Сегодня, 12:34 Financial Times
Президент Панамы Хосе Рауль Мулино ответил на заявление Дональда Трампа о том, что он потребует «вернуть» Панамский канал США, если управление этим важным водным путем не будет соответствовать его (Трампа) представлениям
Выходка Трампа привела к дипломатическому конфликту и лишний раз подтвердила хаотичный стиль международной политики избранного президента, который вернется в Белый дом меньше чем через месяц. Трамп считает, что центральноамериканская страна берет слишком высокую плату за морские грузоперевозки через канал, жизненно важный для экономики США.
«Каждый квадратный метр Панамского канала и прилегающей территории принадлежит ПАНАМЕ и продолжит ей принадлежать. Суверенитет и независимость нашей страны не обсуждаются», — заявил Мулино в воскресенье.
В субботу в социальных сетях Трамп написал о намерении потребовать возвращения канала, если не будут соблюдаться «моральные и юридические принципы великодушного жеста США». Он добавил, что 25 лет назад контроль над каналом был передан Панаме «по глупости». В воскресенье на консервативной конференции в Фениксе Трамп заявил сторонникам: «Нас обманывают с Панамским каналом, как и везде. Сборы, взимаемые Панамой, смехотворны и крайне несправедливы».
США, завершившие строительство канала 110 лет назад, передали полный контроль Панаме в 1999 году при президенте Билле Клинтоне. Это произошло по условиям договора 1977 года, который был заключен президентом Джимми Картером.
«Мы его построили. Мы им пользуемся. Они его отдали», — сказал Трамп об администрации Картера.
В Панамском канале доминирует американский трафик. По данным администрации канала, почти 75% грузов следуют в или из США. Водный путь соединяет Атлантический и Тихий океаны, позволяя судам избежать длительного путешествия вокруг Южной Америки. Ежегодно через канал проходят грузы на сумму около $270 млрд. Однако администрация пытается убедить некоторых перевозчиков вернуться на этот маршрут после того, как засуха сократила количество судов, способных использовать водный путь.
В четверг в своем выступлении в Институте Брукингса директор Национального экономического совета Джо Байдена Лаэль Брейнард отметила, что снижение уровня воды в канале усилило напряженность в цепочках поставок в последние годы.
В мае президентом стал Мулино, бывший министр безопасности правоцентристских взглядов. Его кампания строилась на обещаниях увеличить иностранные инвестиции и преодолеть экономическую стагнацию. По словам Мулино, тарифы канала устанавливаются не «по прихоти», а на основе рыночных условий и международной конкуренции. При этом учитываются затраты на эксплуатацию, обслуживание и модернизацию. Он подчеркнул, что торговый путь приносит панамской экономике миллиарды долларов.
В 2017 году Панама разорвала дипломатические отношения с Тайванем и установила связи с Китаем. Китайские инвестиции в инфраструктуру и торговые зоны сделали Пекин важным экономическим партнером Панамы. Сейчас гонконгская компания управляет двумя портами на концах канала. Переговоры о торговом соглашении между Панамой и Китаем начались в 2018 году, но застопорились. Недавно министр торговли и промышленности Панамы Хулио Мольто заявил о возможном возобновлении обсуждений в 2025 году.
В субботу Трамп написал, что каналом не должен управлять Китай, а в воскресенье заявил, что канал «попадает не в те руки». В ответ Мулино подчеркнул: «Канал не находится под прямым или косвенным контролем ни Китая, ни Европейского сообщества, ни Соединенных Штатов, ни какой-либо другой державы».
Во время предвыборной кампании Мулино делал акцент на отношениях с США. Он предлагал сотрудничество в вопросах миграции и обещал «закрыть» Дарьенский пробел — участок джунглей между Панамой и Колумбией, через который рекордное число мигрантов пробирается в США.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба