Российский авторынок проходит период трансформации. С одной стороны, санкции и уход многих западных брендов из России обострили необходимость импортозамещения и локализации машин в стране. С другой - высокие ставки по кредитам усложнили покупку авто и давят на продажи дилеров. Кроме того, курс рубля продолжает укрепляться.
Finam.ru рассказывает, как снижение кредитования, локализация и укрепление курса рубля повлияют на авторынок в 2025 году.
Продажи и закупки китайских авто замедляются. Такси ждет локализация
В 2025 году продажи автомобилей в России снижаются. Как пишет «Коммерсант» со ссылкой на данные ассоциации «Российские автомобильные дилеры», с января по апрель в стране было реализовано 375 тыс. новых машин. По сравнению с прошлым годом «АВТОВАЗ» потерял каждого пятого покупателя.
В последние месяцы на авторынке наметился тренд на локализацию. Так, в апреле 2025-го выпуск отечественных легковых авто увеличился на 11% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, в апреле Россия стала закупать меньше китайских авто и, как подсчитало «РИА Новости» по данным таможни КНР, опустилась на шестое место в мире по объему закупок машин из Поднебесной. За месяц он сократился на 16,2% до $507,1 млн. По данным «Автостата», всего в апреле в Россию было импортировано 33,8 тыс. новых авто, что на 42% меньше, чем в прошлом году.
В то же время недавно президент России Владимир Путин подписал закон о локализации машин в такси, который начнет действовать с марта 2026 года. Тогда новый автомобиль будут включать в реестр такси только при определенной степени его локализации, которая измеряется в количестве баллов, установленном правительством для госзакупок. При этом 1 млн 46 тыс. машин такси, которые уже зарегистрированы, смогут работать весь срок эксплуатации. Как ожидается, эта мера поддержит российских производителей авто, увеличит спрос на их машины на 40-50 тыс. в год и принесет 10-12 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений в бюджет.
Автокредиты стали дороже. Автобренды и госведомства ищут альтернативы
Ключевая ставка ЦБ составляет 21% годовых, что снижает доступность кредитов для россиян. Так, по данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2025 года средний размер выданных автокредитов в России составил 1,26 млн рублей, что на 9,2% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» также отмечают, что значительный спад кредитования на авторынке произошел в начале 2025-го. Так, в феврале было выдано 62,31 тыс. автокредитов на сумму 76,73 млрд рублей, что на 37% и 47% соответственно ниже, чем за аналогичный период 2024 года.
По словам экспертов, из-за удорожания кредитов, российский авторынок столкнулся с проблемой переполнения складов дилеров новыми автомобилями. К началу 2025 года на складах накопилось около 700 тыс. нереализованных авто, что почти вдвое превышает показатели предыдущего года. Прогнозы на оставшуюся часть 2025 года также указывают на возможное продолжение спада. По оценкам аналитиков, количество выданных автокредитов может снизиться на 10% по сравнению с предыдущим годом.
В условиях ужесточения кредитных условий бренды совместно с государственными органами ищут альтернативы и возможности расширить льготные программы. Так, в программу «Семейный автомобиль» включили семьи с двумя детьми. Раньше принять участие в ней могли только многодетные семьи с тремя и более детьми. В 2025 году такие семьи могут с базовой скидкой 20% приобрести авто ценой до 2 млн рублей. При этом автомобиль должен иметь локализацию не ниже 2 тыс. баллов.
Кроме того, концерн «АВТОВАЗ» уже обсуждает с Минпромторгом возможность прямого субсидирования скидок на автомобили LADA, две трети продаж которых, по данным бренда, осуществляются в кредит.
Как повлияет на автомобильные цены укрепление курса рубля?
В последние месяцы в России наблюдается существенное укрепление курса рубля. Как это повлияет на цены на авто?
По словам экспертов ГК «АвтоСпецЦентр», цены на автомобили на российском рынке формируются под влиянием множества факторов, и курс национальной валюты не является ключевым параметром, определяющим их динамику. В структуре себестоимости авто значительную долю занимают производственные затраты, логистика, налогообложение, таможенные пошлины, рыночный спрос и предложения от производителей. Компании, работающие на российском рынке, выстраивают долгосрочную ценовую политику, которая учитывает множество макроэкономических факторов, а не только валютные колебания.
Аналитики отмечают, что в текущих условиях производители адаптируют свою стратегию к специфике каждого рынка, ориентируясь на стабильность поставок, себестоимость компонентов и конкуренцию в сегменте. Это означает, что укрепление рубля не приведет к снижению стоимости автомобилей, так же, как и ослабление национальной валюты не всегда влечет за собой их удорожание. Производители, принимая решение о корректировке цен, исходят из рыночной ситуации в целом, а не только из валютных факторов. Кроме того, на стоимость автомобилей существенно влияют колебание цен на сырье и компоненты. Это оказывает большее влияние на конечную цену автомобиля, чем сам курс валют.
Эксперты ГК «АвтоСпецЦентр» ожидают, что в 2025 году общий объем российского авторынка может остаться на уровне 2,1–2,3 трлн рублей из-за роста среднего чека, обусловленного повышением цен на автомобили.
«АВТОВАЗ» ожидает снижение продаж легковых автомобилей с 1,7 млн в 2024-ом до 1,2 млн машин в 2025 году.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
