Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Король масс-маркета. Как Амансио Ортега создал бренд Zara и стал одним из богатейших людей мира » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Король масс-маркета. Как Амансио Ортега создал бренд Zara и стал одним из богатейших людей мира

21 апреля 2025 Финам Поздеева Екатерина

Испанский миллиардер Амансио Ортега хорошо известен в модной индустрии. Он основал гиганта розничной торговли Inditex, который владеет многими брендами одежды, в том числе, популярной маркой Zara. Благодаря быстрому выпуску недорогих вещей для массового рынка его компании стали успешными, а самого Ортегу в медиапространстве окрестили «пионером быстрой моды» и «королем масс-маркета». При производстве одежды его компании ориентируются на тренды, заданные подиумной модой и известными людьми. Они актуальны на пару сезонов и сменяют друг друга, заставляя покупателей регулярно раскошеливаться на обновки.

Finam.ru рассказывает о пути Амансио Ортеги от выходца из бедной семьи до владельца многомиллиардной модной империи.

Помощник портного
Амансио Ортега Гаона родился в 1936 году в небольшой деревне на севере Испании в семье железнодорожного рабочего и горничной. В то время в стране началась Гражданская война и семья часто переезжала из одного города в другой. В семье было четверо детей, жили они очень бедно.

Именно это заставило Ортегу рано начать работать. Однажды в 1949 году матери будущего миллиардера не продали продукты в долг, он навсегда запомнил это чувство беспомощности и решил бросить учебу, чтобы начать зарабатывать деньги. Ортега устроился помощником к портному, который шил роскошные рубашки, и сам научился шить вручную. В течение следующих 14 лет его повысили до помощника управляющего и управляющего магазином. Так Ортега получил непосредственный опыт работы не только с клиентами, но и с закупками тканей и других материалов для пошива одежды.

Принципы быстрой моды и Confecciones GOA
К началу 1960-х годов Ортега уже разработал основные принципы работы бизнес-модели, которую позже назовут «быстрой модой». Вместо того чтобы просто закупать ткани и шить какую-то одежду в надежде, что ее купят, он решил выяснять, какие модели были модными и интересными для покупателей, и создавать их копии из более доступных тканей и продавать по низким ценам.

Получив разрешение от работодателя на создание собственных дизайнов, Ортега, его будущая жена Росалия Мера и трое его братьев и сестёр открыли в своём доме мастерскую, где шили стёганые халаты и нижнее бельё по образцам дизайнерских брендов, а затем продавали их по доступным ценам розничным продавцам.

Два основных принципа успеха бизнеса Ортеги - следование вкусам клиентов и скорость. Опираясь на них, его модная империя работает до сих пор.

В 1963 году Ортега основал свою первую компанию Confecciones GOA (три последние буквы в названии - это его инициалы в обратном порядке). В течение 10 лет он расширял клиентскую базу и мощности бизнеса. К 1973 году на них работало уже более 500 сотрудников.

Успех Zara и Inditex
В 1975 году Ортега был готов перейти на следующий уровень - прямые продажи одежды клиентам. В том же году в испанском городе Ла-Корунье открылся первый бутик Zara, одной из самых успешных марок в истории моды.

В 1977 году в Ла-Корунье были открыты штаб-квартира компании и первые фабрики Zara по производству одежды. К 1983 году в торговых районах городов Испании было девять магазинов Zara, в 1984 году открылся первый логистический центр компании.

В 1985 году, когда Ортега готовился к международному запуску бренда Zara, Inditex была официально зарегистрирована как материнская компания Zara. Первый магазин Zara за пределами Испании открылся в Португалии в 1988 году, а затем быстро последовали Нью-Йорк (1989), Париж (1990), Мехико (1992), Афины (1993), Бельгия и Швеция (1994), Мальта (1995), Кипр (1996), Норвегия и Израиль (1997).

В 1991 году Ортега начал расширять портфель Inditex. Он запустил бренд одежды Pull&Bear, приобрел и запустил женскую линию Massimo Dutti. В 1998 году он представил молодежный бренд одежды Bershka.

В 2001 году Inditex вышла на Мадридскую фондовую биржу с оценкой в 9 млрд евро. Ортега, продав более 20% своей доли в компании, стал самым богатым человеком в Испании с состоянием свыше в 4,6 млрд евро.

В течение следующего десятилетия, будучи председателем совета директоров, генеральным директором и мажоритарным акционером компании Inditex, Ортега проводил агрессивную политику расширения и приобретения новых магазинов, добавляя новые форматы и сети с такой скоростью, что только в период с 1999 по 2004 годы Inditex удвоила количество своих магазинов.

В 2025 году Амансио Ортеге принадлежит 60% акций Inditex, у которой восемь брендов одежды и свыше 5 тыс. магазинов по всему миру. В 2022 году он передал бразды правления Inditex своей дочери Марте Ортега.

Инвестиции в недвижимость и благотворительность
Другим увлечением миллиардера стали масштабные инвестиции в недвижимость. Ортега ежегодно получает более $400 млн дивидендов, которые вкладывает в квадратные метры в Европе и в Северной Америке.

По данным Bloomberg, к 2020 году портфель недвижимости Ортеги стал самым крупным среди европейских миллиардеров и достиг $17,2 млрд. В 2024 году портфель недвижимости разросся до 20 млрд евро, объекты расположены в 11 разных странах.

Компания Pontegadea Inversiones, которая является семейным офисом семьи Ортега и вкладывает деньги в недвижимость, сдает европейские и канадские офисы и складские помещения в аренду технологическим гигантам Amazon и Apple, а также конкурентам Inditex - брендам одежды H&M и Gap.

В 2001 году Ортега основал благотворительный Фонд Амансио Ортеги, который занимается вопросами образования и социального обеспечения.

Самыми крупными стали пожертвования фонда Ортеги в размере 344 млн евро для испанских государственных больниц в 2017 году, а также 20 млн евро международной римско-католической благотворительной организации Cáritas на обеспечение нуждающихся в Испании едой, лекарствами, жильём и школьными принадлежностями в 2012 году.