💲Инфляция — один из главных врагов капитала. Она тихо и незаметно разъедает ваши сбережения, превращая сегодняшние 100 тысяч рублей в 70–80 тысяч через пару лет. Важно понимать, как она работает, чтобы защититься от её воздействия и минимизировать вилку между реальной доходностью и номинальной. #ПолиГрамотность
👀Разовое повышение цен еще не инфляция, потому как один из главных признаков – именно устойчивое повышение общего уровня цен. Грубо говоря, когда мы говорим об инфляции, то имеем ввиду неоднократное, периодическое повышение цен на товары/услуги из различных групп Почему цены растут так быстро?
🔹 Денежная масса растёт быстрее товаров – если денег в экономике становится больше, а количество товаров не увеличивается, цены ползут вверх. Реальный сектор экономики не успевает за увеличивающимся спросом
🔹 Слабеет рубль – импорт дорожает, а следом растут цены на локальные товары (ведь компоненты часто закупают за валюту). Это могут быть как технологии, сырье, так и конечные товары
🔹 Рост издержек бизнеса – дорожают энергоресурсы, логистика, зарплаты, и компании перекладывают это на потребителей. Даже на одном только росте зарплат можно увидеть замкнутый инфляционный круг. Товары дорожают, работники требуют больше денег, производитель несет больше издержек и закладывает их в цену товара, тем самым инициируя новый виток.
🔹 Инфляционные ожидания – если люди ждут роста цен, они начинают покупать «впрок», создавая ажиотажный спрос. Особенно сильно это отражается в сегменте товаров длительного потребления: бытовая техника, авто, недвижимость.
🍱В России инфляцию считает Росстат по потребительской корзине (еда, ЖКХ, транспорт, одежда и т. д.). Но есть нюансы:
💰Официальная инфляция может не совпадать с вашей личной (если вы едите авокадо и ездите на такси, ваш персональный рост цен может быть 15–20%, вместо заявленных 10%).
🎳Есть ещё «ядро инфляции» – без учёта сезонных скачков (например, фрукты зимой всегда дороже, энергоресурсы также дорожают на фоне холодов, летом ажиотажный спрос на курорты). Ядро – это те товары и услуги, изменение цены которых не сопровождается сезонными изменениями.
📌Забавный (на самом деле, грустный) факт: если инфляция 10% в год, то через 5 лет 1 млн рублей превратится в 590 тыс. по покупательной способности, а через 10 лет — в 350 тыс. Какие компании переживут инфляцию без серьезных потерь?
✔️ Сырьевой сектор — их продукция дорожает вместе с инфляцией + в секторе свои особенности ценообразования и регулирования
✔️ Финансовый сектор — растут процентные доходы, если повысят ставку (как мера борьбы с инфляцией) + на фоне инфляционных ожиданий люди готовы потреблять сегодня в счет будущего (нередко посредством потребительского кредитования)
✔️ IT-компании с высокой маржинальностью — могут повышать цены на услуги, так как спрос на продукт может быть довольно неэластичным. Условно, если цену за подписку на сервис повысят с 250 рублей до 300 (+20%), то вряд ли некая желтая IT компания потеряет хотя бы 5% пользователей, особенно, принимая во внимание развитую экосистему продуктов.
✔️ Потребительский сектор – спокойно может перекладывать инфляцию на потребителя. Люди будут хотеть есть всегда, возможно, чуть изменится состав продуктовой корзины.
😵В период высокой инфляции проигрывают компании, которые не могут сильно переложить возросшие затраты на потребителя, имеющие долги в валюте, да и практически любой бизнес с низкой маржинальностью.
🚨Для инвестора важно глубокое понимание процесса, мер, которые потенциально может использовать регулятор для борьбы с ростом цен, чтобы всегда иметь запасной план, уметь прогнозировать вектор развития экономики и принимать верные решения, пережидая период высокой инфляции.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
