Поблажек не будет
Как отмечает Bloomberg, Трамп, объявляя о пошлинах, также высказал угрозу в адрес ЕС и Канады на случай, если они объединят свои силы против США. По его словам, на них в этом случае будут наложены дополнительные тарифы. Трамп назвал пошлины «постоянными» и сказал, что не заинтересован в переговорах о каких-либо исключениях.
По словам секретаря аппарата Белого дома Уилла Шарфа, тарифы будут введены в дополнение к уже действующим сборам, и администрация прогнозирует, что тарифы принесут США 100 млрд долларов нового годового дохода.
Автопошлины вступят в силу 3 апреля, изначально они нацелены на полностью собранные автомобили. К 3 мая сфера действия расширится и будет включать основные автомобильные детали, такие как двигатели, компоненты трансмиссии и электрические системы, также останется возможность дальнейшего расширения по мере необходимости.
В информационном бюллетене об автомобильных пошлинах Белый дом заявил, что импортерам, чьи транспортные средства подпадают под действие USMCA - торгового соглашения, заключенного в первый срок Трампа с Канадой и Мексикой - будет предоставлена возможность сертифицировать свои автомобили в США. При этом 25%-ный сбор будет применяться только к стоимости их неамериканского содержимого.
Акции Toyota, Stellantis, Valeo, Porsche и Mercedes-Benz упали после объявления Трампа. Также пострадали акции Ford Motor и General Motors, в то время как Tesla немного выросла. В целом индекс MSCI World Automobiles упал в этом году более чем на 20%.
Реакции стран и импортеров
Автор Telegram-канала TruEcon Егор Сусин анализирует, как пошлины влияют на динамику импорта и как реагируют различные страны.
«После рекордного дефицита торговли товарами США в январе до $156 млрд, февраль дал небольшое изменение до $148 млрд. Импорт остался вблизи рекордных уровней $327 млрд за месяц, экспорт немного подрос до $179 млрд. В ожидании новых пошлин американские импортеры пытаются успеть закупиться по максимуму», - отмечает эксперт.
Он добавляет, что после указа о введении пошлин на автомобили реакции были разными. «Мексика, которая больше всего может пострадать, пытается договориться. Канада обещает ответ и боль американцам. ЕС достаточно уныло обещает ответ, но в апреле, Япония не исключает ответа и вспомнила о своих инвестициях в США, Корея поддержит автосектор», - перечислил Сусин.
Китай, тем временем, идет своим путем и предлагает ЕС сотрудничество, «чтобы противостоять протекционизму». Кроме того, ведущие торговые деятели Южной Кореи и Японии решили встретиться со своими китайскими коллегами в Сеуле, чтобы обсудить экономическое сотрудничество в поисках путей реагирования на растущее торговое давление со стороны США.
Последствия пошлин
Автомобильные пошлины, вероятно, создадут сложности для крупнейших автомобильных брендов в таких странах, как Япония, Германия и Южная Корея, которые являются основными торговыми партнерами США, пишет Bloomberg. Этот шаг также рискует нарушить работу североамериканских автопроизводителей, которые полагаются на интегрированные цепочки поставок в США, Мексике и Канаде. «Пошлины ударят по неамериканскому контенту в некоторых из самых узнаваемых и прибыльных моделей Детройта. GM импортирует некоторые пикапы Chevrolet Silverado с заводов в Мексике и Канаде, в то время как Stellantis производит модели, включая внедорожник Jeep Compass, в Мексике», - отмечает агентство.
Организация Autos Drive America, которая лоббирует интересы автопроизводителей, базирующихся за пределами США, включая Toyota и BMW, предупредила, что эффект от новых пошлин будет противоположным тому, чего добивается Трамп. «Пошлины сделают производство и продажу автомобилей в Соединенных Штатах более дорогим, что в конечном итоге приведет к более высоким ценам, меньшему количеству вариантов для потребителей и меньшему количеству рабочих мест на производствах в США», — заявила президент организации Дженнифер Сафавиан.
Руководители автопроизводителей из «большой тройки» Детройта лоббировали послабления в тарифах, заявляя, что им нужно больше времени для адаптации, учитывая тесную интеграцию сектора по всему континенту.
Между тем, президент профсоюза United Auto Workers Шон Файн приветствовал решение Трампа. «Прекращение «гонки на дно» в автомобильной промышленности начинается с исправления нарушенных торговых соглашений, и администрация Трампа вошла в историю сегодняшними действиями», - заявил Файн.
Аналитики подсчитали, что новые тарифы могут повысить цены на новые автомобили в США на тысячи долларов. Одно из недавних исследований показало, что тарифы для Канады, Мексики и Китая увеличат стоимость производства кроссовера примерно на 4000 долларов, в то время как стоимость электромобиля американского производства подскочит примерно на 12 000 долларов.
Сам Трамп делает ставку на то, что его шаги по тарифам изменят промышленность США, и утверждает, что его подход уже работает. На этой неделе он принимал руководителей компании Hyundai Motor в Белом доме и приветствовал план южнокорейского автопроизводителя по расширению деятельности в США на сумму 21 миллиард долларов как «наглядную демонстрацию того, что тарифы очень эффективны».
В чем смысл действий Трампа?
Инвестбанкир Евгений Коган считает, что задача Трампа - сократить бюджетный дефицит так, чтобы жизнь большинства обычных американцев не ухудшилась. Это непростая задача, «но под таким углом становится понятнее, почему выбраны именно такие инструменты».
«У тарифов есть серьезные недостатки. Они, в частности, бьют по экономическому росту. Но важно, как делится это бремя. Например, владельцам автозаводов в США и Мексике будет плохо, их прибыли упадут, производство станет менее эффективным. А вот жизнь обычных рабочих станет лучше, для них появятся рабочие места. Выходит, и бюджет пополняется, и рабочий класс доволен», - рассуждает Коган.
Однако, по его словам, есть и еще одна проблема: сокращение расходов будет вести к сокращению бюджетного импульса. «Чтобы избежать этого, новый министр финансов Бессент предлагает дерегулирование малых и средних банков. Оно приведет к росту частного кредита, который как раз заменит снижение государственных займов. А почему именно малые банки? Ответ все тот же — чтобы бенефициарами стали средний и рабочий класс, которые обслуживаются в этих банках, а не крупный бизнес с Уолл-стрит», - полагает эксперт.
Почему Tesla выигрывает
Аналитики Уолл-стрит говорят, что Илон Маск — явный победитель в области автомобильных пошлин: «Tesla побеждает, Детройт истекает кровью». Их мнение приводит CNBC. Причина – в большей степени локализации производства компании в США.
В частности, аналитик Bernstein Дэниел Роеска отметил, что у Tesla есть локализованная доля рынка и она «лучше защищена» от торговых рисков. При этом Ford и General Motors могут столкнуться со снижением прибыли до 30% в этом году. Аналитик UBS Джозеф Спак также отметил, что Tesla и ее конкурент Rivian могут преуспеть, поскольку у них имеется 100%-ное производство в США.
Аналитик TD Cowen Итай Михаэли сказал, что большие внутренние поставки Tesla помогают компании стать «относительным победителем». Это особенно актуально для Tesla Model Y, которая конкурирует в сегменте среднеразмерных кроссоверов - категории, которая теперь будет облагаться налогами почти для половины всех транспортных средств. Предположительно, часть пошлин будет переложена на потребителей, что сделает эти транспортные средства более дорогими.
Трамп сказал, что гендиректор Tesla Илон Маск не консультировал администрацию США по автомобильным пошлинам из-за потенциального конфликта интересов. Маск опубликовал в соцсети X заявление, что его компания не застрахована от последствий этой политики. «Важно отметить, что Tesla НЕ осталась невредимой, — написал Маск. - Влияние пошлин на Tesla значительно».
Тем не менее, Уолл-стрит ожидает, что акции Tesla в какой-то степени восстановятся после крупного падения с начала года. Большинство аналитиков, опрошенных LSEG, имеют рейтинг «покупать».
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
