Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему Саудовская Аравия решилась на снижение цен на нефть » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему Саудовская Аравия решилась на снижение цен на нефть

5 мая 2025 Bloomberg | Нефть
Примечание: среднее значение за год

Потому что Эр-Рияд думает не только о стоимости барреля.
У картелей есть один и только один смысл существования: повышать цены. ОПЕК — самый известный из всех картелей, является хрестоматийным примером. Так почему же Саудовская Аравия, возглавляющая группу, снижает цены?

По всей видимости, королевство пытается восстановить дисциплину среди производителей-изгоев: Казахстан, Ирак и Объединенные Арабские Эмираты мошенничают с целевыми показателями добычи. Чтобы заставить их вернуться к честному сотрудничеству, Эр-Рияд голосует на заседаниях ОПЕК+ за увеличение добычи для всей группы, надеясь, что последующее снижение цен заставит возмутителей спокойствия подчиниться.

Объяснение имеет большой смысл. Во-первых, потому, что обман реален, он становится все хуже, а непослушные страны проигнорировали предупреждения. Во-вторых, потому что Саудовская Аравия уже делала это раньше, начав ценовые войны против мошенников ОПЕК в 1985–86, 1998 и 2020 годах.

Однако я не уверен, что дело только в этом.

Чтобы оценить политику Саудовской Аравии в отношении нефти, всегда полезно сосредоточиться на том, что делает королевство, а не на том, что оно говорит — будь то публично или в частном порядке. Действия довольно прозрачны: более высокая добыча приводит к снижению цен на нефть. Важно то, что Эр-Рияд не предпринял никаких усилий, чтобы поднять рынок. На самом деле, все наоборот. В последние дни саудиты тихо послали сообщение другим в ОПЕК и за ее пределами: мы можем жить с низкими ценами на нефть. И читая между строк, Эр-Рияд, похоже, стремится удерживать нефть марки Brent ниже 70 долларов за баррель, а возможно, даже еще ниже, что является значительным отходом от его предыдущей так называемой политики Saudi First, направленной на поддержание цен как можно ближе к 100 долларам.

Понимание нового подхода имеет решающее значение перед следующей встречей группы восьми стран ОПЕК+, запланированной на 5 мая. Желание наказать мошенников является одним из объяснений сдвига. Но Казахстан звучит скорее как побочная выгода новой политики, а не ее главная причина. Саудовская нефтяная политика многомерна: она может преследовать несколько целей одновременно. Итак, вот несколько обоснованных предположений о ключевых соображениях Эр-Рияда:

1) Саудовская Аравия поняла, что ее предыдущая политика «как можно ближе к 100 долларам за баррель» была неустойчивой, поскольку она потребовала бы дальнейшего сокращения добычи. Чтобы поддерживать высокие цены, добыча Саудовской Аравии в прошлом году была самой низкой с 2011 года. Если бы Эр-Рияд сохранил политику высоких цен, он, вероятно, не смог бы увеличить добычу ни в 2025, ни в 2026 году. Перспективы на период после этого — в 2027 или 2028 году — выглядели все более сложными для расширения, потенциально обрекая Эр-Рияд на вечно низкую добычу.

Добыча нефти в Саудовской Аравии упала до самого низкого уровня с 2010 года
Королевство сократило добычу в попытке искусственно удержать цены на нефть на уровне 100 долларов за баррель, но теперь отказалось от этой политики

2) Министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман давно признал, по крайней мере, в частном порядке, что Эр-Рияд выиграл от санкций США в отношении двух соперников ОПЕК+: Ирана и Венесуэлы. Если бы кто-то из них производил что-то близкое к уровню до санкций, Саудовская Аравия давно столкнулась бы с более низкими ценами или более низким производством — или и тем, и другим. Принц Абдулазин также действовал, исходя из предположения, что санкции не будут длиться вечно. Если Эр-Рияд чувствует, что этот день приближается — скажем, потому, что Белый дом ведет переговоры с Тегераном — это, вероятно, помогло бы увеличить добычу перед потенциальными переговорами ОПЕК+ о том, как справиться с возвратом в настоящее время простаивающих мощностей.

3) Саудовская Аравия ведет ценовые войны не только с конкурентами ОПЕК+; исторически она также сражалась с внешними производителями — крупнейшими из которых были США. В 2014–16 годах она наводнила рынок, чтобы сокрушить американских производителей сланца. Известно, что бывший министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими сказал американским бурильщикам в феврале 2016 года, что они могут «снизить издержки, занять наличные или ликвидировать» в условиях цен ниже 50 долларов за баррель. Но объявление еще одной ценовой войны против сланца было бы политически сложным для Эр-Рияда. Да, Дональд Трамп хочет более низких цен на нефть, даже если это навредит его внутренней энергетической отрасли. Но я не уверен, что американские законодатели — вспомните сенатора Теда Круза из Техаса и Лизу Мурковски с Аляски — согласны.

4) Саудовская Аравия почти десять лет тесно сотрудничала с Россией. Но эти отношения, которые, по общему признанию, продлились дольше, чем многие изначально предполагали, кажутся скорее транзакционными, чем стратегическими. Президент России Владимир Путин налаживает более теплые отношения с Трампом, и Москва может однажды отвернуться от Эр-Рияда. Возможно, саудиты чувствуют изменение тона в Кремле и подстраховываются, увеличивая добычу до того, как произойдет реальный раскол.

5) Наконец, саудиты ведут переговоры с США по нескольким вопросам: гарантии обороны, оружейные контракты, Иран и гражданская ядерная программа Саудовской Аравии. Нефть, безусловно, играет свою роль в этих переговорах. Трамп направляется в Эр-Рияд в мае, делая страну частью своей второй зарубежной поездки (первая была незапланированная поездка в Рим на похороны Папы).

В конечном итоге, многие из этих соображений определят обоснование Саудовской Аравией снижения цен на нефть. Один из них будет основным драйвером, в то время как другие будут побочными выгодами. Удержание Казахстана в узде более вероятно среди части последних, чем первых.

Автор: Хавье Блас