16 декабря 2024 smart-lab.ru Шабалов Юрий

Танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» начали терпеть бедствие в Керченском проливе в воскресенье. Погода резко испортилась, волны достигали 9 м, скорость ветра превышала 20 м/с. Разбушевавшийся шторм оторвал одному кораблю нос, и он затонул за несколько минут. Спасатели не смогли помочь всем членам экипажа — один из 13 моряков погиб. Эвакуация напоминала кадры из фильма «Спасатель» с Кевином Костнером и Эштоном Катчером — на лодках к обломкам пристать на таких волнах не получалось, пришлось задействовать вертолёты МЧС. Гидрокостюмов у экипажа не оказалось, у нескольких человек диагностировали сильное переохлаждение.
Но выдохнуть облегченно, как только потерпевших крушение моряков высадили в больнице, в этот день не удалось. Спустя пару часов волны отправили на мель возле Тамани другой танкер – «Волгонефть-239». Эвакуировать экипаж по щелчку не удалось, на берег моряков высадили только в понедельник 16 декабря. На борту каждого корабля было более 4 тысяч тонн мазута, так что спасение людей, скорее всего, окажется лишь малой частью общих работ, которые предстоит проделать в Керченском проливе.

Главный вопрос — как так получилось, что затонули сразу два танкера да ещё в непосредственной близости от Крымского моста. Вариант с подбитием судов с помощью безэкипажных катеров, которыми вовсю используются ВСУ, выглядел вполне логичным. Но тут вышли с заявлениями эксперты, которые хорошо спланированный теракт сразу низвели до уровня традиционной отечественной безалаберности. Всё-таки больше полувека кораблям.
— Судно старое, ограниченного плавания. Оно попало в условия, в которые не должно попадать. Волнение на море было больше, чем судно может выдержать. По идее, оно должно было встать на безопасную стоянку. Скорее всего, что-то не досмотрели. Не знаю, службы, капитан или еще кто-то — надо разбираться. Я сейчас могу только предполагать, что произошло. Понятно, что судно старое, команды служб, которые ставили судно на стоянку, привели к тому, что это произошло. Судно не предназначено для зимних [условий]. Эти «Волгонефти» по реке ходят, их на зиму ставят на отстой, как правило. У них навигация только с весны до зимы. Волны были до 3–4 метров, но для таких судов они опасны, — отметил председатель Азово-Донской территориальной организации Российского профсоюза моряков Леонид Глушак.
То, что кораблики не первой свежести — бросается в глаза. Ну так и моряки на них ходят, поди, под стать. То есть опытные. С какого перепугу они вписались в зимний рейс сквозь шторм?

А не все моряки были под стать своим транспортным средствам. За штурвалом второго потерпевшего крушение танкера «Волгонефть 239» находилась 26-летняя выпускница колледжа водного транспорта. Неужто это подтверждение древней поговорки «женщина на корабле к беде»?
Затонувшие танкеры неумолимо станут причиной экологической беды. По предварительной оценке специалистов, если более восьми тысяч тонн мазута с танкеров попадут в воду, это будет одна из самых масштабных катастроф в истории страны. "Последствия таких разливов катастрофические, потому что углеводороды растекаются тонким слоем на огромную площадь, и наносят ущерб не только всем, кто живет внутри, – от зоопланктона, беспозвоночных и вплоть до птиц", – уверен эколог Георгий Каваносян.

Хотя если бы внутри танкеров находилась нефть — было бы хуже. Она образует пленку, которая не дает совершать газообмен, кислород не попадает в воду, а углекислый газ не уходит в атмосферу, и морские организмы просто задыхаются. С мазутом проще — он не формируется в пленку, а опускается вниз. Может потравить, конечно, обитателей морского дна, плюс нефтепродукты могут активно нафильтровывать в себя двустворчатые моллюски — мидии и устрицы. Сейчас в Керченском проливе плюсовая температура и мазут все-таки может образовать пленку. Но, по мнению члена общественного экологического совета при губернаторе Краснодарского края Вениамин Голубитченко, она не разойдется на большую площадь, а когда волнение моря уменьшится, можно будет собрать до 90 % образовавшейся пленки.
В любом случае о терпящих бедствие танкерах сразу узнали на самом верху. На месте ЧП по поручению президента России Владимира Путина была развернута спасательная операция. Как рассказал его пресс-секретарь Дмитрий Песков, глава государства выслушал доклады руководителя МЧС Александра Куренкова, вице-премьера по транспорту Виталия Савельева, а также министра природных ресурсов и экологии Александра Козлова в связи со сложившейся ситуацией и «дал необходимые поручения по организации спасательных работ». Представитель Кремля добавил, что президент также поручил создать правительственную рабочую группу во главе с Савельевым, которая займется организацией спасательных работ и ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов.
Один из потерпевших бедствие танкеров приписан к Большому порту Санкт-Петербурга и принадлежит пермской компании «Кама Шиппинг». Вторым судном владеет «Волгатранснефть», оно приписано к порту Астрахани. Расходы на ликвидацию аварии лягут предположительно на владельцев груза, фрахта и судна. «По сути, скорее всего, речь будет идти о банкротстве такого судовладельца, потому что расходы на приведение акватории и берега в прежнее состояние, до этой экологической аварии, крайне масштабны», - считает партнер адвокатского бюро NSP Роман Макаров.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
