Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Представляют ли реальную угрозу новые санкции против России » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Представляют ли реальную угрозу новые санкции против России

Сегодня, 10:36 Financial One
Влияние новых санкций, наложенных на российский энергетический сектор, их последствия для мировой экономики и внутреннего рынка России, а также новые санкции против российского судоходства обсудили эксперты на канале «Геоэнергетика инфо».

Новые санкции против РФ направлены на ключевые элементы российской экономики, включая компании «Газпромнефть» и «Сургутнефтегаз», а также более 180 судов, десятки нефтетрейдеров, поставщиков нефтесервисных услуг, страховые компании и энергетических чиновников, рассказывает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. Эти меры должны были ограничить доходы России, что, по мнению инициаторов санкций, должно было снизить ее возможности финансировать военную машину. Однако данные Минфина РФ показывают иную картину: за период с января по ноябрь 2024 года федеральный бюджет страны получил 10,3 трлн рублей, что на 25,7% больше аналогичного показателя за 2023 год. Доходы6 помимо нефтегазовых, также выросли на 25,8%, составив 2,3 трлн рублей.

Эти цифры демонстрируют неэффективность предыдущих ограничений, считает главный редактор издания «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич. «Доходы не просто выросли: рост на 25% за год – это серьезно», – добавляет он. По его мнению, санкции, хотя и создают определенные трудности, не оказывают катастрофического воздействия на экономику страны.

Фролов подчеркнул, что мировая экономика адаптировалась к новым реалиям. Российская нефть, которая ранее поставлялась в Европу, теперь направляется в Юго-Восточную Азию. В свою очередь, нефть из стран Ближнего Востока начала замещать российские поставки на европейском рынке. Перестройка логистических цепочек заняла около полутора лет, после чего рынок стабилизировался. Новые страховые компании и перевозчики заменили старые системы, связанные с Великобританией, и сейчас мировая торговля нефтью функционирует в условиях измененной географии поставок.

Санкции против судоходства
Новые ограничения коснулись судов, зарегистрированных под флагами России, Панамы, Барбадоса и других стран. Эксперт отметил: «Санкции наложены на 180 судов, но среди них далеко не все являются нефтяными танкерами. Большинство подпадают под ограничения из-за их роли в транспортировке нефти, однако часть из них связана с другими типами судов». Санкции коснулись не только танкеров, перевозящих нефть за рубеж, но и судов, используемых для внутренних перевозок, таких как челноки, транспортирующие нефть с месторождений до Мурманска.

Марцинкевич добавил, что нефтяные компании уже разработали механизмы обхода санкций, включая смену названий судов, их перепродажу и использование вторичных перевозчиков. Эти меры создают дополнительные расходы, но не мешают экспорту нефти. Более того, государственные структуры, пытающиеся пресечь такие схемы, сталкиваются с их высокой адаптивностью.

Фролов также обратили внимание на теневой флот России, состоящий из 600-800 судов, который продолжает работать в обход санкций. Несмотря на ограничения, адаптация отрасли позволила минимизировать последствия для экспортного потенциала.

Он уточняет: в то время как западные аналитики прогнозируют перебои в поставках и сокращение доходов, российские – указывают на устойчивость отрасли. «Подсанкционные компании, такие как "Газпромнефть" и "Сургутнефтегаз", отправляли на мировой рынок порядка 970 тысяч баррелей нефти в сутки морским транспортом, что составляет около 30% морского экспорта России», – рассказывает Фролов. «Bloomberg сообщает, что введенные меры могут привести к перебоям в поставках нефти, поскольку логистические цепочки будут перестраиваться. Однако эти изменения – лишь временные сложности», – добавляет он.