11 февраля 2025 Финам Братерский Александр
Как рассказал Bloomberg руководитель администрации канала Усама Раби, поток грузов по водному пути постепенно нормализуется к концу марта и полностью восстановится к середине года. Он назвал этот срок в связи с тем, что в это время, как ожидается, будет соблюдаться перемирие в секторе Газа. Конфликт в этой зоне влияет на транспортное судоходство по каналу, так как сторонники палестинских радикалов йеменские хуситы неоднократно обстреливали проходившие через канал корабли США и Великобритании.
Представители группировки заявили, что прекратят обстрел из-за режима прекращения огня между Израилем и радикальной группировкой «Хамас». Впрочем, условия сделки постоянно нарушаются, и в Израиле дают понять, что готовы к любому развитию событий.
«С Суэцким каналом всё просто: хуситы стреляют - корабли не идут – у Египта нет дохода; хуситы не стреляют - корабли идут – у Египта есть доход», - говорит Finam.ru ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Александр Поливач. Для бюджета Египта канал, действительно, источник львиной доли доходов. В 2023 году страна заработала более $9,4 млрд от транзитных пошлин за проход судов по каналу. При этом, как отмечает Bloomberg, из-за военных действий доходы судоходной компании упали примерно на 60%.
Директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов напоминает, что после атак йеменских хуситов многие судовладельцы переориентировали свои грузы на африканское направление, проводя их возле мыса Доброй Надежды, что в несколько раз увеличило цены на контейнерные перевозки. «Удлинение маршрута привело к дополнительным расходам на фрахт, кроме того, для доставки того же количества товаров стало требоваться больше судов», - говорит эксперт. По его словам, увеличилось и страховое покрытие для судов, так как маршрут стал рискованной зоной.
Марсель Салихов уточняет, что перемены в большей мере коснулись именно танкерных перевозок, чьи владельцы переориентировались на Африку, в отличие от контейнеровозов, которые продолжали использовать канал. Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное море, ранее был главным транспортным маршрутом для перевозки нефти и нефтепродуктов с Ближнего Востока в страны Европы и США. Сегодня, по данным властей Египта, через канал проходит 32 судна в день, что в 2,5 раза меньше чем до конфликта в секторе Газа.
Стоит отметить, что в отношении Суэцкого канала есть и еще один фактор неопределенности, о котором напоминает специализированное международное издание The Maritime Executive. Это заявления Дональда Трампа по поводу Газы, которую он планирует взять под контроль США. Эти заявления могут стать причиной новой нестабильности в регионе, пишет издание.
Суэцкий канал как зеркало мировой политики
Нынешний Суэцкий канал берет свое начало из так называемого «канала фараонов», который был прорыт во втором тысячелетии до н.э. Маршрут упоминается в трудах Геродота. Со временем канал пришел в негодность и многие века оставался бесхозным. Попытки его восстановить предпринимались самыми различными личностями, включая французского императора Наполеона.
Как судоходная артерия Суэцкий канал начал функционировать в 1869 году. Многие годы канал находился в собственности Египта, однако в 1875 году из-за больших финансовых трат он был продан Великобритании, которая оставалась полновластной хозяйкой канала десятки лет.
В 1956 году Суэцкий канал был национализирован президентом Египта Гамалем Абделем Насером. «В июле 1956 года египтяне слышали Насера и верили, что после многих лет разочарований будущее наконец-то наступило», - описывает этот исторический день в своей книге «Создание Суэцкого канала» экономический публицист Закари Карабелл.
Однако эти действия Насера привели к военному конфликту Египта с Францией, Великобританией и Израилем. В СССР конфликт получил название «Суэцкого кризиса» и способствовал укреплению позиций Москвы на Ближнем Востоке. «После Суэцкого кризиса Запад уже не может без согласования с СССР проводить свою ближневосточную политику», - писал публицист Александр Стыкалин.
В 2021 году Суэцкий канал оказался на первых полосах мировых СМИ, после того как японский контейнеровоз Ever Given сел на мель и заблокировал в канале 150 транспортных судов. Согласно экспертным оценкам, блокировка канала обходилась мировой торговле примерно в $400 млн в час.
Авария, которую ликвидировали через неделю, заставила многих судовладельцев обратить внимание на Северный морской путь. Как известно, он задумывался как альтернатива Суэцкому каналу, поскольку на треть сокращает время доставки грузов. Однако Салихов из ВШЭ отмечает, что объёмы грузов, перевозимых по СМП, несопоставимы с теми, что идут по каналу, и маршрут пока является «маргинальным» для международных транзитных перевозчиков.
«Севморпуть активно используется для завоза и вывоза материалов на Ямал. Он также нужен для вывоза сырья нефти и газа с месторождений, которые находятся в Артике. Но для проводки контейнеровозов нужен ледовый класс судов. Поэтому те, кто использует СМП, жалуются, что хотя путь короче, по факту при его использовании всегда есть неопределенность: ледоколов не хватает, и судно может стоять и ждать несколько недель, пока придет ледокол», - говорит эксперт.
Между тем, российские власти рапортуют об увеличении международного транзита по СМП в 2024 году на 40% за счет перевозок из КНР. Как рассказал глава Росатома Алексей Лихачев, в этот период было перевезено более 3 миллионов транзитных грузов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
