В 2025 году Голливуд пытается адаптироваться к культурным изменениям, вызванным развитием технологий и интегрировать ИИ в работу. Европейские политики озабочены возможным введением тарифов на импорт фильмов в США и хотят создать свою альтернативу популярным американским сервисам. Российские кинотеатры переживают падение спроса из-за нехватки в прокате популярных голливудских фильмов.
Вместе с тем, по прогнозам, собранным Statista, в 2025 году доходы мировой киноиндустрии достигнут 86,1 млрд. В среднем они будут расти на 4,9% ежегодно до 2029 года.
Finam.ru рассказывает, с какими трудностями сталкивается кинорынок в 2025 году.
Голливуд в упадке. Трамп грозит новыми тарифами на зарубежные фильмы
Американский президент Дональд Трамп всерьез обеспокоен «упадком в Голливуде». Он написал в своей соцсети Truth Social, что уже поручил министерству торговли заняться вопросом и ввести 100-процентные пошлины на импорт зарубежных фильмов в США. По словам Трампа, киноиндустрия в стране умирает, поскольку американских кинематографистов переманивают к себе другие страны. Например, налоговые льготы на киносъемки в Канаде и Ирландии стимулируют студии переносить туда производство фильмов. За рубежом снимаются многие американские блокбастеры, например, самый кассовый на данный момент фильм 2025 года - «Minecraft в кино».
Однако, как пишет The Guardian, эксперты киноиндустрии считают, что главная угроза американскому кинорынку исходит не от иностранных фильмов, а от стриминговых сервисов, расцвет которых пришелся на пандемийные годы. Именно стриминговые платформы, такие как Netflix, переманили к себе львиную долю кинозрителей. Кроме того, угроза ИИ вызывает протесты со стороны сценаристов, актеров и других представителей индустрии.
Противники тарифного подхода к кино напоминают, что киноиндустрия – это глобализированная сфера услуг, а не фабрика по производству физических товаров, поэтому вводить 100%-ные тарифы на фильмы, произведенные за пределами США, так же неверно, как и устанавливать тарифы на подписку Netflix, Amazon или Apple в зависимости от того, в какой стране был создан их стриминговый контент. Введение тарифов на фильмы может привести к повышению стоимости билетов в кино и отпугнуть американских зрителей, что нанесет ущерб и кинотеатрам, и индустрии в целом.
Тем временем, у голливудских киностудий может появиться конкурент в лице Google. Как пишет Business Insider, поисковый гигант запустил инициативу под названием 100 Zeros, в рамках которой будет искать кинопроекты для продюсирования и финансирования. Как отмечает Reuters, таким образом американских технологический гигант стремится повысить узнаваемость своих новых технологий, в том числе искусственного интеллекта. У Google уже есть партнёрские отношения с компанией Range Media, которая объявила, что в течение следующих 18 месяцев они совместно с Google будут снимать фильмы об искусственном интеллекте.
Макрон хочет импортозаместить Netflix
На европейском рынке доминируют американские медиаплатформы - Netflix, Walt Disney и Apple. Местные стриминговые сервисы - французский Salto, финансируемый государством, и итальянский ITsART - проигрывают в рыночной гонке американским игрокам. Однако вероятное введение 100% тарифов на иностранные фильмы в США не устраивает европейских лидеров. В частности, французский президент Эмманюэль Макрон хочет обсудить этот вопрос с канцлером Германии Фридрихом Мерцем, который на этой неделе приезжает в Париж. Если раньше французский лидер просто финансировал американские сервисы, чтобы они показывали больше локального контента, то теперь он задумался о местной европейской альтернативе, способной конкурировать с популярными стриминговыми платформами из США.
Французский и немецкий лидеры видят в этом защиту европейской культуры и демократии. Так, Макрон и Мерц хотят совместными усилиями развивать франко-германскую телерадиокомпанию ARTE, основанную их предшественниками Франсуа Миттераном и Гельмутом Колем. Как пишет Bloomberg, обычно эта компания ассоциируется с интеллектуальным контентом, таким как опера. Однако она доказала, что может привлечь миллионы зрителей онлайн-концертами в жанре тяжелого металла. Этот шаг может стать первым серьезным решением, способным привести к консолидации европейских медиакомпаний. Аналитик Bloomberg Intelligence Том Уорд видит препятствия в виде регулирования, языковых барьеров и потребительских предпочтений. По мнению эксперта, настоящий «убийца Netfilx» появится в Европе еще нескоро. Однако и бездействие может дорого обойтись европейцам в тарифной войне с США.
Россияне стали меньше ходить в кинотеатры
Российские кинотеатры переживают непростые времена с 2022 года, когда многие западные студии отказались показывать свои премьеры в России. Голливудские фильмы были самими популярными у россиян, киносети завозили некоторые громкие премьеры и показывали их пиратским образом, но все равно количество зарубежных картин в прокате значительно снизилось.
Как пишет «РБК» со ссылкой на данные Единой автоматизированной информационной системы Фонда кино, в первом квартале 2025 года посещаемость российских кинотеатров упала до трехлетнего минимума - 39 млн зрителей. Худший результат был только в 2022-ом году - 34,2 млн зрителей за первый квартал. Однако благодаря ценам на билеты кассовые сборы кинотеатров растут. Так, за первый квартал 2025-го они составили 17,3 млрд рублей. Выше, 18,4 млрд рублей, результаты были только за аналогичный период 2024 года. По подсчетам «РБК», средняя стоимость билета в кино в России за год выросла на 17% до 438,8 рублей.
Как пишут «Известия» со ссылкой на данные исследования компании Wanta Group, 33% россиян перестали ходить в кино из-за высоких цен на сеансы. Доля жителей российских городов, которые предпочитают смотреть кино дома, достигла 54%. Эксперты предупреждают, что это не предел, и в обозримом будущем билеты в кино в стране могут подорожать до 500 рублей и выше.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
