Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Пузырь доткомов лопнул 25 лет назад. Что эта история говорит об акциях сегодня? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Пузырь доткомов лопнул 25 лет назад. Что эта история говорит об акциях сегодня?

10 марта 2025 Финам
10 марта 2000 года индекс Nasdaq Composite достиг пика в 5048,62 пункта, что более чем вдвое превышало его значение всего годом ранее. Интернет-стартапы с приставкой .com («дотком») в конце своих названий взлетели до астрономических оценок за предыдущие пять лет. Но всем вечеринкам приходит конец.

Через несколько недель после этого пика индекс начал падать, причем инвесторов отпугивал целый ряд факторов. В конце концов Nasdaq потерял более 75% своей стоимости, уничтожив 5 триллионов долларов рыночной капитализации. Эпоха иррационального оптимизма закончилась.

Как пишет Quartz, четверть века спустя рост ИИ заставил ветеранов рынка спорить о том, повторяется ли история или просто работает тот же алгоритм пузыря с новыми входными данными. Некоторые наблюдатели рынка видят структурные различия, предотвращающие немедленный крах, в то время как критики предупреждают, что наблюдается старая логика пузыря.

«За балансами скрывается более глубокая проблема: мы постоянно забываем, что социальные издержки технологических революций переживают их рыночные коррекции. По словам Кайронга Сяо, профессора финансов в Школе бизнеса Колумбийского университета, есть сходство между сегодняшним рынком и 25-летней давности, поскольку некоторые инвесторы начинают нервничать. Но если «пузырь», в котором мы находимся, в конечном итоге лопнет, структура рынка говорит о том, что все будет выглядеть иначе, чем в 2000 году», - подчеркивается в материале.

«Пузырь доткомов характеризовался большим количеством IPO, когда компании пытались попасть в крупнейший класс активов в Nasdaq, — сказал Сяо. - Сегодня из-за регулирования и многих других структурных изменений новые инвестиции в настоящее время осуществляются через рынок частных инвестиций».

Этот структурный переход от публичного к частному финансированию представляет собой одно из самых значительных изменений. В то время как IPO Netscape в 1995 году вызвало «золотую лихорадку» публичных предложений от интернет-стартапов, сегодняшние самые известные разработчики ИИ — OpenAI и Anthropic — остаются частными, несмотря на оценки в десятки миллиардов. Они могут получить доступ к огромному капиталу, не сталкиваясь с контролем со стороны публичного рынка или давлением квартальных доходов.

Компании, лидирующие в сегодняшней технологической волне, также заметно отличаются от своих предшественников из класса доткомов. В 2000 году многие любимцы рынка были новоиспеченными стартапами с небольшим доходом. Сегодня инновации в области ИИ в основном финансируются богатыми технологическими гигантами, включая Microsoft, Google и Nvidia, компаниями с разнообразными источниками доходов и существенной прибылью. Такая концентрация ресурсов среди устоявшихся игроков может обеспечить подушку безопасности против волатильности рынка, которой не было в эпоху доткомов.

«Крупные компании могут выжить, если на рынке произойдет крах, потому что у них есть другие способы привлечения финансирования, в то время как мелкие будут устранены», — сказал Сяо.

Позиция пессимистов
Однако не все наблюдатели за рынком убеждены, что удастся полностью избежать расплаты. Джин Манстер, управляющий партнер Deepwater Asset Management, сказал, что сегодняшний бум ИИ еще продолжится какое-то время, но затем завершится. «Я все еще думаю, что у нас осталось еще два хороших года на рынке, — сказал Манстер. - К сожалению, все закончится так же, как и 25 лет назад».

Для Манстера ключевым показателем являются не текущие оценки, а психологическое состояние рынка, которое он сейчас считает «эйфорическим». Он определяет эйфорию как момент, когда форвардный мультипликатор цены к прибыли превышает 50 раз. Сегодня Nasdaq торгуется примерно в 25 раз больше прибыли. Но Манстер сказал, что порог эйфории может быть достигнут к 2027 году, что потенциально может спровоцировать то, что он назвал «впечатляющим взрывом».

По мнению Манстера, развитие ИИ продолжится, но прорыва не произойдет вовремя, чтобы избежать коррекции рынка. «К тому времени, как цифры начнут улучшаться, пузырь лопнет, — сказал Манстер. - Я пережил пузырь доткомов. Я не хочу видеть, как рушатся жизни людей, но я также думаю, что ИИ будет иметь большее влияние, чем интернет».

Несмотря на все структурные различия, некоторые эксперты предупреждают, что есть риск повторить те же фундаментальные ошибки. Мар Хикс, профессор истории технологий в Университете Вирджинии и автор книги «Запрограммированное неравенство», сказала, что ретроспективный взгляд на предыдущие технологические пузыри часто минимизирует их негативные последствия.

Хикс обратила внимание не существенное размытие норм конфиденциальности и трансформацию рынка труда, которые начались во время первого интернет-бума. Ранние компании электронной коммерции, такие как Kozmo.com, использовали венчурный капитал для предложения услуг по неустойчиво низким ценам, приучая потребителей ожидать удобства без затрат — предшественник сегодняшней экономики свободного заработка.

«В результате люди привыкли к идее, что по сути можно получить все бесплатно, — сказала Хикс. - Это привело к тому, что люди либо не думали об оплате труда тех, кто выполняет эту работу, либо это полностью изменило структуру рынка труда».

Хикс предположила, что, хотя память Кремниевой долины может быть короткой, ее руководители не полностью забывают историю — они стратегически неправильно ее помнят. Сегодняшние лидеры ИИ, похоже, изучали крах доткомов в первую очередь как пример для связей с общественностью, а не как существенный урок для бизнеса. «Теперь они знают, что им нужно сказать, чтобы, возможно, заставить людей не расстраиваться, — подчеркнула Хикс. – Но это не решает реальных проблем».