Сегодня, 11:51 Financial Times
Американским политикам следует больше думать об ответных мерах на возможное повышение пошлин
В этом месяце торговые отношения между Китаем и США обострились, и это может стать предвестником того, что произойдёт, если Дональд Трамп выполнит свои предвыборные обещания и повысит пошлины на китайские товары после возвращения в Белый дом.
Недавно США обновили свои экспортные санкции против Китая, сосредоточившись на высокопроизводительных чипах памяти и оборудовании для производства полупроводников. Кроме того, Вашингтон добавил ещё 140 китайских компаний в список «субъектов» министерства торговли, что значительно усложнило для американских компаний поставку технологий в Китай.
В ответ на это Китай, как и в 2018 году, быстро нанёс ответный удар, запретив или ограничив закупку нескольких критически важных минералов из США. Также был усилен контроль за поставками графита.
Эти действия Китая можно сравнить со стратегией «маленький двор, высокий забор», которую использует Вашингтон. Она направлена на ограничение доступа к критически важным технологиям США.
Это напоминает о том, что возмездие может привести к эскалации конфликта. В политических кругах США, похоже, не понимают этого. Они ошибочно полагают, что Китай полностью зависит от внешнего спроса и новых технологий из США. Однако это упускает из виду другую сторону вопроса.
США также сильно зависят от недорогих китайских товаров, которые помогают поддерживать уровень жизни потребителей с ограниченными доходами. Кроме того, США нуждаются в китайских сбережениях, чтобы заполнить пустоту внутренних сбережений. Американские производители также полагаются на Китай как на третий по величине экспортный рынок.
Эта взаимозависимость означает, что США зависят от Китая так же, как Китай зависит от США.
Однако Трамп не разделяет эту точку зрения. Во время его первого срока тарифы США на китайские товары были повышены с 3% в 2016 году до 19% к 2020 году. Трамп ошибочно считал, что существует двустороннее решение проблемы торгового дефицита со 106 странами.
Однако это привело к обратному эффекту. Общий дефицит торговли США увеличился с 879 миллиардов долларов в 2018 году до 1,06 триллиона долларов в 2023 году. Как и ожидалось, доля Китая в общем дефиците торговли США сократилась с 47% до 26% за тот же период.
Однако Китай перенаправил свою продукцию в Мексику, Вьетнам, Канаду, Корею, Тайвань, Индию, Ирландию и Германию. Более 70% оттока торговли из Китая пришлось на страны с более высокими или сопоставимыми издержками. Это подчёркивает, что отток торговли эквивалентен повышению налогов для американских компаний и потребителей.
Вторая администрация Трампа может пойти ещё дальше. В ответ на действия США Китай, вероятно, расширит свои ответные меры. Например, недавние действия Китая в отношении критически важных минералов могут привести к масштабным ограничениям на редкоземельные металлы, которые имеют огромное стратегическое значение для США.
Кроме того, у Китая есть мощное финансовое оружие — прямые инвестиции в казначейские ценные бумаги США на сумму 1 триллион долларов, включая 772 миллиарда долларов у КНР и 233 миллиарда долларов у Гонконга по состоянию на сентябрь 2024 года.
Однако беспечные американцы обычно отвергают эту возможность, утверждая, что Китай не посмеет использовать этот инструмент, потому что это навредит ему больше, чем нам.
Но так ли это? Есть несколько сценариев, которые могут привести к катастрофическим последствиям. Китай может объявить забастовку покупателей на предстоящих аукционах казначейства или, что ещё хуже, начать избавляться от своей огромной позиции второго по величине иностранного кредитора Америки. Любой из этих вариантов будет разрушительным для экономики США, склонной к дефициту, и вызовет хаос на рынке облигаций США с мучительным сопутствующим ущербом на мировых финансовых рынках.
Хотя кажется нереальным, что Китай спровоцирует такой финансовый крах, игнорировать последствия «хвостового риска» загнанного в ловушку противника также безрассудно.
После выборов большая часть дискуссий была сосредоточена на тарифных инициативах, которые, вероятно, появятся при второй администрации Трампа. Взаимозависимость между Китаем и США заставляет нас меньше думать об односторонних действиях и больше — об ответных мерах на них. Националистический взгляд Трампа на «Америку прежде всего» игнорирует то, насколько экономика США, испытывающая нехватку сбережений, зависит от Китая в плане товаров и финансового капитала. У Китая есть множество возможностей послать другой сигнал.
Стивен Роуч. Автор — преподаватель Йельского университета, бывший председатель Morgan Stanley Asia и автор книги «Случайный конфликт: Америка, Китай и столкновение ложных нарративов».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба