Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Проблемы люкса. Арт-рынок и роскошные бренды теряют покупателей » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Проблемы люкса. Арт-рынок и роскошные бренды теряют покупателей

21 апреля 2025 Финам Поздеева Екатерина

В этом году производители предметов люкса, премиальных авто и продавцы произведений искусства переживают сложные времена. Пандемийный бум, когда богатые клиенты активно покупали роскошные бренды и дорогие картины, подошел к концу. Экономическая и политическая нестабильность, царящие в мире, заставляют состоятельных покупателей пересмотреть траты, а введенные Трампом тарифы на импорт в США давят на иностранных производителей, в том числе, на европейские люксовые компании.

Продажи предметов искусства, люкса и премиальных авто рухнули
Все предметы люксового потребление столкнулись со снижением спроса в прошлом году. Так, по данным Forbes, в 2024-ом на 5% до $641 млрд сократились продажи премиальных марок автомобилей. Сектор предметов роскоши потерял 2%, продажи в нем снизились до $402 млрд.

Однако больше всего пострадал рынок предметов искусства. Согласно последнему отчету Art Market Report от ярмарки Art Basel и банка UBS, в прошлом году мировой арт-рынок рухнул на 12% до $57,5 млрд.

Как отмечает Клэр Макэндрю, автор исследования и глава компании Arts Economics, сокращение арт-рынка стало третьим по величине за последние 15 лет. Американский рынок, который уже много лет является ведущим для мирового искусства, снизился на 9%, арт-рынки Франции и Италии потеряли по 10%, а в Китае он рухнул сразу на 33%.

Как отмечает Bloomberg, снижение рынка спровоцировало уменьшение числа произведений искусства, переходящих из рук в руки на самых высоких уровнях. Неопределенность в отношении спроса заставила многих коллекционеров неохотно выставлять свои работы на публичные аукционы.

В 2024 году, согласно отчету Art Basel, более популярными оказались послевоенные имена и старые работы ныне живущих художников. Так, 7 из 20 самых дорогих работ, проданных в прошлом году, принадлежали 87-летнему Дэвиду Хокни. Его картина «Поливаемая лужайка» (1967) стала второй по стоимости работой современного художника, проданной в 2024 году за $28,6 млн на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. У Эда Руши, которому тоже 87 лет, три работы входят в топ-20 самых дорогих.

Только одна работа, выставленная на торгах, преодолела отметку в $100 млн. «Империя света» Рене Магритта была продана за $121 млн в прошлом году. Однако в целом в целом количество работ, собравших на аукционе более $10 млн, упало на 39% по сравнению с 2023 годом.

Больше всех пострадало так называемое «ультрасовременное» искусство, под которым в отчете Art Basel понимаются работы художников, родившихся начиная с 1970-х годов. Их продажи на аукционах рухнули в прошлом году на 36% до $1,4 млрд. Для сравнения в более оптимистичном 2021 году почти бесконечный поток ультрасовременных картин сыграл решающую роль в выводе арт-рынка из упадка. Тогда продажи работ современных художников достигли пика в $4,3 млрд.

Люксовые бренды пострадают от тарифов Трампа
Эксперты бьют тревогу, видя не самые радужные перспективы для предметов роскоши и искусства. Рост протекционизма и экономического национализма во всём мире угрожает разрушению глобализации, которая характеризовала рынок роскоши и искусства с конца прошлого века. Пока нет четкой ясности, будут ли распространяться тарифы Трампа на предметы искусства, но они точно затронут антиквариат и иностранные люксовые бренды.

Северная и Южная Америка, особенно США, являются вторым по величине рынком предметов роскоши в мире, на который в 2024 году приходилось 28% продаж после Европы с 30% продаж. Однако доходы европейских премиальных брендов, как пишет Forbes, во многом зависят от американских туристов.

ЕС является крупнейшим в мире поставщиком предметов роскоши, включая одежду, аксессуары, ювелирные изделия и часы, кожаные изделия, парфюмерию и косметику, на общую сумму $288 млрд. Американские тарифы станут серьезным ударом для европейского люкса.

Так, 24% доходов люксовой группы Kering, которая владеет многими роскошными брендами, в том числе, Gucci, приходится на Северную Америку.

Согласно Le Monde, Франция экспортировала в США предметов роскоши на $5 млрд в 2024 году. LVMH, крупнейшая в мире компания по производству предметов роскоши, частично защищена от влияния тарифов благодаря производственным площадкам, расположенным в США, не говоря уже о давней дружбе генерального директора Бернара Арно с Дональдом Трампом. LVMH получает около четверти доходов в США.

Hermès, второй по стоимости люксовый бренд по рыночной капитализации, почти на 20% зависит от продаж в Северной и Южной Америке. Исполнительный директор Аксель Дюма объявил, что компания повысит и без того заоблачные цены, если тарифы вступят в силу. Знаменитые сумки Birkin и Kelly стоят от $10 тыс.

Эксперты, опрошенные Forbes, отмечают, что ситуация с тарифами по-прежнему остается неопределенной. Тем не менее, люксовые бренды могут пострадать не только из-за самих тарифов, но и от реакции на них покупателей предметов роскоши. В ситуации неопределенности и вынужденного роста цен люди будут откладывать покупку аксессуаров, ювелирных изделий, дорогой одежды и мебели и даже премиальных авто. Всех это нанесет серьезный удар по производителям предметов роскоши.

Арт-рынок предлагает более доступные работы, а что люксовые бренды?
Несмотря на то, что на люксовом и арт-рынке все сложно, есть и некоторые проблески. Так, согласно отчету Art Basel, явка на последнюю ярмарку Art Basel в Гонконге в конце марта выглядела хорошо, поскольку посетители, в том числе VIP-покупатели, вернулись из материкового Китая. Рынок начинает больше смотреть в сторону китайских покупателей, поскольку возникают проблемы с продажами в США.

Кроме того, несмотря на спад на аукционных торгах, один из сегментов, а именно произведения искусства стоимостью до $5 тыс., за прошлый год вырос на 7% в цене и на 13% по числу проданных лотов. Цифровая трансформация позволяет галереям и дилерам охватить более широкую аудиторию, которая готова покупать предметы искусства по более низким ценам.

Как отмечает Bloomberg, люксовые бренды могут последовать примеру арт-рынка и тоже начать продавать более доступные вещи широкой аудитории, например, начать ориентироваться больше на средний класс, чем на сверхбогатых клиентов.

Louis Vuitton перевыпустил свою успешную коллекцию начала нулевых, созданную в сотрудничестве с японским художником Такаши Мураками. В ней есть как и ультрадорогие сумки по $12 тыс., так и более доступные варианты с ценником ниже $3 тыс., а некоторые вещи из нее стоят меньше $1 тыс. Такое разнообразие поможет бренду привлечь покупателей с разным уровнем достатка.

Роскошный бренд Christian Dior также представил сумку D-Journey по чуть более доступной цене, чем его обычные сумки и другие вещи, от $4 тыс.

Однако не все представители люкса согласны с таким подходом. Так, бывший финансовый директор LVMH Жан-Жак Гиони заявил в октябре 2024 года, что было бы ошибкой заходить слишком далеко в этом направлении доступности, поскольку бренды группы ориентированы на премиальный сегмент рынка.