Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Настоящая причина, по которой Трамп продвигает лозунг «Покупай американское» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Настоящая причина, по которой Трамп продвигает лозунг «Покупай американское»

1 апреля 2025 Финам
Как пишет Bloomberg, на первый взгляд, рекламный слоган «Покупай американское» призван изменить потребительские привычки и поддержать отечественное производство. Однако в истории есть и темные мотивы.

Когда разгневанные колонисты захватывали корабли в Бостонской гавани и сбрасывали в воду сотни ящиков с импортным чаем, мало кто мог подумать, что они разжигают революцию. Не осознавали они и того, что запускают маркетинговую кампанию, которая будет длиться веками.

Бостонское чаепитие стало пиком «движения против импорта», в рамках которого колонисты протестовали против британского правления, бойкотируя товары из-за рубежа и призывая других последовать их примеру. Для первых американцев этот всплеск экономического национализма был экзистенциальным: он помог распространить мнение о том, что Англия является внешним врагом, и побудил людей выступить против экономического господства островной державы. Со временем эта идея была сведена к лаконичному лозунгу «Покупай американское».

Если вы квалифицированный инвестор и хотите купить акции американских компаний, то сделать это не составит труда. «Финам» предоставил доступ к инструментам рынка США - клиенты, использующие счет «Сегрегированный Global» имеют доступ к более чем 20 000 акций и опционов.

С тех пор лозунг «Покупай американское» периодически используют, хотя и с менее революционными целями. Недавно президент США Дональд Трамп, который во время своего первого срока называл себя лидером с идеей «Покупай американское, нанимай американцев», ответил на критику своей администрации по хаотичному тарифному режиму, заявив сторонникам, что покупка товаров, произведенных в США, укрепит страну.

Он руководствуется классическим протекционизмом: неограниченный импорт подрывает американскую промышленность, поэтому повышение цен сделает эти товары менее привлекательными для потребителей, что гарантирует высокооплачиваемые рабочие места в промышленности США и расширит внутреннюю экономику. Логика убедительна для людей из обоих политических лагерей. Многие американцы в любом случае воспринимают иностранные товары как низкокачественные, так почему бы не купить вещи, которые поддерживают американский рынок труда?

Вопрос о том, работают ли на самом деле кампании «Покупай американское», зависит от того, как вы определяете успех. Самым очевидным показателем их эффективности будет долгосрочный, хотя и незначительный, разворот потребительских тенденций на национальном уровне: люди начнут потреблять больше отечественных товаров. Доказательств на этот счет мало. По данным Федеральной резервной системы Сент-Луиса, самые крупные кампании «Покупай американское» проводились во время рецессий, которые в сочетании с обременительными тарифами, сами значительно сокращали количество товаров, поступающих в страну.

Те же данные показывают, что, как только рецессия заканчивается, импорт очень быстро возвращается к предыдущей линии тренда. Если бы одних только националистических настроений было достаточно, чтобы изменить привычки американских потребителей, можно было бы ожидать, что они сдвинут ситуацию с мертвой точки, и экономическая ситуация в стране изменится.

Что покупает Америка
Еще одним показателем эффективности кампании «Покупай американское» может быть рост числа рабочих мест в производственном секторе страны или, по крайней мере, сохранение существующих. Это тоже, похоже, не так. В своей книге «Покупай американское: нерассказанная история экономического национализма» историк Дана Фрэнк вспоминает две крупнейшие кампании «Покупай американское», которые велись в 1930-х и 1980-х годах. В то время в США наблюдалось уменьшение рабочих мест в промышленности. Введенный в 1930-х годах тарифный режим президента Герберта Гувера усугубил Великую депрессию. Значительного восстановления производства не происходило до тех пор, пока не появились масштабные государственные инвестиции в оборонные закупки, которые последовали за вступлением США во Вторую мировую войну.

Многие из производственных достижений той эпохи сохранялись в течение десятилетий, а высокий уровень членства в профсоюзах промышленных профессий способствовал беспрецедентному росту и процветанию рабочих среднего класса.

По данным Бюро статистики труда США, занятость в отечественном производстве достигла пика в середине 1979 года и составила 19,6 млн рабочих мест. Затем последовали нефтяной кризис, шок Волкера и война Рейгана против профсоюзов. К началу 1983 года почти 3 млн рабочих мест были ликвидированы. Около половины из них вернулись к середине 1980-х годов, когда рецессия закончилась, но США больше никогда не превзошли максимум конца 1970-х годов, даже несмотря на то, что кампании «Покупай американское» продолжались. В обоих случаях поток инвестиций частного сектора в американскую промышленность, который должен был последовать за закупками американских товаров, так и не последовал.

В современном мире международных цепочек поставок провести эффективную кампанию «Покупай американское» стало еще сложнее. Товары и услуги зачастую не являются чисто иностранными или американскими.

Например, американская авиакомпания Delta летает на сотнях самолетов производства Airbus, ее штаб-квартира находится недалеко от Тулузы во Франции. Компания также конструирует свои самолеты на заводах в Европе и Северной Америке. Является ли полет на Delta покупкой американского? Honda - японская компания, но она производит автомобиль Accord в Огайо. Имеет ли это значение? А как насчет Chevrolet Silverado? Американская компания производит эту модель на заводах в США, Мексике и Канаде с использованием некоторых импортных компонентов.

И это только несколько примеров, когда обычные люди легко могут узнать происхождение товаров. А как насчет остальных? Даже если ваш хлопковый свитер связали в США, как узнать, где этот хлопок вырастили?

Если кампании «Покупай американское» не достигают заявленных целей, то в чем их смысл? По словам Фрэнк, самые громкие кампании имеют сходство. Во-первых, в их основе, как правило, лежат корпоративные интересы, хотя их обычно поддерживает множество обычных людей. В преддверии Американской революции многие состоятельные торговцы поддерживали бойкот импорта, по крайней мере, отчасти потому, что это давало им хорошие возможности для продажи некачественных товаров, залежавшихся на складах.

В 1933 году газетный магнат Уильям Рэндольф Херст сделал кампанию «Покупай американское» более заметной, приказав двум с лишним десяткам газет ежедневно в течение нескольких месяцев публиковать ее на первых полосах. В 1980-х годах одним из самых ярых сторонников «Покупай американское» был Роджер Милликен, текстильный магнат из Южной Каролины, печально известный борец с профсоюзами и будущий соучредитель Heritage Foundation. Он вложил миллионы долларов в маркетинговое продвижение кампании через собственную организацию Crafted With Pride, которая выпускала телевизионную рекламу о том, как американские рабочие теряют места из-за иностранцев, спонсировала конкурс «Мисс Америка» и подталкивала Walmart к созданию витрин с американскими продуктами в магазинах сети.

Вторая общая черта – кампании «Покупай американское» возникают в период национальных потрясений. О Херсте Фрэнк писала: «Движение «Покупай американское» в начале 1933 года стало возможным только потому, что его аргументы попали в благодатную почву. Страна находилась в кризисе, который президент отрицал, а многие люди уже были готовы замкнуться в себе».

Широкие движения «Покупай американское» отвергали не только иностранные товары, но и иностранных или небелых рабочих, даже тех, кто проживал на территории США. По крайней мере, в этом смысле кампании «Покупай американское» работают прекрасно: они берут существующее недовольство и волнения среди американских рабочих и переориентируют их с власть имущих на иностранную угрозу. Внезапно самые важные отношения в экономике труда возникают не между рабочими и собственниками, а между американцами и их иностранными оппонентами, и крупному бизнесу легче представить себя в качестве союзника американцев.

Американская промышленность десятилетиями находилась в кризисе. Ее безопасные рабочие места в профсоюзах в значительной мере были заменены более нестандартной работой в сфере обслуживания и ухода.

США - глубоко расколотая страна, где богатство все больше концентрируется в руках небольшого процента работающих людей, а все больше американцев винит в этом мигрантов, вытесняющих местных работников с хороших должностей или незаслуженно получающих поддержку от государства.

Американцев учат воспринимать себя как потребителей, чьи экономические обязанности выходят за рамки гражданских обязанностей, что делает патриотический шопинг возможным на концептуальном уровне. Поверхностная логика движения «Покупай американское» всегда позволяла легко объединять людей разных политических взглядов, даже если ничего не менялось. Новая администрация просто играет на популярной идее.