом направлении”, - сказал во вторник, 10 декабря, Си Цзиньпин об отношениях Китая и США во время встречи с несколькими руководителями финансовых институтов в Пекине.
Напомним, что, помимо вызовов, которые бросает Китаю Вашингтон, Пекин еще вынужден предпринимать срочные меры для восстановления пошатнувшейся после пандемии COVID экономики. В планах Пекина достижение экономического роста в 2024 году на уровне около 5%, несмотря на вялое внутреннее потребление, высокий уровень безработицы и затяжной кризис в секторе недвижимости. Однако, как сегодня заявил Си Цзиньпин, Китай “полностью уверен” в достижении своей цели.
Обещания Трампа относительно успехов экономики своей страны выглядят не менее грандиозными. После того как он победил на выборах 5 ноября, он обязался сделать Америку не просто снова великой, а “поставить ее на первое место”.
Ответный ход слоном (или конем)
Мировым инвесторам же сейчас остается только наблюдать за этой увлекательной “шахматной игрой” двух сверхдержав и за тем, чей ход слоном (или конем) окажется выигрышным. Америка, которая по-прежнему находится в более привилегированном экономическом положении относительно китайского противника, или все же Китай, который сильно изменился за последние годы и стал менее зависим от американского рынка и все больше стремится к самообеспечению, да и ко всему прочему обладает ресурсами для стимулирования своей экономки?
“Баланс сил, безусловно, изменился в пользу Соединенных Штатов. Китайская экономика не совсем в порядке, сейчас она испытывала трудности. Тем не менее сложное сочетание ряда факторов может укрепить способность Китая выдержать любые меры, которые может принять новая администрация Трампа”, - сказал в недавнем интервью The New York Times Эсвар Прасад, профессор Корнельского университета, который ранее возглавлял китайское подразделение Международного валютного фонда.
Напомним, что волна американских импортных пошлин, начатая при администрации Трампа в 2018 году и продолжавшаяся при президентстве Джо Байдена, в итоге обошлась КНР примерно в 400 млрд долларов. В ответ китайские фабрики стали искать покупателей в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Таким образом, за последние шесть лет, по данным лондонской инвестиционной исследовательской фирмы TS Lombard, доля Китая в американском импорте снизилась с 20% до 13%, хотя отчасти это изменение связано с товарами, которые попадают в Соединенные Штаты после того, как их переправляют через такие страны, как Мексика и Вьетнам, чтобы обойти американские тарифы.
Важно также отметить, что Китай переориентировал не только свой экспорт, но и импорт. Для снижения рисков торговой войны он сократил свою зависимость от сельхозпродукции из США. Еще во время первого срока Трампа Пекин в ответ на его действия повысил до 25% пошлины на американские товары стоимостью более 100 млрд долларов, в том числе на соевые бобы, говядину, свинину, пшеницу, кукурузу и сорго. С тех пор доля, например, импорта сои из США в Китай снизилась до 18% в 2024 году с 40% в 2016 году, согласно данным китайской таможни. Китай переключился на импорт сои из Бразилии, которая также заменила ему США в качестве ведущего поставщика кукурузы. А всего импорт сельскохозяйственной продукции в Китай из США сократился до 34 млрд долларов в 2023 году с 43 млрд долларов в 2022 году и, как ожидается, продолжит снижаться и в этом году.
Принимая во внимание перечисленные факторы, Оксана Холоденко, начальник отдела аналитики и продвижения “БКС Мир инвестиций”, полагает, что новый виток торговых войн, вполне вероятно, будет более слабым, чем первый.
“Пока заявления Трампа похожи на вербальные интервенции. Учитывая, что в случае реализации заявленных мер это будет не первый инцидент, масштаб его влияния на финансовые рынки может быть ограниченным. Пекин может ответить встречными пошлинами и действиями, направленными на развитие технологий. В сочетании со снижением скорости сокращения ключевой ставки ФРС налицо фактор в пользу укрепления доллара. В 2025 году возможно усиление волатильности на мировом рынке акций, включая американский”, - так видит дальнейшее развитие ситуации собеседница Finam.ru.
С ней согласна и Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ “Финам”. Она также считает, что влияние новой торговой войны будет ограниченным.
“Новая торговая война не приведет к обвалу рынка акций США, так как вряд ли пошлины будут введены полностью и сразу. Скорее всего, это займет достаточно времени, чтобы бизнес приспособился, хотя и нельзя исключать, что какие-то акции компаний, особо чувствительные к импорту, в моменте потерпят убытки. Китай, в свою очередь, собирается компенсировать влияние новых пошлин на свои товары новыми стимулирующими мерами, хотя их объем пока неизвестен. Кроме того, попавшие “под раздачу” товары, вероятно, будут поступать по другим маршрутам - через третьи страны”, - подытожила аналитик.
Особенно сильно от протекционистских действий американского лидера должен пострадать Китай, благосостояние которого напрямую зависит от доступа к иностранным рынкам. “Мировую фабрику”, скорее всего, ждут заградительные 60-процентные пошлины.
Несомненно, Пекин не сдастся без боя и будет пытаться сохранить открытые рынки и честную конкуренцию. Об этом говорят последние действия китайских властей - сегодняшнее обращение председателя КНР Си Цзиньпина к США о том, что в торговых войнах не бывает победителей, последовавшее после начавшегося вчера антимонопольного расследования в отношении Nvidia.
Finam.ru узнал у экспертов, чем может закончиться это противостояние и смогут ли стороны договориться? Или второй виток торговой войны США и Китая при Трампе окажется более разрушительным по своей силе, чем первый?
Слон в посудной лавке
Экономика США - крупнейшая в мире. И действия властей страны несомненно оказывают колоссальное влияние на других участников мировой торговли. Но что будет, если Америка начнет рьяно придерживаться принципов протекционизма? Конечно, это может посеять глобальный экономический хаос, с которым мир не сталкивался с 1930-х годов прошлого века. Тогда президент США Герберт Гувер, несмотря на возражения 1028 экономистов, подписал Закон Смута - Хоули о тарифах, который ввел пошлины на 20 тысяч импортируемых товаров. Пострадавшие от него страны ответили зеркально, что сильно усугубило положение Штатов, которые к тому времени и так переживали Великую депрессию.
Сегодняшнее экономическое положение США нельзя даже сравнивать с теми временами. Но экономисты все равно бьют тревогу, так как Трамп еще во время своей последней предвыборной кампании оперировал громкими цифрами и выкрикивал серьезные угрозы, особенно в отношении Китая. И такое его поведение не ново. Еще восемь лет назад, заняв Овальный кабинет в Белом доме, он положил начало торговым войнам с восточным партнером, обвиняя последнего в кражах интеллектуальной собственности и прочих злодеяниях. Но формально причина сводится к следующему - длительное отрицательное сальдо во внешней торговле США, которое привело к стремительному росту внешнего и внутреннего долга страны.
Трактуя слова Трампа, некоторые эксперты говорят, что их нельзя воспринимать буквально. Для политика, который многие годы занимался бизнесом, это просто словесный прием или “рычаг влияния” к заключению сделок, выгодных для США. Предполагается, что Америка и дальше будет торговать с Китаем во время второго президентского срока Трампа, но его администрация будет стремиться разрешать торговлю только потребительскими товарами, не представляющими угрозы. Вполне возможно, что при таком раскладе правительства двух стран могут согласовать квоты на закупки, в то время как тарифы будут приносить новые доходы.
С другой стороны, слышны и мнения американских “ястребов”, которые призывают совершить перезагрузку торговых отношений с КНР и резко покончить с многолетними ошибками США в открытии местных рынков для глобальной конкуренции. И если следовать их логике о том, что глобализм слишком дорого обходится США, то Трамп вполне может в один момент ввести в отношении Китая 60-процентные пошлины вместе тех 10-процентных тарифов, которые он уже обозначил как “дополнительные” к имеющимся.
Закончится, правда, это все может, как почти и 100 лет назад, экономическим хаосом. На амбициозные высказывания Трампа Китай уже отреагировал весьма решительно. Сейчас власти КНР открыто обсуждают со всем миром то, что раньше обговаривалось только за закрытыми дверями. Например, страна готовится избавиться от американских чипов. Отраслевые ассоциации открыто призывают местные компании переходить на новые технологии, заявляя, что американские полупроводники “больше не безопасны и не надежны”, писала ранее The Financial Times.
Одновременно с этим Bloomberg узнал, что Китай ограничивает поставки в США компонентов беспилотников. Это, прежде всего, электромоторы, аккумуляторы и управляющие ими полетные контроллеры.
Кроме того, в ожидании высоких пошлин Поднебесная уже ввела ограничения на поставки металлов и буквально вчера “напала” на Nvidia, начав антимонопольное расследование.
“Тарифные, торговые и технологические войны идут вразрез с историческими тенденциями и экономическими правилами, и победителей не будет. Китай готов поддерживать диалог с правительством США, расширять сотрудничество, устранять разногласия и содействовать развитию китайско-американских отношений в стабильном, здоровом и устойчивом направлении”, - сказал во вторник, 10 декабря, Си Цзиньпин об отношениях Китая и США во время встречи с несколькими руководителями финансовых институтов в Пекине.
Напомним, что, помимо вызовов, которые бросает Китаю Вашингтон, Пекин еще вынужден предпринимать срочные меры для восстановления пошатнувшейся после пандемии COVID экономики. В планах Пекина достижение экономического роста в 2024 году на уровне около 5%, несмотря на вялое внутреннее потребление, высокий уровень безработицы и затяжной кризис в секторе недвижимости. Однако, как сегодня заявил Си Цзиньпин, Китай “полностью уверен” в достижении своей цели.
Обещания Трампа относительно успехов экономики своей страны выглядят не менее грандиозными. После того как он победил на выборах 5 ноября, он обязался сделать Америку не просто снова великой, а “поставить ее на первое место”.
Ответный ход слоном (или конем)
Мировым инвесторам же сейчас остается только наблюдать за этой увлекательной “шахматной игрой” двух сверхдержав и за тем, чей ход слоном (или конем) окажется выигрышным. Америка, которая по-прежнему находится в более привилегированном экономическом положении относительно китайского противника, или все же Китай, который сильно изменился за последние годы и стал менее зависим от американского рынка и все больше стремится к самообеспечению, да и ко всему прочему обладает ресурсами для стимулирования своей экономки?
“Баланс сил, безусловно, изменился в пользу Соединенных Штатов. Китайская экономика не совсем в порядке, сейчас она испытывала трудности. Тем не менее сложное сочетание ряда факторов может укрепить способность Китая выдержать любые меры, которые может принять новая администрация Трампа”, - сказал в недавнем интервью The New York Times Эсвар Прасад, профессор Корнельского университета, который ранее возглавлял китайское подразделение Международного валютного фонда.
Напомним, что волна американских импортных пошлин, начатая при администрации Трампа в 2018 году и продолжавшаяся при президентстве Джо Байдена, в итоге обошлась КНР примерно в 400 млрд долларов. В ответ китайские фабрики стали искать покупателей в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Таким образом, за последние шесть лет, по данным лондонской инвестиционной исследовательской фирмы TS Lombard, доля Китая в американском импорте снизилась с 20% до 13%, хотя отчасти это изменение связано с товарами, которые попадают в Соединенные Штаты после того, как их переправляют через такие страны, как Мексика и Вьетнам, чтобы обойти американские тарифы.
Важно также отметить, что Китай переориентировал не только свой экспорт, но и импорт. Для снижения рисков торговой войны он сократил свою зависимость от сельхозпродукции из США. Еще во время первого срока Трампа Пекин в ответ на его действия повысил до 25% пошлины на американские товары стоимостью более 100 млрд долларов, в том числе на соевые бобы, говядину, свинину, пшеницу, кукурузу и сорго. С тех пор доля, например, импорта сои из США в Китай снизилась до 18% в 2024 году с 40% в 2016 году, согласно данным китайской таможни. Китай переключился на импорт сои из Бразилии, которая также заменила ему США в качестве ведущего поставщика кукурузы. А всего импорт сельскохозяйственной продукции в Китай из США сократился до 34 млрд долларов в 2023 году с 43 млрд долларов в 2022 году и, как ожидается, продолжит снижаться и в этом году.
Принимая во внимание перечисленные факторы, Оксана Холоденко, начальник отдела аналитики и продвижения “БКС Мир инвестиций”, полагает, что новый виток торговых войн, вполне вероятно, будет более слабым, чем первый.
“Пока заявления Трампа похожи на вербальные интервенции. Учитывая, что в случае реализации заявленных мер это будет не первый инцидент, масштаб его влияния на финансовые рынки может быть ограниченным. Пекин может ответить встречными пошлинами и действиями, направленными на развитие технологий. В сочетании со снижением скорости сокращения ключевой ставки ФРС налицо фактор в пользу укрепления доллара. В 2025 году возможно усиление волатильности на мировом рынке акций, включая американский”, - так видит дальнейшее развитие ситуации собеседница Finam.ru.
С ней согласна и Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ “Финам”. Она также считает, что влияние новой торговой войны будет ограниченным.
“Новая торговая война не приведет к обвалу рынка акций США, так как вряд ли пошлины будут введены полностью и сразу. Скорее всего, это займет достаточно времени, чтобы бизнес приспособился, хотя и нельзя исключать, что какие-то акции компаний, особо чувствительные к импорту, в моменте потерпят убытки. Китай, в свою очередь, собирается компенсировать влияние новых пошлин на свои товары новыми стимулирующими мерами, хотя их объем пока неизвестен. Кроме того, попавшие “под раздачу” товары, вероятно, будут поступать по другим маршрутам - через третьи страны”, - подытожила аналитик.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
