31 января 2025 БКС Экспресс

Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем весь мир. Объем льда уже сократился на 70% с 1980-х гг., и первый день без льда может наступить здесь до 2030 г. Потепление затронет не только полярных медведей, но и рыночных: изменение климата, как пишет The Economist в своем обзоре, способно изменить мировую торговлю, энергетику, геополитику и принести свои дивиденды. Однако препятствия столь же велики, как и возможности.
Рассказываем, какие ресурсы и перспективы таятся под вековыми льдами.
Большой улов
Потепление воды может сократить численность некоторых промысловых видов рыб или ракообразных. Однако более высокая температура может привлечь другие виды — из южных и умеренных вод. Богатая питательными веществами среда позволяет популяциям расти быстрее, в то время как отступающий лед открывает новые земли и удлиняет рыболовные сезоны.
Скумбрия не появлялась у берегов Гренландии до 2011 г., пишет The Economist. Однако к 2014 г. жирная рыба составляла 23% от общего объема экспортных доходов острова.
Новые торговые пути
Таяние льда, пишет издание, может открыть для мировой торговли три новых судоходных маршрута: Северный морской путь, Северо-Западный проход, Трансполярный морской путь. Все три в теории позволили бы сократить маршруты между Азией, Северной Америкой и Европой, на которые приходится большая часть судоходства, и сэкономить на топливе и заработной плате. Торговые суда могли бы избегать Панамский и Суэцкий каналы — узкие, загруженные и не всегда безопасные.
Однако проложить новые маршруты получится не скоро. К примеру, Северо-Западный проход тает медленнее остальных, в нем есть только один глубоководный порт и отсутствуют аварийные сооружения. При этом Канада утверждает, что маршрут проходит по ее водам, а Америка и Европа считают его международным.
Трансполярный морской путь обходит многие из этих проблем: он гораздо глубже, избегает территориальных вод и способен обеспечить кратчайший путь из Северной Атлантики в Тихий океан. Однако, даже когда лед сойдет, маршрут будет усеян айсбергами, что сделает его судоходным только для ледоколов. Поэтому активный торговый трафик здесь появится, по прогнозам, к 2050 г.
Наиболее перспективным вариантом остается Северный морской путь. Трафик здесь растет: в прошлом году, по данным издания, по пути прошли 92 судна, в 2016 г. их было всего 19. В будущем он может привлечь два типа рейсов. Первый — для транспортировки ресурсов с крайнего севера России. Второй — трафик, соединяющий Азию с Европой.
Как отмечает The Economist, маловероятно, что его будут использовать для контейнеровозов, однако Северный морской путь способен сократить расстояние между Роттердамом и Шанхаем на 5 тыс. км, или на 25%, а время в пути — с 30 до 14 дней. Новая логистика может увеличить общий объем торговли между Азией и ЕС на 6%, считают представители Всемирной торговой организации.
Недоступные ранее ресурсы
Раньше Арктику рассматривали в основном в качестве месторождения углеводородов.
Считается, что в регионе находится 13% неразведанных мировых запасов нефти и 30% неиспользованного природного газа. Однако Арктика — одно из самых дорогих для разработки месторождений.
Теперь все чаще говорят о «зеленых» минералах, которые потепление делает более доступными. К ним относятся кобальт, графит, литий и никель, цинк, медь, а также редкоземельные элементы, нишевые металлы, включая титан, вольфрам и ванадий, используемые для производства суперсплавов.
Ресурсы Гренландии
На острове находятся запасы 43 из 50 минералов, которые в США считаются «критически важными». Известные запасы редкоземельных элементов составляют 42 млн тонн, что примерно в 120 раз больше, чем было добыто в мире в 2023 г.
На острове находятся запасы 43 из 50 минералов, которые в США считаются «критически важными». Известные запасы редкоземельных элементов составляют 42 млн тонн, что примерно в 120 раз больше, чем было добыто в мире в 2023 г.
Однако большинство полезных ископаемых Арктики не были детально картографированы, и эксплуатация месторождений может быть начата не ранее чем через десятилетие, но также отмечается, что ускорить процесс могли бы ИИ-технологии. Для работы в регионе понадобится спецоборудование, оттачивать свои навыки предстоит и горнякам. Кроме того, есть геополитические риски, ведь в Арктический совет сегодня входят восемь стран — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США.
В итоге инвестиции, технологии, участие крупных игроков и правительств, безусловно, подстегнут интерес к освоению региона. В ближайшее время, считают эксперты, Арктика, несомненно, станет местом важным не только с экономической, но и с геополитической точки зрения. Однако, чтобы воспользоваться ее ресурсами, потребуется больше времени и усилий, чем простое ожидание, когда растает лед.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба