Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
САМОЛЁТ: Как выжить, когда люди перестали брать ипотеку? Антиутопия девелопера » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

САМОЛЁТ: Как выжить, когда люди перестали брать ипотеку? Антиутопия девелопера

18 декабря 2024 | Самолет Fond&Flow

Продажи жилья падают, долги растут, а ипотечная ставка бьет рекорды. Сможет ли девелопер выжить в таких условиях, или нас ждёт новое дно? Смотрим..

Стало интересно, как поживают самые популярные застройщики России. Впрочем, ещё держаться..

В "новых" условиях компаниям вроде Самолёта приходится пересматривать планы и стратегии: что строить, для кого и зачем? Вопрос не в том, как развиваться, а в том, как не утонуть в долгах, падающем спросе и стереотипах о «перегретом рынке»

Что в данный период происходит с компанией❓

Самолёт завершает 2024 год на удивление не так плохо, как предполагалось: продажи около 1 млн кв. м жилья. Это уровень прошлого года, несмотря на общий спад на 15–20% в Московском регионе. В денежном эквиваленте роста нет, обычная стагнация. А вот метраж, увы и ах, немного просел, и это, конечно, достаточно плохо. Компания вынуждена жертвовать объёмами, чтобы хоть как-то сохранить показатели.

⚠️ Главная проблема — у людей просто нет денег.

Льготная ипотека. Активная господдержка. Огромные инвестиции. Ничего не поможет, если людям банально нечем платить.

🩸Ипотеку брали при 16%
🩸Ипотеку брали, но неохотно при 18%
🩸Ипотеку брали, но сильно меньше при 19%
🩸Ипотеку практически перестали брать при 21%

Сейчас ставку повысят. Прогноз ЦБ по ключевой ставке на 2025 год = 21,3%. Вопрос: о каких доходах застройщик может вам обещать?

👥 Долги и акционеры: два лица одной проблемы

САМОЛЁТ: Как выжить, когда люди перестали брать ипотеку? Антиутопия девелопера


Одним из немногих светлых пятен для Самолёта остаётся относительно комфортный уровень долговой нагрузки. ND/EBITDA составляет 1,3, и у руководства есть надежда, что показатель снизится до 1 в 2025 году. Но мало кто учитывает проектное финансирование и деньги на эскроу-счетах. А если учесть, то нагрузка подскакивает до 2,6.

👀 Также уже относительно недавно прошла информация о заходе двух новых акционеров (доли 2–5%). Лично я не думаю, что это товарищи с долгосрочными планами.

Многие также переживают на счет долгов и бондов. По многим выпускам облигаций предложили выгодные купоны, чтобы минимизировать риск массового выхода через оферту. Тем не менее, в менеджменте уверенно говорят: "Деньги на счетах есть, всё погасим, не переживайте". Дефолтов пока не ожидаем.

💭 Недавний BigDay: попытка разрядить обстановку



12 декабря проходил Big Day Самолёта — ежегодное событие, где руководство делится результатами и дальнейшими планами.

После неудачного года менеджмент попытался "разрушить" стереотипы про недвижимость, которые сформировались у населения за этот год:

🗣️«Без льготной ипотеки — никак». Утверждают, что спрос можно стимулировать и другими способами. Честно, не понимаю сути: по мне льготная ипотека была главным драйвером продаж. А вот что будет, если ее убрать..
🗣️ «Новое жильё больше никому не нужно». Утверждают, что потребность в новых метрах есть. Конечно, есть, а ипотека под 35% делает покупку удачной, а человека счастливым!
🗣️«Спроса нет, рынок перенасыщен». Утверждают, что это заблуждение и вброс. Получается все продается в штатном режиме… Получается на самом деле у застройщиков нет потерь 60-70% клиентов? Плохие СМИ, снова нас обманули эх..

🤔 Уже много кто высказался по поводу компании. По моему субъективному мнению, в 2025 году будет либо, в лучшем случае, как в 2024, либо нас ждёт фееричное падение. Слишком много переменных остаётся за пределами контроля: сроки сдачи объектов, динамика затрат и государственная политика. Девелоперы не мои фавориты..