Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как себя чувствуют лизинги ? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как себя чувствуют лизинги ?

25 апреля 2025 Invest Era Николаев Артем

В условиях жесткой денежно-кредитной политики по итогам 2024 года новый бизнес в РФ снизился на 7% и составил 3,3 трлн рублей, показав отрицательную динамику в розничных сегментах и стагнацию в корпоративных. Основное снижение пришлось на конец года, когда ключевая ставка закрепилась на высоком уровне: если динамика нового бизнеса за 9м2024/9м2023 составила +6% г/г, то за 4кв2024/4кв2023 наблюдается сокращение на 36%. В 2024 году поддержку лизинговому бизнесу оказали крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых просадка рынка могла составить до 17% г/г.

Розничные сегменты 📊

Розничные сегменты за 2024 год снизились на 9% г/г преимущественно за счет сокращения объема нового бизнеса с грузовыми автомобилями и строительной техникой. Наибольший спад пришелся на грузовые автомобили (-18% г/г), которые годом ранее показали более чем двукратный прирост нового бизнеса. В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику в виду роста издержек (лизинговые платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание). Лизинг строительной техники показал снижение на 23% г/г, что стало следствием уменьшения деловой активности в строительном секторе. Небольшую, но положительную динамику в розничных сегментах сохраняют легковые автомобили: +8% относительно более слабого прироста в 2023 году в отличие от грузовых автомобилей.

Спрос со стороны бизнеса на приобретение новой техники и оборудование продолжат ограничивать высокие ставки, которые значительно снижают рентабельность инвестиций в основной капитал. Ситуацию могут исправить стабилизационные программы поддержки отдельных секторов экономики со стороны государства, которые в настоящее время выделяются в весьма ограниченном объеме. Как следствие, новый бизнес в 2025 году может снизиться на 15–25% относительно уровня 2024-го.

Основная проблема лизингового бизнеса сейчас- рост неплатежей и изъятий. Эти показатели растут у абсолютно всех лизингов. В относительных цифрах к ЧИЛ сток изъятой техники по отрасли в среднем по итогам 2024 года составляет около 3,3%, что не является критичным. Однако, его доля выросла в два-три раза в результате увеличения частоты дефолтов и снижения спроса на технику. Далее, всё зависит от конкретного лизингового портфеля и того, как компания с ним работает. Также надо понимать, что лизинги всегда создают резерв на кредитные убытки, который способен компенсировать часть проблем. Многое зависит от степени диверсификации портфеля, особенно по клиентам. Грубо говоря, если не платит клиент, который занимает 15% от общего портфеля, то это большая беда, а если маленький с 1%, то не серьёзная неприятность. На эту проблему многие компании ответили увеличением авансов по сделкам. Вероятно, это отразится на качестве портфеля во второй половине 2025 года, но дополнительно замедлит рост нового бизнеса.

Итоги ☝️
Надо отдать должное руководителям лизинговых компаний. В подавляющем большинстве это очень квалифицированные и опытные люди, которые эти тренды увидели задолго до нас с вами. И начали наращивать резервы по неплатежам. В итоге, сейчас когда всё выглядит, как острая фаза, для многих компаний она таковой не считается, ибо всё зарезервировали. Сейчас основная задача - реализация без сильного дисконта или передача в новый лизинг изъятой техники. Если они справятся с этой задачей, КС начнут снижать, портфель не будет дальше ухудшаться по неплатежам, то в 2026 год лизинги войдут вполне здоровыми. Поэтому я не вижу серьёзных проблем в лизингах, как отрасли. Поверьте, у них гораздо больше порядка, чем у многих МСП. Да, им важен доступ к рефинансу, но пока он есть маловероятно, что мы увидим массовые дефолты лизингов.