25 марта 2025 Financial One Марцинкевич Борис
Борис Марцинкевич скептически оценил заявление Дональда Трампа о том, что «США легко смогут управлять украинскими АЭС», напомнив, что на Хмельницкой, Южно-Украинской и Ровенской станциях работают реакторы советского дизайна. По словам эксперта, американские специалисты никогда ранее не сталкивались с подобным оборудованием, а потому обеспечить реальный контроль не смогут.
«Максимум, на что они способны, – поставить комиссаров в пыльных шлемах за спину дежурной смене операторов», – отметил
Кроме того, эксперт напомнил о ситуации в Чернобыльской зоне и центральном хранилище отработанного ядерного топлива, где Киев уже демонстрировал готовность к рискованным действиям, включая обстрелы защитного саркофага.
Бизнес на украинской энергии
Говоря о мотивах США, Марцинкевич предположил, что основной интерес заключается в извлечении прибыли. Несмотря на дефицит электроэнергии внутри страны, поставки в Европу продолжаются: днем, когда внутреннее потребление высокое, электроэнергия поступает из ЕС, а ночью атомные станции работают на полную мощность, отправляя энергию на экспорт. Такая схема позволяет Киеву рассчитываться не деньгами, а киловатт-часами, поскольку ночные тарифы в Европе значительно ниже дневных.
«Экономическая логика США проста: украинские потребители платят мало и нерегулярно, а в Европе дисциплина выше, и тарифы существенно выше», – подчеркнул эксперт.
Таким образом, контроль над энергетикой Украины открывает возможности перенаправлять потоки электроэнергии в выгодном для американских компаний направлении.
Опасность ради эксперимента
Особую обеспокоенность у эксперта вызвала судьба украинских АЭС. Марцинкевич напомнил, что большинство реакторов на этих станциях были построены еще в советское время, и их срок службы подходит к концу. Росатом, ранее занимавшийся их обслуживанием, прекратил сотрудничество после перехода Украины на американское топливо Westinghouse. При этом американцы не имеют опыта работы с реакторами типа ВВЭР, а характеристики топлива Westinghouse до конца неизвестны, поскольку российские специалисты больше не участвуют ни в эксплуатации, ни в контроле за работой станций.
В подтверждение своих опасений эксперт привел инциденты 2012 года, когда топливные сборки Westinghouse, использованные в реакторах Швеции, Чехии и Украины, начали деформироваться, создавая угрозу аварии.
«Чехия тогда досрочно разорвала контракт с американской компанией, предпочтя вернуться к российскому топливу. Украина же продолжила использовать сборки Westinghouse, надеясь на лучшее», – напомнил Марцинкевич.
Про атомные эксперименты на Украине
Про историю проекта Хмельницкой АЭС, состояние оборудования, возможные перспективы сотрудничества Украины с зарубежными партнерами и потенциальные риски, связанные с безопасностью и топливным обеспечением станции рассказал эксперт в области энергетики Борис Марцинкевич на канале «Геоэнергетика инфо».
Изначально для Хмельницкой АЭС планировалось строительство энергоблоков на базе реакторов ВВЭР-1000, рассказывает Борис Марцинкевич. Однако, по его словам, процесс затянулся: Болгария, заключив соглашение на поставку оборудования, впоследствии отказалась от выполнения договорных обязательств. Росатом обратился в суд, который выиграл, и Болгария выплатила российской стороне €600 млн. Этот инцидент тесно связан с неудачным проектом АЭС «Белене», который так и не был реализован, считает эксперт. Оборудование с тех пор хранится на складах, и его текущее состояние остается под вопросом.
Технические сложности и нехватка ресурсов
Капитальное строительство на Хмельницкой АЭС было завершено еще в советский период, но с тех пор прошло немало времени. По словам Марцинкевича, для завершения строительства потребуется не только проверка состояния имеющегося оборудования, но и производство новых компонентов.
«Последняя техническая ревизия станции проводилась в 2015 году», – отметил он, подчеркивая, что для завершения проекта потребуется значительное финансирование.
Вопрос безопасности также остается открытым, поскольку конструкция станции и ее системы требуют серьезной оценки перед возобновлением работ.
Существует вероятность привлечения чешских предприятий для производства недостающих компонентов. Однако даже при наличии заказа, по словам эксперта, от момента заключения контракта до поставки может пройти от 10 до 15 лет. Марцинкевич также упомянул сотрудничество Чехии и Словакии в области атомной энергетики, которое может сыграть важную роль в проекте.
При этом остается открытым вопрос о поставках ядерного топлива: «Украина использует топливо американской компании Westinghouse, что ранее привело к серьезным проблемам на чешских реакторах из-за деформации топливных сборок», – рассказал Марцинкевич.
Непредсказуемые перспективы
Отказ Украины от российского топлива привел к тому, что Росатом снял с себя все гарантийные обязательства по украинским энергоблокам.
Эксперт сравнил эту ситуацию с примером автомобиля: «Если владелец заправляет его на сомнительной автозаправке, производитель машины не обязан отвечать за поломки двигателя».
Что касается дальнейшего развития проекта, Марцинкевич подчеркнул, что говорить о четких перспективах пока рано.
По его словам, новый энергоблок Хмельницкой АЭС уже два года числится в базе МАГАТЭ как строящийся, хотя фактически работы не ведутся. Он также отметил, что за развитие проекта, скорее всего, придется платить Украине, так как привлечение иностранных инвесторов требует заключения обязывающих контрактов. Международные организации могут вмешаться только после появления таких контрактов, а пока за развитием ситуации остается лишь наблюдать с интересом и определенной долей скептицизма.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба