Акции компании Tesla переживают резкий спад после того, как в декабре достигли своего пика. За последние три месяца рыночная капитализация флагмана рынка EV упала на 45%, сведя на нет большую часть достигнутых успехов.
Однако, даже несмотря на эти потери, Tesla по-прежнему оценивается гораздо выше традиционных автопроизводителей и технологических гигантов. Причина? Многие инвесторы продолжают верить в идею Маска о том, что Tesla – это не просто автомобильная компания, а лидер в области искусственного интеллекта, готовый совершить революцию в сфере транспорта с помощью роботакси и человекоподобных роботов.
Но что же на самом деле стало причиной столь масштабного падения? Это более широкий спад на рынке, фундаментальные опасения по поводу бизнеса Tesla или сам Илон Маск, подавшийся в большую политику, стал обузой для компании? Давайте разбираться.
Ситуация на рынках
Начнем с глобальных причин падения акций компании. Это падение спроса на электромобили в целом. В Европе и США спрос на электромобили снижается, а доля автомобилей с ДВС в продажах растет. В Европе рыночная доля электромобилей сократилась до 14% в августе, тогда как год назад она превышала 15%. В Германии, крупнейшем авторынке региона, продажи электрокаров упали на 69%.
Конечно же, эти тенденции не прошли стороной Tesla. В Соединенных Штатах, особенно в Калифорнии – крупнейшем рынке сбыта компании, – последствия оказались весьма разительными. Продажи в Калифорнии упали почти на 8% в 4-м квартале 2024 года и примерно на 12% за весь год, что свидетельствует о значительном снижении доверия потребителей.
Bloomberg News отмечает, что показатели доверия и симпатии к Tesla упали до самого низкого уровня как минимум с 2023 года.
По другую сторону Атлантики, в Европе ситуация не менее тревожная. В Германии, крупнейшем рынке электромобилей на континенте, продажи Tesla упали на 71%, а в Норвегии, Франции и Испании падение составило от 44 до 45%.
Эти спады сопровождались заметным изменением общественных настроений: инвесторы и потребители стали сомневаться в стратегическом направлении развития компании на этих важнейших рынках. Одновременный спад на американском и европейском рынках подчеркивает глобальный характер проблем, с которыми сейчас сталкивается Tesla.
Падение затронуло и дальние рынки. Так, в Австралии продажи упали более чем на 70% по сравнению с предыдущим годом, а в Китае поставки в феврале упали на 49%.
Британский рынок, напротив, подает надежды: в феврале продажи Tesla выросли на 20%, что свидетельствует о том, что региональные условия на рынке могут существенно различаться.
Падение акций Tesla также вызвано неопределенностью в отношении тарифных планов президента Трампа. Поскольку Канада и Мексика являются важнейшими рынками для поставщиков автомобилей, повышение тарифов может нарушить производство, повысить затраты и потенциально перерасти в торговую войну.
Эти различия подчеркивают тот факт, что макроэкономические факторы – от сбоев в цепочках поставок до роста стоимости сырья – оказывают огромное давление на глобальные операции Tesla. В результате компания вынуждена ориентироваться в сложной обстановке, когда местные экономические условия и жесткая конкуренция играют решающую роль в формировании ее показателей.
Проблемы в основной деятельности
Помимо внешнего давления на рынок, Tesla также сталкивается с серьезными проблемами в своей основной деятельности. Компания столкнулась с задержками в запуске новых моделей, а долгожданный Cybertruck не оправдал ожиданий: в прошлом году его продажи составили всего 38 965 единиц, что намного ниже первоначального прогноза в 250 000 единиц к 2025 году.
Кроме того, спрос на такие известные модели, как Model 3 и Model Y, снизился, что вынуждает Tesla снижать цены, чтобы увеличить продажи. Эти производственные неудачи подчеркивают фундаментальную проблему в способности компании внедрять инновации и поддерживать темпы развития.
Аналитики рынка отмечают, что вялая производительность Cybertruck является симптомом более глубоких проблем в продуктовом конвейере Tesla. Более того, опора на ограниченный ассортимент моделей без активного внедрения новых предложений создает долгосрочные риски для лидерства Tesla на рынке.
Усиливающееся давление со стороны конкурентов – особенно доступных электромобилей, появляющихся в Китае, – только усугубляет эти проблемы, подчеркивая необходимость стратегических операционных корректировок.
Политическое влияние Илона Маска
Помимо операционных и рыночных проблем, спад Tesla усугубляется противоречивой политической деятельностью ее генерального директора Илона Маска. Некогда прославленный как инновационный предприниматель и пионер в области охраны окружающей среды, Маск все чаще занимает политические позиции, которые поляризуют общественное мнение.
Его активное участие в американских выборах и поддержка Дональда Трампа привели к резкому падению рейтинга его благосклонности.
Учитывая политизированность американского общества – результат не заставил себя долго ждать. Согласно данным Strategic Vision, около половины покупателей электромобилей сторонники демократической партии, тогда как среди республиканцев и консерваторов этот показатель составляет примерно 20%.
Президент Strategic Vision Александр Эдвардс отмечает, что демократы, которые традиционно составляли основную группу владельцев электромобилей, теперь все чаще отказываются от Tesla в пользу других марок. Так, доля демократов снизилась с 40% в начале президентства Байдена до 29% в настоящее время, тогда как число республиканцев остается на уровне около 30% с 2021 года.
Сдвиг в общественном восприятии напрямую повлиял на имидж бренда Tesla, превратив его из символа устойчивых инноваций в олицетворение политического курса текущей администрации Белого дома.
Отрицательная реакция не ограничивается только общественным мнением – было зафиксировано множество случаев вандализма, направленного против зарядных станций, демонстрационных залов и автомобилей Tesla.
Например, во время карнавального парада в Новом Орлеане несколько кибергрузовиков, как сообщается, были повреждены бусами, освистыванием и другими враждебными действиями. Некоторые владельцы Tesla в знак протеста даже стали клеить на свои автомобили наклейки на бампер с фразой «Я купил это до того, как все узнали, что Илон Маск сошел с ума». В целом, переплетение политических амбиций Маска с брендом Tesla подрывает доверие потребителей и ставит под угрозу долгосрочное положение компании на рынке.
Новые горизонты
Таким образом, компания Tesla переживает многогранный кризис, в котором переплетаются давление рынка, операционные проблемы и противоречивая политическая позиция ее генерального директора. Некогда уважаемый бренд сейчас борется со снижением продаж на ключевых рынках, обострением конкуренции и быстро меняющимся общественным имиджем, который, похоже, в равной степени определяется как политической риторикой, так и технологическими инновациями. Несмотря на эти неудачи, среди сторонников и отраслевых аналитиков сохраняется нить оптимизма, которые считают, что новый цикл производства может оживить судьбу компании.
Так, прогнозируется запуск доступных моделей электромобилей, роботакси, автономных сервисов по требованию и человекоподобных роботов для работы на заводах. Ожидается, что во второй половине 2025 года Илон Маск переключит свое внимание на Tesla и другие свои компании.
К тому же, согласно аналитике TD Cowen, Tesla, вступает в раннюю стадию значительного цикла производства продукции на 2025-2026 годы, что, по их мнению, может возобновить рост объемов и улучшить общее настроение на рынке.
Однако, даже несмотря на эти потери, Tesla по-прежнему оценивается гораздо выше традиционных автопроизводителей и технологических гигантов. Причина? Многие инвесторы продолжают верить в идею Маска о том, что Tesla – это не просто автомобильная компания, а лидер в области искусственного интеллекта, готовый совершить революцию в сфере транспорта с помощью роботакси и человекоподобных роботов.
Но что же на самом деле стало причиной столь масштабного падения? Это более широкий спад на рынке, фундаментальные опасения по поводу бизнеса Tesla или сам Илон Маск, подавшийся в большую политику, стал обузой для компании? Давайте разбираться.
Ситуация на рынках
Начнем с глобальных причин падения акций компании. Это падение спроса на электромобили в целом. В Европе и США спрос на электромобили снижается, а доля автомобилей с ДВС в продажах растет. В Европе рыночная доля электромобилей сократилась до 14% в августе, тогда как год назад она превышала 15%. В Германии, крупнейшем авторынке региона, продажи электрокаров упали на 69%.
Конечно же, эти тенденции не прошли стороной Tesla. В Соединенных Штатах, особенно в Калифорнии – крупнейшем рынке сбыта компании, – последствия оказались весьма разительными. Продажи в Калифорнии упали почти на 8% в 4-м квартале 2024 года и примерно на 12% за весь год, что свидетельствует о значительном снижении доверия потребителей.
Bloomberg News отмечает, что показатели доверия и симпатии к Tesla упали до самого низкого уровня как минимум с 2023 года.
По другую сторону Атлантики, в Европе ситуация не менее тревожная. В Германии, крупнейшем рынке электромобилей на континенте, продажи Tesla упали на 71%, а в Норвегии, Франции и Испании падение составило от 44 до 45%.
Эти спады сопровождались заметным изменением общественных настроений: инвесторы и потребители стали сомневаться в стратегическом направлении развития компании на этих важнейших рынках. Одновременный спад на американском и европейском рынках подчеркивает глобальный характер проблем, с которыми сейчас сталкивается Tesla.
Падение затронуло и дальние рынки. Так, в Австралии продажи упали более чем на 70% по сравнению с предыдущим годом, а в Китае поставки в феврале упали на 49%.
Британский рынок, напротив, подает надежды: в феврале продажи Tesla выросли на 20%, что свидетельствует о том, что региональные условия на рынке могут существенно различаться.
Падение акций Tesla также вызвано неопределенностью в отношении тарифных планов президента Трампа. Поскольку Канада и Мексика являются важнейшими рынками для поставщиков автомобилей, повышение тарифов может нарушить производство, повысить затраты и потенциально перерасти в торговую войну.
Эти различия подчеркивают тот факт, что макроэкономические факторы – от сбоев в цепочках поставок до роста стоимости сырья – оказывают огромное давление на глобальные операции Tesla. В результате компания вынуждена ориентироваться в сложной обстановке, когда местные экономические условия и жесткая конкуренция играют решающую роль в формировании ее показателей.
Проблемы в основной деятельности
Помимо внешнего давления на рынок, Tesla также сталкивается с серьезными проблемами в своей основной деятельности. Компания столкнулась с задержками в запуске новых моделей, а долгожданный Cybertruck не оправдал ожиданий: в прошлом году его продажи составили всего 38 965 единиц, что намного ниже первоначального прогноза в 250 000 единиц к 2025 году.
Кроме того, спрос на такие известные модели, как Model 3 и Model Y, снизился, что вынуждает Tesla снижать цены, чтобы увеличить продажи. Эти производственные неудачи подчеркивают фундаментальную проблему в способности компании внедрять инновации и поддерживать темпы развития.
Аналитики рынка отмечают, что вялая производительность Cybertruck является симптомом более глубоких проблем в продуктовом конвейере Tesla. Более того, опора на ограниченный ассортимент моделей без активного внедрения новых предложений создает долгосрочные риски для лидерства Tesla на рынке.
Усиливающееся давление со стороны конкурентов – особенно доступных электромобилей, появляющихся в Китае, – только усугубляет эти проблемы, подчеркивая необходимость стратегических операционных корректировок.
Политическое влияние Илона Маска
Помимо операционных и рыночных проблем, спад Tesla усугубляется противоречивой политической деятельностью ее генерального директора Илона Маска. Некогда прославленный как инновационный предприниматель и пионер в области охраны окружающей среды, Маск все чаще занимает политические позиции, которые поляризуют общественное мнение.
Его активное участие в американских выборах и поддержка Дональда Трампа привели к резкому падению рейтинга его благосклонности.
Учитывая политизированность американского общества – результат не заставил себя долго ждать. Согласно данным Strategic Vision, около половины покупателей электромобилей сторонники демократической партии, тогда как среди республиканцев и консерваторов этот показатель составляет примерно 20%.
Президент Strategic Vision Александр Эдвардс отмечает, что демократы, которые традиционно составляли основную группу владельцев электромобилей, теперь все чаще отказываются от Tesla в пользу других марок. Так, доля демократов снизилась с 40% в начале президентства Байдена до 29% в настоящее время, тогда как число республиканцев остается на уровне около 30% с 2021 года.
Сдвиг в общественном восприятии напрямую повлиял на имидж бренда Tesla, превратив его из символа устойчивых инноваций в олицетворение политического курса текущей администрации Белого дома.
Отрицательная реакция не ограничивается только общественным мнением – было зафиксировано множество случаев вандализма, направленного против зарядных станций, демонстрационных залов и автомобилей Tesla.
Например, во время карнавального парада в Новом Орлеане несколько кибергрузовиков, как сообщается, были повреждены бусами, освистыванием и другими враждебными действиями. Некоторые владельцы Tesla в знак протеста даже стали клеить на свои автомобили наклейки на бампер с фразой «Я купил это до того, как все узнали, что Илон Маск сошел с ума». В целом, переплетение политических амбиций Маска с брендом Tesla подрывает доверие потребителей и ставит под угрозу долгосрочное положение компании на рынке.
Новые горизонты
Таким образом, компания Tesla переживает многогранный кризис, в котором переплетаются давление рынка, операционные проблемы и противоречивая политическая позиция ее генерального директора. Некогда уважаемый бренд сейчас борется со снижением продаж на ключевых рынках, обострением конкуренции и быстро меняющимся общественным имиджем, который, похоже, в равной степени определяется как политической риторикой, так и технологическими инновациями. Несмотря на эти неудачи, среди сторонников и отраслевых аналитиков сохраняется нить оптимизма, которые считают, что новый цикл производства может оживить судьбу компании.
Так, прогнозируется запуск доступных моделей электромобилей, роботакси, автономных сервисов по требованию и человекоподобных роботов для работы на заводах. Ожидается, что во второй половине 2025 года Илон Маск переключит свое внимание на Tesla и другие свои компании.
К тому же, согласно аналитике TD Cowen, Tesla, вступает в раннюю стадию значительного цикла производства продукции на 2025-2026 годы, что, по их мнению, может возобновить рост объемов и улучшить общее настроение на рынке.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба