28 марта 2025 smart-lab.ru Петров Виктор

Скандалы, интриги, расследования. Эти слова не должны были всплывать в инвестиционном сообществе, в отмежёвывающимся состоянии от эмитентов. Но так вышло, что случилось. Потому что у нас тут свобода слова существует. Правда до той поры, пока ты его никому не озвучиваешь.
Начало истории самое что ни на есть простое. 24 октября 2024 года на свет появляется один телеграм-канал. Его автор рассказывал как заляпал футболку греческим салатом и немного информацией по рынку. Рассказывал про свои шорты и лонги, про влияние ЦБ на акции IT-компаний, про шорт мерзкого Делимобиля на 33% депозита, как был модератором на конфе Смартлаба, отправлял кружочки и вообще транслировал личное виденье рынка.
Его сектор обзора выглядит примерно так:

Например, в одном из кружочков он раскрывает секрет, как компании могут завысить выручку через дебиторскую задолженность:
Если у вас есть компания и у вашего друга тоже, то по документам вы можете отгрузить ему продукцию и деньги за него не получить. Соответственно в МСФО появляется выручка у вас и дебиторская задолженность. И так можно делать несколько кварталов и несколько лет. Потом дебиторская задолженность становится просроченной и начинает потихоньку списываться как убыток. Это занижает прибыль, но выручка остаётся прежней. Компании прибегают к этому обычно до выхода на IPO, чтобы казаться более привлекательными.
Наиболее опасным такое явление может быть у IT-компаний
Скажите, в каком банке в презентациях вы об этом услышите? Ни в каких. Потому что это не выгодно.
Я покопался и много времени не пришлось терять. В презентациях его сектора красуется имя — Дмитрий Трошин и трудится он в Совкомбанке. И его мысль, кажется, была наиблагороднейшая: искоренение невежества и трансляция своих мыслей по компаниям. В принципе, это всё есть в рапортах Совкомбанка. Однако с некоторыми нюансами.
Дело в том, что аналитики не сами создают их. Вначале идёт рабочая рассылка. Над результатами работы аналитика работают редакторы. Они перерабатывают текст в формат удобный для рядового инвестора и, например, такие фразы как «не инвестируйте в IPO Джетленда» либо убирают, либо меняют на что-то более нейтральное. Иначе кто потом платить за рекламу банков?
И теперь представьте, что компании платят «БАНК»Инвестиции, получают то, чего хотят, но аналитики могут транслировать в своих каналахне совсем то, за что «уплачено». С одной стороны «БАНК»Инвестиции понять можно. Они рубят бабки, но ведь истина то дороже. Просто так получилось, что за неё почти никто не платит. В результате приходится делать пометки «на полях» в таком виде:

В итоге появлялись посты по сделкам, которые возможно неким образом расходились с позицией «работодателя». И это так же могло стать причиной или одной из них.
Как видите, всего за пару кварталов, посты в этом канале читают 2000 человек. Правда это ещё на конец 2024 года. В последний момент на него было подписано свыше 2500. Хотя никакой рекламы и подобной «необходимой для заработка» шелухи не было.
На рынок я не врывался с ноги, а как застенчивая букашка, украдкой читал аналитику таких вот «БАНК»Инвестиции, наивно полагая, что эти рапорта нужно возводить на пьедестал и придерживаться их. Однако, когда посаженное мной дерево обросло кроной, часть ветвей говорило, что этим рапортам нельзя слепо верить. И на это есть несколько причин:
1) Эти рапорта пишутся аналитиками, у которых в портфеле вообще может не быть акций компаний, на который происходил обзор. У них нет «шкуры в игре» и за слова даже ничем не придётся отвечать.
2) В какие-то моменты может быть дана установка чуть «улучшить» или «ухудшить» прогноз. И уже табун свежих кабанчиков бежит на убой, после прочтения таких «подарков судьбы». Для примера, предлагаю вам вот что. Две фразы «После применения лекарства выздоравливают 95% людей» и «После применения лекарства смертность составляет 5%». Это одно и то же, но воспринимается по-разному.
И вот различные вольнодумства, особенно которые перечат политике партии, запрещены и караются если не расстрелом, то раскалённым прутом. Поэтому Дмитрию Трошину пришлось продать свой телеграм-канал, о чём он и сообщил подписчикам:

Название я заштриховал, так как оно было изменено. Какие же он на канале дал пояснения? Вот выдержка:
У канала оказалось много недоброжелателей, которым не нравится, что у аналитика equity research отдела свой личный телеграм-канал
Банкиры других банков, насевшие на бедолагу из-за трансляции своих сделок в канале. Ибо сделки носят спекулятивные идеи, идущие вразрез с серьёзностью плато банкиров.
Конфликт интересов. Аналитик не должен торговать бумагами, которые покрывает
IR некоторых компаний жалуются, так как Дмитрий использовал информацию из всевозможных источников, а не только ту, что предоставляли сами компании
Т.е. этим говорится, что аналитики обязаны руководствоваться лишь той информацией, которую дают компании. Которые, в свою очередь, дают только ту информацию, которая им удобна. А это превращает аналитиков в обосаных блогеров-рекламщиков/инфлюенсеров (цитата из бывшего канала Дмитрия)
Канал был продан и теперь там другой автор, который транслирует аналитику, сопровождаемую множественными реакциями в виде клоунов:

Из некогда отличного канала, судя по бывшим постам, он превратился в сборище (сами видите кого на скрине) — по мнению нового автора. В итоге эволюцию теперь уже бывшего канала Дмитрия, можно описать следующим мемом:

Мем не мой, но он отлично показывает процесс зарождения и нынешний финиш или можно сказать — упадок, к которому пришёл в бывшем отличный канал. Попытка была хорошая, как и аналитика, но пока всё закончилось, к сожалению, последним словом из мема.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба